Применение метода проектов на уроках химии для активизации познавательной деятельности одаренных учащихся

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о применении метода проектов на уроках для развития познавательной деятельности учащихся и их участия в научно-практических конференциях. Основной задачей образования является: формирование компетентной, активной, творческой личности, имеющей целостное мировоззрение, способной выносить свои суждения и исполнять социальную роль в обществе. Данная задача успешно решается с помощью применения проектной технологии в обучении.статья
Иконка файла материала Нугуманова КА.docx
Метод проектов как форма активизации познавательной деятельности при обучении химии Нугуманова К.А., учитель химии КГУ ШОД «Озат» Основной   задачей   образования   является:   формирование   компетентной,   активной, творческой личности, имеющей целостное мировоззрение, способной выносить   свои   суждения   и   исполнять   социальную   роль   в   обществе.   Данная задача   успешно   решается   с   помощью   применения   проектной   технологии   в обучении. Для организации проектной деятельности мной используются на уроках и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда ученики выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке, а также занимаюсь проектной деятельностью с учащимися на занятиях личностно­ориентированного компонента. Работа   по   внедрению   метода   проектов   начинается   с   простого ознакомления с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Как правило, в проекте должна быть отражена какая­нибудь проблема, обязательно наличие практической (исследовательской) части   и   результатом   проекта   должен   быть   какой   –   либо   продукт,   имеющий практическую   значимость.   Учащиеся   выполняют   проект   самостоятельно,   а учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, координатора проекта. Хорошие   результаты   дает   применение   метода   проектов   при   изучении различных   веществ.   Этот   метод   позволяет   не   только   показать   тесную зависимость   свойств   от   строения,  но   и   рассмотреть   во   взаимосвязи   вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы,   связанные   с   получением   и   применением,   что,   несомненно, способствует формированию экологической культуры школьников. Использую проектную   деятельность   школьников   при   изучении   тем   в   8 классе:   “Основные   классы   неорганических   соединений”,   “Физические   и химические явления”, “Растворы”, «Вода», в 9 классе: “Металлы”, “Неметаллы”, “Органические   вещества”.   10   класс:   “Строение   вещества”,   “Химические реакции”,   “Вещества   и   их   свойства”,   “Химия   в   жизни   общества”.   11   класс: Углеводороды”,   “Спирты   и   фенолы”,   “Альдегиды   и   кетоны”,   «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”.                  На занятиях личностно­ориентированного компонента гораздо больше возможностей заняться проектной деятельностью. Приведу несколько примеров таких проектов:            «Изучение очистки поверхности от накипи в модельных экспериментах и создание прототипа средства борьбы с ней», «Изучение протеолитической активности белка   и   ферментных   препаратов», «Исследования   ферментативного   гидролиза   компонентов   молока   в   модельных опытах», «Расчетные методы определения температуры кипения алканов» и мн.др.Хочется поделиться опытом работы над проектами со школьниками, в первую очередь   нужно   заинтересовать   ученика,   конечно   же,   это   на   уроках,   далее определяем проблему, над которой хотели бы поработать, определяем этапы работы   над   проектом,   ставим   цели,   задачи,   определяем   объект   и   предмет исследования,   гипотезу   работы,   собираем   теоретический   материал,   так   как ключевым   фактором   в   нашем   научном   исследовании   является   химический эксперимент,  то подбираем с учащимися  методики,  применимые  в  школьной лаборатории сравниваем их по ГОСТу, по мере надобности закупаем реактивы и начинам проводить эксперименты.  Результаты работы заносим   в таблицу, через некоторое время повторяем их, таким образом, получаются данные с минимальной погрешностью.                 Темой   «Изучение   очистки   поверхности   от   накипи   в   модельных экспериментах и создание прототипа средства  борьбы с ней», в прошлом учебном году занималась моя ученица Раисова Зульфия.  Сначала   мы   сделали   анализ   воды   на   жесткость,   затем   провели   анкетирование жителей Костаная и определили какие средства используют против накипи, также были   взяты   данные   исследования   городского   водоканала.   Далее   была экспериментальная работа по определению эффективности средств от накипи, и разработан   свой   состав   прототипа   и   изучены   его   свойства.   С   данной   работой Зульфия заняла 3 призовое место на областном этапе республиканских научных соревнований. Также она принимала участие в международных чтения «Открывая мир науки». Работой   «Изучение протеолитической активности белка   и   ферментных препаратов» занимался Хамзин   Балгат (выпускник), на областном этапе НПК с данной работой он завоевал 1 призовое место, в  XXII Всероссийском конкурсе юношеских   исследовательских   работ   им. В.И.   Вернадского —   Чтения   им. В.И. Вернадского в г. Москва  он был награжден дипломом 1 степени и грамотой за экономичность в исследовании.  Над другим проектом «Исследования ферментативного гидролиза компонентов молока в модельных опытах» работал   Ноянов Дархан ученик 10 класса. Он собрал  материал по проблеме, исследовал проблему. Были выпущены памятки по   ферментативному   гидролизу.   На   областной   научно   –   практической конференции     занял   2   место.   На   республиканском   этапе   2   место,   также отметили   сертификатом   Йельского   научного   сообщества.   В    г.   Королев Московской   области   на  XVI  Всероссийской   олимпиаде  «СОЗВЕЗДИЕ  2015» научно­исследовательских   учебно­исследовательских   проектов  детей   и молодежи  по   проблемам   защиты  окружающей   среды   «Человек   –Земля   – Космос», в которой впервые принимали участие ученики Костанайской области, Дархан занял 3 место.   Сейчас он хочет связать свою жизнь с химией, и быть фармацевтом.  Таким   образом,   как   показывает   опыт   работы,   проектная деятельность   стимулирует   внутреннюю   познавательную   мотивацию   и способствует повышению интереса к химии.Также есть интересный проект по компьютерной химии Маркеловой Надежды,   по   теме   «Расчетные   методы   определения   температуры   кипения алканов». Ученица собрала информацию по теме, были согласованы и разделены этапы работы над проектом. Надежда  заинтересовалась этим проектом. Работу Надежда выполнила, получила высокую оценку преподавателей компьютерной химии Евразийского Государственного Университета им. Л.Н. Гумилева.  Чтобы помочь учителю добиться успехов в обучении химии,  рекомендуются семь простых правил. Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и  полезно, занимательно и экспериментально. Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение ­ «от живого созерцания к  абстрактному мышлению...» Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория. Правило 4. Изучать химию в контексте: химия ­ жизнь ­ естествознание– неразрывно связанных понятия. Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое  представление различные стили репрезентации вещества: визуальный,  аудиальный, кинестетический, дигитальный ­ и мыслить, используя эти стили. Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов. Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной  деятельности. В процессе организации практико­ориентированного интегрированного  обучения, учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить,  учиться и работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели  – уникальные способности, присущие человеку труда, а наличие  функциональной грамотности – фактор успешности в жизни. Таким образом,  можно сделать вывод о том, что в процессе организации проектного обучения,  учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить, учиться и  работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели –  уникальные способности, присущие человеку труда, а значит это и есть – фактор успешности в жизни.

Посмотрите также