Статья о применении метода проектов на уроках для развития познавательной деятельности учащихся и их участия в научно-практических конференциях. Основной задачей образования является: формирование компетентной, активной, творческой личности, имеющей целостное мировоззрение, способной выносить свои суждения и исполнять социальную роль в обществе. Данная задача успешно решается с помощью применения проектной технологии в обучении.статья
Метод проектов как форма активизации познавательной деятельности при
обучении химии
Нугуманова К.А., учитель химии КГУ ШОД «Озат»
Основной задачей образования является: формирование компетентной,
активной, творческой личности, имеющей целостное мировоззрение, способной
выносить свои суждения и исполнять социальную роль в обществе. Данная
задача успешно решается с помощью применения проектной технологии в
обучении.
Для организации проектной деятельности мной используются на уроках и
урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда
ученики выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально
отведенном уроке, а также занимаюсь проектной деятельностью с учащимися на
занятиях личностноориентированного компонента.
Работа по внедрению метода проектов начинается с простого
ознакомления с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями,
предъявляемыми к проектам. Как правило, в проекте должна быть отражена
какаянибудь проблема, обязательно наличие практической (исследовательской)
части и результатом проекта должен быть какой – либо продукт, имеющий
практическую значимость. Учащиеся выполняют проект самостоятельно, а
учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, координатора проекта.
Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении
различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную
зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы
получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические
проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно,
способствует формированию экологической культуры школьников.
Использую проектную деятельность школьников при изучении тем в 8
классе: “Основные классы неорганических соединений”, “Физические и
химические явления”, “Растворы”, «Вода», в 9 классе: “Металлы”, “Неметаллы”,
“Органические вещества”. 10 класс: “Строение вещества”, “Химические
реакции”, “Вещества и их свойства”, “Химия в жизни общества”. 11 класс:
Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, «Карбоновые
кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”.
На занятиях личностноориентированного компонента гораздо больше
возможностей заняться проектной деятельностью. Приведу несколько примеров
таких проектов:
«Изучение очистки поверхности от накипи в модельных экспериментах и
создание прототипа средства борьбы с ней»,
«Изучение протеолитической активности белка и ферментных препаратов»,
«Исследования ферментативного гидролиза компонентов молока в модельных
опытах», «Расчетные методы определения температуры кипения алканов» и мн.др.Хочется поделиться опытом работы над проектами со школьниками, в первую
очередь нужно заинтересовать ученика, конечно же, это на уроках, далее
определяем проблему, над которой хотели бы поработать, определяем этапы
работы над проектом, ставим цели, задачи, определяем объект и предмет
исследования, гипотезу работы, собираем теоретический материал, так как
ключевым фактором в нашем научном исследовании является химический
эксперимент, то подбираем с учащимися методики, применимые в школьной
лаборатории сравниваем их по ГОСТу, по мере надобности закупаем реактивы и
начинам проводить эксперименты.
Результаты работы заносим в таблицу, через некоторое время повторяем их,
таким образом, получаются данные с минимальной погрешностью.
Темой «Изучение очистки поверхности от накипи в модельных
экспериментах и создание прототипа средства борьбы с ней», в прошлом учебном
году занималась моя ученица Раисова Зульфия.
Сначала мы сделали анализ воды на жесткость, затем провели анкетирование
жителей Костаная и определили какие средства используют против накипи, также
были взяты данные исследования городского водоканала. Далее была
экспериментальная работа по определению эффективности средств от накипи, и
разработан свой состав прототипа и изучены его свойства. С данной работой
Зульфия заняла 3 призовое место на областном этапе республиканских научных
соревнований. Также она принимала участие в международных чтения «Открывая
мир науки».
Работой «Изучение протеолитической активности белка и ферментных
препаратов» занимался Хамзин Балгат (выпускник), на областном этапе НПК с
данной работой он завоевал 1 призовое место, в XXII Всероссийском конкурсе
юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского — Чтения им. В.И.
Вернадского в г. Москва он был награжден дипломом 1 степени и грамотой за
экономичность в исследовании.
Над другим проектом «Исследования ферментативного гидролиза компонентов
молока в модельных опытах» работал Ноянов Дархан ученик 10 класса. Он
собрал материал по проблеме, исследовал проблему. Были выпущены памятки
по ферментативному гидролизу. На областной научно – практической
конференции занял 2 место. На республиканском этапе 2 место, также
отметили сертификатом Йельского научного сообщества. В г. Королев
Московской области на XVI Всероссийской олимпиаде «СОЗВЕЗДИЕ 2015»
научноисследовательских учебноисследовательских проектов детей и
молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек –Земля –
Космос», в которой впервые принимали участие ученики Костанайской области,
Дархан занял 3 место. Сейчас он хочет связать свою жизнь с химией, и быть
фармацевтом.
Таким образом, как показывает опыт работы, проектная
деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии.Также есть интересный проект по компьютерной химии Маркеловой
Надежды, по теме «Расчетные методы определения температуры кипения
алканов». Ученица собрала информацию по теме, были согласованы и разделены
этапы работы над проектом. Надежда заинтересовалась этим проектом. Работу
Надежда выполнила, получила высокую оценку преподавателей компьютерной
химии Евразийского Государственного Университета им. Л.Н. Гумилева.
Чтобы помочь учителю добиться успехов в обучении химии,
рекомендуются семь простых правил.
Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и
полезно, занимательно и экспериментально.
Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение «от живого созерцания к
абстрактному мышлению...»
Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а
затем теория.
Правило 4. Изучать химию в контексте: химия жизнь естествознание–
неразрывно связанных понятия.
Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое
представление различные стили репрезентации вещества: визуальный,
аудиальный, кинестетический, дигитальный и мыслить, используя эти стили.
Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной
деятельности.
В процессе организации практикоориентированного интегрированного
обучения, учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить,
учиться и работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели
– уникальные способности, присущие человеку труда, а наличие
функциональной грамотности – фактор успешности в жизни. Таким образом,
можно сделать вывод о том, что в процессе организации проектного обучения,
учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить, учиться и
работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели –
уникальные способности, присущие человеку труда, а значит это и есть – фактор
успешности в жизни.