ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
Оценка 4.8
Мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—9 кл
22.03.2019
Цели игры: выявить существенные особенности различных профессий в легкой увлекательной форме и показать истинное отношение подростков к разным профессиям, по возможности, подкорректировав это отношение.
Данная игра является относительно простой, но имеет большой эмоциональный заряд. Основана она на известном ассоциативном принципе, когда загадываемый объект (в нашем случае – профессия) отгадывается не с помощью прямых, наводящих вопросов (например, каковы условия?, каковы орудия труда? и т.п.), а с помощью несколько отвлеченных ассоциаций (с каким цветом ассоциируется профессия?, с каким запахом?, с каким временем года? и т.п.). Таким образом вполне можно отгадывать самые разные объекты.
Занятие проходит в увлекательной форме и даже развивает воображение участников.
ИГРА.docx
ИГРАТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ
АССОЦИАЦИЯ»
Цели игры:
в легкой увлекательной форме выявить существенные особенности различных
профессий;
выявить истинное отношение подростков к разным профессиям и, по возможности,
подкорректировать это отношение.
Условия проведения игры
Участвует весь класс (учащиеся 78, а также и более старших классов). Время на
проигрывание 15 минут. Для игры необходимы классная доска и мел.
Процедура проведения игры
1 ЭТАП. Мотивация
Здравствуйте, ребята! Вы учитесь уже в 8 классе. Через год вы окончите основную
школу, и наверняка перед вами встанет вопрос «А что мне делать дальше?». Вы все
наверняка помните стихи:
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий. И у каждой
профессии свои особенности.
Сегодня мы с вами проведем игру «Профессия и моя ассоциация». Цель игры
выявить существенные особенности различных профессий, чтобы в дальнейшем вам суметь
сделать правильный выбор. С помощью ассоциативных вопросов вы будете отгадывать
различные профессии. Во время игры вы сможете показать и расширить свои знания о
профессиях.
Сейчас я предлагаю на добровольной основе стать главными игроками трем
желающим.
У вас будет несколько попыток отгадывания, и затем другие смогут побывать в
роли отгадывающих.
2 ЭТАП. Знакомство с условиями игры
Все участники знакомятся с инструкцией (вопросы одновременно проецируются
на экран). Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса и в течение 23 минут придумают
по два интересных ассоциативных вопроса, связанных с профессиями (всего – шесть на
отгадывающую группу), а класс загадает какуюлибо профессию. Смысл ассоциативного
вопроса в том, что нельзя спрашивать об условиях труда, об используемых средствах,
об одежде работающих и т.п. Иными словами, нельзя задавать «правильные» вопросы.
Когда отгадывающие придут, каждый из них сможет по очереди задать классу
свои вопросы (при этом лучше обращаться к конкретным участникам!: конкретно
указывайте, кому именно вы их задаете. И по их ответам отгадывающая группа назовет
свои варианты отгадки (каждый отгадывающий назовет по одному варианту – всего
будет три варианта отгадки). У каждого из вас будет иметься только по одной попытке
угадать профессию.
Если хотя бы один вариант окажется верным, то считается, что группа профессию
отгадала. А потом, когда загаданная профессия будет всем известна, будет организовано
краткое обсуждение, насколько ответы были правильными, насколько они вообще
позволяли отгадать профессию.
Итак, нам понятно, что сами вопросы должны быть несколько отвлеченными.
Например, можно спросить: «С каким животным ассоциируется профессия?». Или можно
спросить: «С каким видом общественного транспорта (с какой частью тела, с какой
планетой, с каким блюдом, с каким напитком и т.п.) ассоциируется профессия такаято?»,
«Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.
Давайте поупражняемся. Ответьте:
С каким животным может ассоциироваться профессия инспектор ГИБДД?..
С каким животным может ассоциироваться профессия вахтера?..
Разберем ещё для примера профессию «врачтерапевт». Какой у неё цвет? Скорее
всего, белый. А каков её запах? Чтото связанное со спиртом («лекарство» называть
нельзя слишком наводящий ответ). Интересными будут ответы, например, «С утренней
свежестью» (кабинеты стерильные), «С запахом мыла» (врачи часто моют руки) и т.п.
Какой мебелью пользуется? Стеклянный шкаф или кушетка. И т.д.
И ещё предупреждаю всех, что следует успевать готовить вопросы и придумывать
варианты ответов. В противном случае, если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...
3 ЭТАП. 3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию.
Чтобы оптимизировать этот выбор ведущий предлагает назвать три профессии, а
потом выбрать наиболее интересную из этих трех.
Хочу предупредить, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым
к правильным, но не наводящим ответам.
4 ЭТАП. Ведущий приглашает отгадывающих, которые, встав перед доской, по
очереди задают вопросы классу. Очередной отгадывающий спрашивает конкретного
участника в классе и тот сразу же отвечает. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы (это
понадобится для последующего обсуждения), следит за тем, чтобы вопросы
задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
5 ЭТАП. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске),
ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои
ответы, а классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на
ассоциативные вопросы были не очень удачными:
Уважаемые отгадчики, вам дается 1 минута на обдумывание и отгадывание
профессии, а класс, глядя на доску, молча думает, чьи ответы были не очень удачными.
6 ЭТАП. Отгадывающие называют свои варианты ответов. При этом каждый
предлагает по одному варианту (всего – три на группу отгадывающих), которые
также выписываются на доске.
Вопрос классу: Отгадали или нет?
И класс решает, насколько удачно отгадывающие выполнили свою задачу, т.к.
ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия
«военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно,
«военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники
профессию или нет, предоставляется классу. Однако, окончательно этот вопрос решается
после обсуждения.
Загаданная профессия называется.
7 ЭТАП. Обсуждение игры
Порядок обсуждения:
А сейчас у нас начинается наиболее ответственный этап – обсуждение
правильности ответов на ассоциативные вопросы.
Сначала ведущий спрашивает у того, кто задал первый вопрос:
Вы. Зная теперь, какую профессию загадали, можете сказать, насколько удачным
(точным) был данный вам ответ?»
Если ответ удачный, то переходим ко второму вопросу и соответствующему
ответу и т.д.
Если отгадывающий говорит, что ответ неудачный, ведущий просит того, кто
дал этот ответ, пояснить, как этот ответ соотносится с загаданной профессией.
Если пояснение убедительное, то переходим к следующим ответам. Если
неубедительное, то сам отгадывающий должен сказать, какой ответ на его
ассоциативный вопрос был бы более удачным, не забыв и сам объяснить, почему.
Попробуйте придумать вместо неудачных ответов более соответствующие
загаданной профессии.
(Участвовать в этом может и ведущий, корректируя, таким образом,
представления учеников о профессии). Вопрос отгадывающим: Какие ответы лучше всего вам помогли, а какие, наоборот,
ввели в заблуждение?
После корректировки ответов уточнить, кто же выиграл:
Кто же выиграл?
Если большинство ответов оказались верными, а отгадывающие так и не
назвали правильного варианта, то считается, что они проиграли.
Если большинство ответов оказались неудачными, то отгадывающие не виноваты. И
тогда уже сам класс решает, выиграли они или нет, в зависимости от интересности их
вопросов и их собственных вариантов возможных ответов на свои же вопросы (когда
ответы других участников уже были «забракованы»).
В этом случае класс может признать, что никто не выиграл («ничья»).
Далее игра повторяется с другими участниками и с другой загаданной
профессией.
За одну игру можно загадать 2 профессии (это как раз и займет 15 мин.).
ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫВОДЫ
Наша игра «Профессия и моя ассоциация» закончилась. Подведём итоги.
Смогли ли мы достичь цели – выявить существенные особенности различных
профессий и показать к ним своё отношение?
Что оказалось самым трудным?
Что понравилось?
На что следует обратить внимание, чтобы дать реальную характеристику
какойлибо профессии, указать её особенности?
Что можно сделать в перспективе, чтобы больше узнать о новых
появившихся профессиях и их особенностях?
Шекспир когдато заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:
Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль…
Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина,
семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23
Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.
Выбор профессии — дело сложное и важное. И поскольку жизнь человека
неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале
жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески
реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность
приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Интересная получилась у нас сегодня игра. Молодцы, играли дружно, мыслили
креативно. Спасибо всем за активное участие!
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО» НА ПРАКТИКЕ: ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.