Информатизация системы образования вообще, и дополнительного образования в частности, рассматривается в Республике Беларусь как одно из значимых направлений модернизации образовательного процесса.
Владение информационно – коммуникационными технологиями позволяет создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы для проведения занятий. Педагогический опыт показывает, что применение электронных средств обучения (ЭСО) в работе расширяет возможности педагога в выборе и реализации средств и методов обучения.
Рассматривается практический опыт использования ЭСО при подготовке к областному этапу конкурса "Педагог года дополнительного образования 2016" на примере разработки ЭСО раздела обучающей программы объединения по интересам.
1ЭСОЭСОвиртуальные лабораториикомпьютерные тренажёрыэлектронные учебникитестирующие программыигровые обучающие программы
Если мы будем сегодня учить наших учащихся
такими же методами, как и вчера, то тем самым
мы будем красть у них будущее.
Применение электронных средств обучения как элемент
дополнительного образования.
совершенствования методического сопровождения работы педагога
Джон Дьюи
Информатизация системы образования вообще, и дополнительного
образования в частности, рассматривается в Республике Беларусь как одно из
значимых направлений модернизации образовательного процесса.
Владение информационно – коммуникационными технологиями
позволяет создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы для
проведения занятий. Педагогический опыт показывает, что применение
электронных средств обучения (ЭСО) в работе расширяет возможности
педагога в выборе и реализации средств и методов обучения.
ЭСО – электронное издание, содержащее систематизированный
материал по соответствующей научно – практической области,
обеспечивающее творческое и активное овладение обучающимися знаниями,
умениями и навыками в этой области.Одним из ключевых аспектов использования ЭСО является
мотивационный аспект
создание условий для максимального учёта
индивидуальных образовательных возможностей и потребностей
обучающихся.
―
В результате научно – исследовательской деятельности (работа
проводилась в научно – методическом учреждении «Национальный институт
образования») выявлены и конкретизированы дидактические возможности
ЭСО, которые обладают следующими характеристиками:
– повышают степень наглядности, способствуют конкретизации понятий и
явлений;
– наиболее полно отвечают научным и культурным запросам учащихся;
– создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
– активизируют познавательную деятельность учащихся;
– экономят учебное время преподавателя и учащихся за счёт уплотнения
учебной информации и ускорения темпа изучения материала.
Практика показывает, что современный педагог, активно использующий
ИКТ в своей профессиональной деятельности не остаётся в стороне от
разработки отдельных электронных средств обучения.
Таким образом, несмотря на то, что основная масса таких средств
должна создаваться профессиональными коллективами разработчиков,
авторами части таких ресурсов будут оставаться педагоги, обучающие по
своим дисциплинам.
В качестве одного из примеров такого электронного обучающего
комплекса рассмотрим диск «Разработка и изготовление объёмных
архитектурных макетов и стендовых моделей».
По классификации электронных средств обучения данный проект
принадлежит к программнометодическому комплексу и был разработан в
рамках подготовки к областному этапу республиканского конкурса «Педагог
дополнительного образования», прошедшего с 6 по 8 июня 2016 года в городе
Гомель.
Комплекс ориентирован на решение следующих задач:
– обеспечение компьютерной поддержки проведения занятий по
соответствующей теме учебной программы объединения по интересам
«Архитектурное макетирование»;
– организация
обучающихся;
самостоятельной познавательной деятельности
– ознакомление детей, обучающихся в объединении, с особенностями и
историческим аспектом белорусского деревянного зодчества.
Для создания данного комплекса использовалась программа AutoPlay
Media Studio, разработанная компанией IndigoRose. Данная программа
позволяет создавать электронные учебники, презентации, электронные
фотоальбомы.
2Возможности этой программы существенно возрастают при наличии
навыков программирования на языках C, C++, Java, Visual Basic, а также при
применении дополнительных модулей – плагинов. Готовый проект может
быть представлен в виде самораспаковывающегося архива, сохранён
отдельной папкой на жёстком диске или записан на CD/DVD прямо из
программы. Программа создаёт графическую оболочку и все необходимые
файлы для автозапуска.
Стартовая страница комплекса приведена ниже. На ней отражены
основные компоненты, присущие учебнометодическому комплексу.
3Приступая к разработке электронного комплекса, педагог должен
решить две задачи: теоретическую «Что делать?» (определиться с тематикой
данного ЭСО, его наполнением информацией, структурой, дизайном) и
практическую «Как делать?» (воплотить идею с помощью соответствующих
технических средств).
Существует много подходов к оценке качества и эффективности
созданного ЭСО. Приведу критерии, по которым производится оценка
качества подобных ресурсов Большим Жюри Российской Академии
Интернета. Вот эти критерии:
– содержание;
– структура и навигационные функции;
– визуальное оформление;
– функциональность;
– интерактивность;
– общее впечатление.
Кратко раскроем смысл этих понятий.
Содержание. Информационное наполнение должно привлекать
внимание обучаемого. Форма информационного наполнения должна
соответствовать аудитории – материалы должны быть ясны, кратки и
действенны.
Структура и навигационные функции. Правильно сформированная
структура и навигация позволяют обучаемому быстро добраться до нужного
места и охватить содержание ресурса как вглубь, так и вширь.
4Дизайн. Дизайн – это характеристика внешнего вида ЭСО. Графическое
оформление должно производить на пользователя благоприятное
впечатление. Он разрабатывается с учётом психолого – физиологических и
возрастных критериев. Критерии оценки визуального оформления
высокое
качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которую
ориентировано ЭСО.
―
―
Интерактивность. Интерактивность
это возможность двустороннего
обмена информацией. Она не исчерпывается гиперссылками и всплывающими
меню, а должна предоставлять обучаемому возможность диалога. Благодаря
интерактивным элементам обучаемый должен ощущать отличие ЭСО от
традиционных печатных изданий, используемых в обучении.
Общее впечатление. Электронное средство обучения
Функциональность. Характеризует технологическую сторону ЭСО.
Средство обучения должно быть независимо от платформы компьютера (ОС
Windows или Macintoch) и типа браузера (если речь идёт о блогах или сайтах).
это нечто
большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо
информационного наполнения, структуры, навигационных возможностей,
визуального оформления, интерактивности общее впечатление учитывает те
неуловимые тонкости, которые заставляют преподавателей и обучаемых
использовать или не использовать данное средство обучения.
―
В обучающей системе должны быть предусмотрены следующие типы
модулей учебного материала:
– текстовые (текст с гиперссылками на другие модули);
– статические иллюстрации в различных графических форматах (как
правило .jpg);
– видео и аудио фрагменты;
– программные модули расширения (в виде стандартных библиотек DLL).
Основанием для классификации обучающих программ служат
особенности учебной деятельности обучающихся при работе с данными
программами. Выделяют четыре типа обучающих программ:
• тренировочные и контролирующие;
• наставнические;
• имитационные и моделирующие;
• развивающие игры.
Программы 1го типа (тренировочные) предназначены для закрепления
умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен.
Эти программы в случайной последовательности предлагают вопросы и
задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решенных задач
(в случае правильного ответа может выдаваться поощряющая реплика). При
неправильном ответе обучающийся может получить помощь в виде подсказки.
Программы 2го типа (наставнические) предлагают теоретический
материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для
5организации человекомашинного диалога, для управления ходом обучения.
Так если ответы, даваемые учеником, неверны, программа может «откатиться
назад» для повторного изучения теоретического материала.
Программы 3го типа (моделирующие) основаны на графически
иллюстративных возможностях компьютера,
и
вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный
эксперимент. Такие программы предоставляют возможность наблюдать на
экране монитора некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с
клавиатуры, меняющей значения параметров.
с одной стороны,
Программы 4го типа (игры) предоставляют в распоряжение
обучающегося некоторую воображаемую среду, существующий только в
компьютере мир, набор какихто возможностей и средств их реализации.
Использование предоставляемых программой средств для реализации
возможностей, связанных с изучением мира игры и деятельностью в этом мире
приводит к развитию обучаемого, формированию у него познавательных
навыков.
Существует большое количество инструментальных сред для создания
электронных учебнометодических материалов. Однако, большая их часть как
правило, лицензионные. Это обстоятельство существенно ограничивает
распространение и использование ЭСО созданных в таких средах.
В данном аспекте наибольшее удобство и практическую ценность имеют
среды, создающие электронные учебники в распространённых форматах,
таких как PDF и HTML.
При этом удобство формата HTML определено тем, что средства для
работы с такими учебниками, т.е. разнообразные браузеры, имеются на любом
персональном компьютере, а в последнее время и на мобильных средствах
связи.
К числу данных программ относится оболочка создания учебников
разработанная Московским областным центром новых
(ОСУ),
информационных технологий (МОЦНИТ).
―
ОСУ
программная оболочка, поддерживающая международные
стандарты информационных продуктов учебного назначения для
автоматизированного конструирования учебных пособий из имеющихся
материалов по заданной пользователем структуре.
6С помощью ОСУ можно создать полный комплект электронных
учебников со встроенными тестами в едином оформлении.
Всё, что требуется от разработчика, это исходный текст, набранный в
текстовом процессоре Word, преобразованный далее в HTML – файл.
Каждый HTML – файл, который будет добавлен в учебник, должен
находиться в отдельной папке. По существу работа с ОСУ сводится к
использованию буквально трёх кнопок: создание главы
, добавление
материала
и сборка книги
.
На страницах книг, созданных с использованием данной программы,
можно размещать любой вид информации (аудио, видео, графику, анимацию).
Созданные электронные учебники предназначены для тиражирования как на
CD, так и в сети Internet.
Как известно у каждой медали имеются две стороны. Так и применение
в учебном процессе электронных средств обучения наряду с преимуществами
имеет недостатки:
– реальная индивидуализация обучения происходит лишь при условии
совпадения познавательного стиля автора ЭСО со стилем пользователя;
– не в полной мере учитываются коммуникативные или социально –
познавательные аспекты обучения. Внедрение в ЭСО графики, видео и
аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной
коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное воздействие на
обучаемого;
– неподготовленность некоторых педагогов дополнительного образования к
свободному использованию ЭСО в учебном процессе вследствие
7недостаточной компьютерной грамотности (нет владения инструментальными
средствами и технологиями разработки данных программных продуктов).
Одним из важнейших факторов успешного внедрения ЭСО педагогами
дополнительного
«инновационная
предрасположенность» или их готовность изменяться, а не плыть по течению
годами наработанных схем проведения занятий.
образования
является
Закончить свою статью я хочу следующим тезисом: «Быть с веком
наравне – это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в
том числе – и к образованию. Разумное использование электронных средств
обучения – один из эффективных методов организации обучения, мощное
педагогическое средство, органично вписывающееся в рамки традиционной
классно – урочной системы».
8