ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НШ.doc
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа д. Улукулево муниципальное образование Кармаскалинский
район Республика Башкортостан
Выступление для районного методического объединения
учителей начальных классов
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Составила:
учитель начальных классов
Ермалаева Лира Фаритовна д. Улукулево
2011/2012у.г.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в
виде системы знанийуменийнавыков, но я должна всемерно развивать познавательные и
творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание,
методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть,
отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не
получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности
учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала
внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют
формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в
современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности
личностноориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение
компетентностно – ориентированного обучения,
здоровьесберегающего подхода,
информационнокоммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества,
развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
№п/п
Этап урока
Варианты
использования
образовательных
технологий
1
Актуализация знаний
Игровые технологии
Педагогика
сотрудничества
Здоровьесберегаю
щий подход
Методы и приёмы
Создание игровой
ситуации
Совместная
деятельность
Эвристическая беседа
Психофизическая
тренировка (элементы
аутотренинга, настрой
на урок)
Психогимнастика
Алгоритмическая
разминка 2
3
4
Сообщение темы и целей
урока
Работа по теме урока
Проблемное
обучение
Педагогика
сотрудничества
Информационно
коммуникативные
технологии
Индивидуальный и
дифференцированный
подход
Гуманноличностная
технология
Компетентностно
ориентированное
обучение
Информационно
коммуникативные
технологии
Развивающее
обучение
Создание проблемной
ситуации
Работа в группах,
парах
Эвристическая беседа
Представление
наглядного материала
(презентация, работа с
интерактивной доской)
Индивидуальная,
групповая
Работа
(тройках. четвёрках)
создание
успеха
Исследовательская
работа в группах парах
работа.
парах
ситуации
в
разноуровневые
знакомство с новым
материалом на ПК
задания на ПК
Задания на развитие
общеинтеллектуальные
умений – сравнения,
мышления,
конкретизации,
обобщения
Игровые технологии Игровая ситуация
Проблемное
обучение
Физкультминутка
Здоровьесберегаю
щий подход
Создание проблемной
ситуации
Гимнастика для тела,
слуха,
глаз;
танцевально
паузы
ритмические
(под музыку); точечный
массаж,
дыхательная
гимнастика;
упражнения
релаксацию
разноуровневые
задания
на
5
Индивидуальная
(самостоятельная) работа
Индивидуальный и
дифференцированный
подход
Информационно
коммуникативные
технологии
Тестирование на ПК
разноуровневые
задания на ПК 6 Подведение итогов урока.
7
Рефлексия
Педагогика
сотрудничества
Гуманноличностная
технология
Гуманноличностная
технология
Здоровьесберегаю
щий подход
коллективный вывод
подведение итогов в
паре (сравнение)
создание ситуации
успеха
создание ситуации
успеха
Тренинг «Я смог…что
не получилось?»
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной
деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного
отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку
предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику,
гимнастику для слуха, танцевальноритмические паузы (под музыку), физкультминутки,
двигательноречевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры
на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы
«Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке.
Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия
общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение
гимнастику для глаз; слушание, говорение гимнастику для слуха, дыхательную
гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:
1.
Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального
напряжения у детей
Аутогенную тренировку (самовнушение)
Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного
аутотренинга "Игры обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) (индивидуально
2.
3.
или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на
космическом корабле», «Смешинка»)
4.
5.
Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
Упражнения на развитие эмоциональной сферы 6.
Метод "хохочущих" фотографий (автор – психолог Алексей Чалый)
Моя задача не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать
самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым
использовать в своей педагогической практике технологии,
реализующие
компетентностноориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого
учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на
уроках и во внеклассной работе по предмету.
Формы урока личностноориентированной направленности и методы, используемые
внутри данной технологии.
Методы.
Формы урока.
Проблемный метод
Индивидуальный и
дифференцированный подход в обучении
Работа в группах, парах
Работа с портфолио
Урок дискуссия
Урок игра
Урок КВН
Урок беседа
Урок экскурсия
Интегрированный урок
Урок – концерт
Урок – спектакль
Урок размышление
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и
самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление,
затруднение.
Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка».
Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе
словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в
сложных словах).
Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические
выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное
на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21 2+5*3=17. Найди ошибку в
записях. Верный вариант: (2+5)*3=2, 2+5*3=17
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология
“Портфолио”.
индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны,
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить
позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых
фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
результаты обучения ученика по четвертям и за год;
учебно
исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх
отметки об участии в предметных олимпиадах,
“Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п.
самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
спортивные достижения учащихся;
оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и
школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию
учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Использую
информационнокоммуникативные технологии на уроках, во
внеурочной и внеклассной деятельности:
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно
те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир
«Путешествие по России», русский язык «Состав слова», литературное чтение «Творчество
С. Есенина». Учитывая, что основным видом деятельности детей семидевяти лет
является игра, предлагаю решить примеры откроешь картинку, вставишь правильно все
буквы продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у
ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые
уроки. Русский язык».
Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные
задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти,
мышления, внимания использую разноуровневые задания. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом,
получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной
сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с
компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе.
Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных
этапах урока либо во внеурочное время.
Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что
позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения
изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и
гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам,
взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урокигра
«Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля) (игры, игровые элементы) игры «в слова», игры «со словами»,
«Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Например: «Перевернутые слова». Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы
перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ
ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми,
подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ
.
Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по
различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику
сотрудничества, гуманноличностную технологию Ш.А. Амонашвили.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации
учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления
индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно
отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и
развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою
деятельность и деятельность одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом
воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями,
опасна для общества.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
Стабильно высокое качество знаний по предметам (7075%), которые я преподаю,
100%ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают
преобладание учебнопознавательных мотивов над узколичностными.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.