Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя дефектолога общеобразовательной школы.
Оценка 4.8

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя дефектолога общеобразовательной школы.

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
07.03.2021
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя дефектолога общеобразовательной школы.
Применение здоровьесберегающих технологий.docx

Применение здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-дефектолога  общеобразовательной школы

 

Материал может быть использован на занятиях логопедами различных образовательных организаций, учителями, воспитателями и в домашних условиях родителями.

   В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей  остается актуальной. Это объясняется тем, что с внедрением новых стандартов образования предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. При этом согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей, приходящих в школу,  значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15, 1%.

       В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.  

    В силу своей специфики весь коррекционно — образовательный процесс на логопедическом пункте   строится с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

       На занятиях можно условно выделить несколько направлений применения технологий:

1.                           Технологии сохранения и стимулирования здоровья: рациональная организация учебного процесса, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физ.минутки, подвижные игры.  

2.                           Технологии обучения здоровому образу жизни:  проблемно-игровые и коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж,

3.                           Коррекционные технологии:  Су-джок терапия, хромотерапия, ароматерапия, психогимнастика.

  Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует  у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

 Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

            Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий  проводится мышечная релаксация. 

              Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. 

Упражнения проводятся со звуковым сопровождением звуков природы в сочетании со спокойной классической музыкой.

            Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. 

 Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. 

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, игры на поддувание различных игрушек и легких предметов, блок «Просодика» логопедической компьютерной программы «Игры для Тигры», дыхание по Сметанкину А.А., направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.  Параллельно с дыхательными проводятся и голосовые упражнения, направленные на развитие силы, высоты, тембра голоса, темпа речи.

      Артикуляционная гимнастика — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. 

Упражнения для артикуляционной гимнастики   подбираются в зависимости от тех артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.  Данный вид гимнастики проводится перед зеркалом, может сопровождаться  мультимедийной презентацией, проводиться с опорой на наглядные изображения выполнения упражнений.

 Немецкий философ И.Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. 

С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны:

— пальчиковые игры с мелкими предметами (крупы, пробки, прищепки, шнуровки и др.)

— пальчиковые игры со скороговорками; 

— пальчиковые игры со стихами; 

— пальчиковая гимнастика; 

— пальчиковый алфавит; 

          — различные штриховки, раскраски;

   — кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок», а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

  Биоэнэргопластика – сочетанная, объединенная гимнастика для тренировки артикуляционного аппарата и мелкой моторики  кистей рук. Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

                 Исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

 В своей работе я использую разные виды массажа:

  — су-джок терапия обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. 

                Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец: 

Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке. 

Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука. 

Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко. 

— Аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су-Джок). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.  В настоящее время известно 170 биологически активных точек, размещающихся на поверхности ушной раковины. Массаж быстро мобилизует силы организма, помогает расслабиться или повысить активность, приводит к улучшению физического и эмоционального состояния.

— массаж лица и шеи по основным массажным линиям.

 При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки.  

  Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых   во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

 

5.Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз

При её проведении используется движение наглядно– дидактического материала (использование подвижных “мобилей”, прикрепленных к основе изображений бабочки, звезды и др., использование презентаций с движущимися изображениями по заданным траекториям), что позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность.  

 При закреплении усвоенного речевого материала (звуков, лексико-грамматических конструкций) часто используются активные игры «Живые звуки», «Построим предложение» и т.п., где за каждым ребенком закреплен звук или слово, и нужно совместно выстроиться, чтобы получилась заданная конструкция (задание может быть как в форме простой инструкции: «Соберите из ваших звуков слово «МЯЧ»; в форме картинки: «Соберите слово – название этой картинки», «Соберите название лишней картинки в этом ряду» и т.д.; в форме описания или загадки). При закреплении предлогов, обозначающих положение, без деятельности тоже не обойтись. Дети выполняют инструкции, находясь в разных ситуациях (под партой, за шторой и т.п.)

 Учитель-дефектолог  на своих занятиях проводит большую работу по развитию  психологической базы речи: мышления, памяти, внимания с использованием наглядного и речевого материала, дидактических игр.

      Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать вопросы развития физиологической и психологической базы речи  и проводить коррекцию речевых нарушений без ущерба здоровью детей. При систематическом, регулярном применении названных технологий наблюдается снижение пропусков занятий по болезни на 35-40%,   процесс нормализации речи занимает меньше времени, являясь более систематическим и эффективным.

 


 

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога общеобразовательной школы

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога общеобразовательной школы

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата

Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений

Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений

В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание

В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки

Построим предложение» и т.п., где за каждым ребенком закреплен звук или слово, и нужно совместно выстроиться, чтобы получилась заданная конструкция (задание может быть как в…

Построим предложение» и т.п., где за каждым ребенком закреплен звук или слово, и нужно совместно выстроиться, чтобы получилась заданная конструкция (задание может быть как в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021