Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
05.11.2017
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС. Одна из целей современной школы – научить детей ставить и решать познавательные задачи, а для этого необходимо находить, перерабатывать, использовать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из инструментов, способным помочь в достижении поставленной цели является робототехника.Одна из целей современной школы – научить детей ставить и решать познавательные задачи, а для этого необходимо находить, перерабатывать, использовать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из инструментов, способным помочь в достижении поставленной цели является робототехника.
применение робототехники.docx
Выступление Учителя информатики Белышевой Марии Владимировны
МБОУ «СОШ №4» г Вязники
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с
учетом требований ФГОС.
«Прошлое и настоящее – наши средства,
только будущее наша цель»
Блез Паскаль
Одна из целей современной школы – научить детей ставить и решать
познавательные задачи, а для этого необходимо находить, перерабатывать,
использовать информацию,
ориентироваться в информационном
пространстве. Одним из инструментов, способным помочь в достижении
поставленной цели является робототехника. Она даёт возможность учащимся
манипулировать как виртуальными, так и реальными объектами, это имеет
важное значение для успешного освоения учебного материала учащимися с
разными ведущими каналами восприятия. Робототехника быстро становится
неотъемлемой частью учебного процесса, потому что легко вписывается в
школьную программу обучения по техническим предметам.
На мой взгляд немаловажной целью введения курса робототехники в
школах является как раз развитие у учащихся алгоритмического мышления и
навыков программирования.
Языки программирования на уроках
информатики начинают изучать с 8 класса, а робототехникой сейчас начинают
заниматься в начальной школе. Вот и получается, что первое знакомство с
программированием происходит как раз на занятиях робототехникой.
Рассматривая внедрение робототехники в образовательный процесс
общеобразовательной школы именно с этой точки зрения, как практико
ориентированный курс программирования, была предпринята попытка
разработать и внедрить элементы такой методической системы, рассматривая
ее как совокупность взаимосвязанных компонентов.
В соответствие с примерной рабочей программой общего образования
по информатике и ИКТ, «одним из важнейших понятий курса информатики и
информационных технологий основной школы является понятие алгоритма».
Соответственно, обучение алгоритмизации и программированию, т.е.
способам реализации алгоритмов на ЭВМ, является одним из основных
компонентов школьного курса информатики. Если же проанализировать государственные нормативные документы ,
то можно увидеть, что на изучение раздела программирования отводиться
недостаточное количество времени, и это приводит к тому, что изучение
некоторых тем проходит поверхностно, а некоторые исключаются вовсе. Так
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ
отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и ИКТ на
ступени основного общего образования и 70 часов на ступени полного общего
образования. Из них, на алгоритмизацию и программирование отводится всего
19 часов чуть более 10% от общего числа часов!
Но даже при таком малом внимании к такой серьезной теме, как
алгоритмизация и программирование, содержательный аспект преподавания
программирования сводится к преподаванию на основе специально
разработанного языка (Pascal или Basic), ориентированного на обучение
основным навыкам программирования без привязки к конкретным задачам
окружающего мира.
Задачи,
решаемые в курсе изучения программирования в
общеобразовательной школе являются хоть и базовыми, но абстрактными
(например, нахождение максимального элемента из предложенных,
выполнение простейших арифметических действий, обработка числовых
массивов, работа с символьными переменными).
Как итог, данная тема, и с точки зрения учителей, и с точки зрения учеников,
является сложнейшей в рамках учебного предмета.
С целью повышения мотивации обучающихся к изучению
программирования нужно поставить следующие задачи:
1.
Создать рабочие программы по информатике (для 8го и 9го классов),
ориентированные на переход от «изолированного» изучения учащимися
системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к
включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач, через внедрение в образовательный процесс элементов робототехники.
2.
Разработать поурочное планирование с включением элементов
робототехники в каждое занятие по темам алгоритмизации и
программирования.
3.
более современный и востребованный.
Произвести замену основного изучаемого языка программирования на
С внедрением в образовательный процесс элементов робототехники, изучение
темы программирование становится не только увлекательным для учащихся,
но практикоориентированным: перед учеником ставятся не абстрактные
задачи из учебника, а задачи «насущные». Например, написание программы для выбора максимального числа из трех предложенных превращается в
задачу как научить робота выбирать самое «большое» яблоко из трех.
Рассмотрим на конкретных темах школьной программы. Для
сравнительного описания была взята программы курса Л.Л. Босовой
«Информатика» для 79 классов средней общеобразовательной школы.
В ходе занятий ребята не только и не столько занимаются
робототехникой, сколько используют ее, как некий интерактивный элемент, с
помощью которого некие теоретические знания закрепляются на практике.
Теоретические знания могут быть, как по точным наукам: математике и
физике, так и по естественным: химии, астрономии, биологии, экологии.
Предмет «Математика»
Одним из ярких и простых примеров закрепления знаний из школьного курса
математики является расчет траектории движения робота. В зависимости от
уровня знаний здесь могут использоваться как и обычный метод проб и
ошибок, так и научный подход: здесь им могут понадобиться и свойства
пропорции (67 класс), и знание формулы длины окружности (89ый) и даже
тригонометрия (1011 класс).
Предмет «Физика»
На уроках физики робототехнику можно применять для лабораторных,
практических работ и опытов, а также для исследовательской проектной
деятельности при изучении разделов: «Физика и физические методы изучения
природы», «Механические явления», «Тепловые явления», «Электрические и
магнитные явления», «Электромагнитные колебания и волны».
Предмет «Информатика»
Образовательные конструкторы позволят более интенсивно формировать
ключевые компетенции учащихся на уроках информатики при изучении
разделов: «Информационные основы процессов управления», «Представление
об объектах окружающего мира», «Представление о системе объектов»,
«Основные этапы моделирования», «Алгоритмы. Исполнитель алгоритма»,
«Среда программирования», «Архитектура ПК. Взаимодействие устройств
компьютера».
На уроках информатики в школе учащиеся развивают логическое и
комбинаторное мышление (выполнение заданий на деление отрезков, решение
логических задач), практические навыки (работа с текстовой, графической, музыкальной информацией), закладываются основы алгоритмики. Но для
более эффективного развития познавательного интереса, а также
формирования навыков работ с компьютером и исполнителями некоторые
уроки проводятся в виде семинаров по робототехники (начальный курс у
младших школьников, программирование простых алгоритмов ( у 56 классов)
и более сложная алгоритмики ( с 6 по 11 класс).
В процессе обучения мы должны обратить внимание на особенности
использования образовательных конструкторов при изучении тем:
«Моделирование» в 6, 9 и 11 классах,
«Информация» в 5, 7 и 10 классах,
«Алгоритмизация» в 6 и 8 классах.
А также научиться сравнивать возможности программных сред, используемых
для создания программных продуктов в рамках изучения темы
«Программирование» в 9 и 11 классах.
Применение курса конструирования и робототехники в школьной программе
способствует:
развитию познавательного интереса;
развитию навыков и знаний в алгоритмизации;
основ программирования;
моделирование процессов движения и механизации;
проведение конкурсовсоревнований между учащимися.
Например, при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» на
уроках можно использовать робототехнику, при помощи которой этот факт
не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Обучающимся 10 класса при изучении темы «Циклы» было предложено
создать проект: реализовать на практике перемещение исполнителя
Чертежник, заданное алгоритмом, получить фигуру и ответить на вопрос,
поставленный в задаче. Процесс выполнения проекта был разбит на несколько
промежуточных этапов:
Этап проектировки робота (Что необходимо добавить в конструкцию робота
для решения поставленной задачи?)
Этап сборки робота (роботов)
Этап промежуточных расчетов (Как задать движение и разворот робота, если
присутствует большая погрешность?)
Этап программирования робота (цикл счетчик)
Этап тестирования, отладки программы и оценки результатов
На уроках информатики можно применять различные средства и методы
обучения, которые позволяют развивать у учащихся внимательность,
логическое и творческое мышление при решении задач – это и универсальные
информационные технологии, мультимедиатехнологии, сетевые технологии и
проектные технологии.
Требования времени и общества к информационной компетентности
учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным,
современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Внедрение робототехники в образовательное пространство школы поможет
обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также
технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы и предложения:
Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное
пространство школы на уроках информатики и ИКТ, физики, технологии,
факультативных занятиях, элективных курсах с целью повышения качества
информационного образования.
Обобщить и распространить на уровне города опыт внедрения робототехники
в образовательное пространство школы через проведение открытых
мероприятий (открытый урок, семинар, методическое объединение, мастер
классы).
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Применение образовательных конструкторов на уроках информатики с учетом требований ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.