Данная разработка может использоваться в общеобразовательных учреждениях для учителей английского языка. При всём многообразии современных педагогических технологий, которые направлены на реализацию личностно – ориентированного подхода, большой интерес представляет проектное обучение, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося. Сущность проектной методики в цели занятий и способах ее достижения, которые определяются самими учащимися на основе их интересов, индивидуальных особенностей и способностей.
«Использование проектной методики в
развитии творческих и коммуникативных
способностей учащихся на уроках
английского языка»
Выполнила учитель английского языка МОУ
средней общеобразовательной школы с.Калуга
Оломская Елена Петровна
«Известно, что метод всегда
направлен на определённую
цель и должен быть адекватен
этой цели, т.е. способен
наиболее эффективно достигать её…»
При всём многообразии современных педагогических
технологий, которые направлены на реализацию
личностно – ориентированного подхода, большой
интерес представляет проектное обучение, являясь
творческим по своей сути и ориентированным на
развитие личности учащегося. Сущность проектной
методики в цели занятий и способах ее достижения,
которые определяются самими учащимися на основе
их интересов, индивидуальных особенностей и
способностей.
Основная цель обучения
иностранному языку – речевая
деятельность, в которой
языковая система является
средством ее реализации. У
учителя иностранного языка
возникает педагогическая и
психологическая
проблема формирования и
сохранения уже
существующей
школьника потребности
общения на иностранном
языке и познания средствами
этого языка личностно
значимой действительности,
т.е. общий принцип, на
котором базируется метод
проектов, заключается в
установлении связи учебного
материала с жизненным
опытом учащихся.
Применение проектной методики
повышает интерес учащихся по
изучению
иностранного языка путём
развития внутренней мотивации
при помощи изменения
традиционной схемы
взаимодействия учитель-ученик,
субъект-объект на схему
сотрудничества субъект-субъект.
Такое сотрудничество и
взаимодействие является
мотивирующим фактором
обучения.
Проект- уникальная
возможность учащимся выразить
свои личные идеи в любой
удобной для них форме:
изготовление афиш, объявлений,
интервью (с оформлением),
демонстрация моделей с
комментариями, составление
планов, карт, иллюстраций.
В процессе такой работы ответственность за обучение
возлагается на ученика как на индивида и как члена проектной
группы. Самым важным является то, что ребёнок, а не учитель
определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как
пройдёт его презентация.
Учебник В.П.Кузовлёва предлагает такую работу. Всё
зависит от уровня подготовки учащихся, их
творческого потенциала, активности, умения
сотрудничать. Вариативность деятельности на уроке
предполагает индивидуальную, парную и групповую
формы работы необходимы различные варианты тем и
типов упражнений. Что касается текстов, то это могут
быть рассказы, диалоги, письма, таблицы, описания,
схемы, карты, комиксы и др.
Грамматика английского языка пожалуй одна из проблем
при создании такой работы. Но так как главная задача-
научиться пользоваться иностранным языком, школьникам
предлагается множество возможностей применить
пройденные грамматические структуры и явления.
Получение удовольствия - одно из главных условий
эффективности обучения, поэтому учебный процесс можно
включать игры, шутки, загадки и т.д. При создании
проекта ребятам предоставляется возможность думать,
говорить о себе, своей жизни, интересах и т.д.
В отличие от обычной работы проектная работа выходит
за пределы класса. Полномасштабный проект состоит из
трёх этапов: планирование в классе, выполнение проекта
(сбор информации), возвращение в класс (оформление) и
завершающий этап- презентация проекта.
Способ презентации зависит от вида конечного
продукта: будь то схема, брошюра, видеопоказ или устная
презентация. Польза для учащихся очевидна.
С большим удовольствием побывала я на «Конференции
врачей мира» (на презентации проекта «Домашняя
медицина в моей стране» в шестом классе). Все «врачи»
были из разных городов мира и представляли
«лучшие достижения домашней медицины своих стран».
Конференция (презентация) проходила в форме круглого
стола. Чтобы поддержать
атмосферу учащиеся создали для себя соответствующие
костюмы
врачей. Сама же я была председателем «Круглого
стола». Приятно порадовали и работой «выдающихся
врачей»: рисунки, плакаты, гербарии лечебных трав и
многое другое. Думаю такое воспоминание на долго
останется в памяти и подстегнет к ещё более творческим
работам.
С большим энтузиазмом работал седьмой класс (групповая
работа) над проектом
«Доска достижений нашего класса», ведь работая вместе
учащимся пришлось
показывать лучшие качества друг друга. Кто-то оказался
лучшим учеником класса, кто-то лучшим спортсменом, лучшим
чтецом, кто-то самым заводным и весёлым.
Думаю, что данная тема имеет хорошую воспитательную
ценность, ведь это в какой-то мере заставило класс сплотиться
и задуматься о своих личных качествах и качествах друг друга.
Думаю что еще одним не маловажным фактором
творческой работы является отсутствие жестких рамок при
выборе тем. Не смотря на то, что учащимся предоставляется
на выбор 2-3 темы у них всегда есть право придумать свою
тему (естественно близкую представлениям).
Работа над проектом «Идеальный друг» в 7 классе
поразило оригинальностью мыслей в чём-то заставило
задуматься и меня.
При проведении недели английского
языка обязательно включаю в неё конкурс
на лучший проект по определенной теме.
В частности, одной из тем была «История
Англии». Участие принимали учащиеся 5-
11 классов. Самые юные рисовали, делали
аппликации флага, символа Англии и
другое, ребята по старше собирали
информацию о стране в целом. В итоге на
выставке проектов можно было увидеть
рисунки, аппликации, вышивки, макеты
знаменитых мест Англии и многое другое.
компьютерная является одной из
определяющих сторон в проектной
методики. Главное достоинство и
главный результат это актуализация
и приобретение новых знаний,
навыков, умений и творческого
применения в жизни.
Одной из работ с применением
компьютерной технологии были «Моя
страна в моём представлении» в 8
классе. Учащиеся изучили большое
количество информации, в учащиеся
поразили не только собранной
информацией, но и оригинальными
мыслями.
При работе над темой «Путешествие»
в 8 классе учащимися были созданы
«справочники для туристов»,
«путешествие для посетителей» в
виде плакатов, брошюр и альбомов.
Составляли план населения для
своего иностранного друга. С
указанием лучшего времени года для
путешествия, в виде одежды, где
можно остановится, как добраться до
мест отдыха, стоимость пребывания и
многое другое
Презентация с
применением
мультимедийного
проектора
воспринимается
учащимися легко и
непринужденно, где
они мгновенно могут
перенестись в любую
обстановку, оказаться в
любой ситуации одной
из таких презентаций
была в 11 классе по
теме «Идеальная
система социального
обеспечения».
Кроме таких проектных
работ часто на обычных
уроках использую мини-
проекты. Например, при
изучении темы «Музыка»
в 9 классе учащиеся
побывали «в прямом
эфире со «звездой»», где
задали «звезде» много
вопросов и высказали
много пожеланий.
«Никто не утверждает, что
проектная работа поможет
решению всех проблем в
обучении иностранного
языка, но это эффективное
средство от однообразия и
скуки, оно способствует
развитию учащегося,
осознанию себя как члена
группы, расширению
языковых знаний. Проект –
это также реальная
возможность использовать
знания, полученные на
других предметах,
средствами иностранного
языка»
Т.В.
Душеина.