Школа призвана давать детям не только предметные знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. Образовательная среда во многом определяет характер поведения человека.
Медицинские и педагогические работники имеют достаточные знания по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений состоянии здоровья детей, физиологии здорового ребенка, педагогической интерпритации медицинских сведений, организации учебно-воспитательного процесса.Школа призвана давать детям не только предметные знания и растить их психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. Образовательная среда во многом определяет характер поведения человека.
Медицинские и педагогические работники имеют достаточные знания по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений состоянии здоровья детей, физиологии здорового ребенка, педагогической интерпритации медицинских сведений, организации учебно-воспитательного процесса.
Применение здоровьесберегающих технологий в
образовании
Школа призвана давать детям не только предметные знания и растить их
психически и физически здоровыми, но и формировать у учащихся потребность в
здоровом образе жизни. Образовательная среда во многом определяет характер
поведения человека.
Медицинские и педагогические работники имеют достаточные знания по
первичной профилактике и раннему выявлению отклонений состоянии здоровья
детей,
педагогической интерпритации
медицинских сведений, организации учебновоспитательного процесса.
физиологии здорового ребенка,
Организация межпрофессионального взаимодействия участников
образовательного процесса: педагог, психолог, медик являются определяющим
условием успешности и слаженности действий всех школьных специалистов.
Непрерывность системы здоровьесберегающего образования позволяет
решать вопросы сохранения и укрепления здоровья на всех этапах становления и
взросления ребёнка.
Феномен культуры здоровья человека рассматривается как продукт
педагогической позиции экологической культуры, валеологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности и представляет собой такую форму
бытия, которая организуется человеческой деятельностью, направленной на
формирование ответственного отношения человека к таким ценностям, как жизнь,
качество жизни, здоровье человека, здоровье окружающей среды, поддерживание
качества здоровой окружающей среды и здоровья человека за счет ведения
здорового образа жизни.
Особо хочется сказать и об учителе. На сегодня во многоих образовательных
учреждениях стоит проблема эффективности деятельности учителя, но нужно всё
таки признать, что очень трудно повысить эффективность деятельности педагога,
так как «деятельность» вкупе с общеизвестной спецификой профессии учителя,
возложенной на него моральной ответственностью, довольно низким уровнем
материального стимулирования и ведёт к подверженности учителей
эмоциональному выгоранию, к возникновению психологических перегрузок.
Учителя в силу высокой нагрузки (физической и психологической) оказываются не
в состоянии уделять должное внимание оценке своего труда и выбирают путь
наименьшего сопротивления: экономия эмоций, упрощения профессиональных
обязанностей,
Необходимо организовать
деятельность по оптимизации психологических условий профессиональной
деятельности педагогов (решение конфликтных и проблемных ситуаций).
раздражение и вспыльчивость.
Конфликты, адаптация к большому количеству различных собеседников в
короткое время, необходимость держать под контролем свои чувства – эти и
другие коммуникативные процессы вызывают у людей стрессы различной
интенсивности. Стрессы постепенно накапливаются. Когда «копилка стрессов»
1полностью наполняется, у человека наступает эмоциональное, или психическое,
выгорание.
Основная составляющая эмоционального истощения. Проявляется в общем
снижении эмоционального фона или появлении эмоциональной усталости и
равнодушия. Эмоциональный мир человека наполняется такими чувствами, как
незащищённость, подавленность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх
неопределённых неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно
сильным, недостаточно совершенным.
Отношения с другими людьми становятся напряжёнными. Оценки
окружающих приобретают особенное значение. Негативные воспринимаются
болезненно остро. Нередко приходят мысли о несправедливости действий в
отношении себя, незаслуженности своего положения, недостаточной оценённости
руководством, коллегами. Болезненно переживаются не только неудачи, но и
невозможность абсолютного первенства среди окружающих. В то же время сам
человек может осуждать, а иногда и открыто критиковать коллег, администрацию,
родителей и учеников.
Понятно, что описанная эмоциональная и личностная деформация снижает
эффективность профессиональной деятельности педагогов. Они становятся
вспыльчивыми, обидчивыми, напряжёнными. Нередко повышается конкурентность
и стремление получить публичное социальное признание. Иногда какойто мелочи
бывает достаточно, чтобы человек потерял контроль над собой и «выдал» резкую
эмоциональную вспышку.
Получается, что к тому времени, когда педагоги накапливают достаточный
педагогический опыт, а собственные дети уже подрастают и уход за ними требует
меньшего времени, чем раньше, и можно ожидать резкого подъёма в
профессиональной сфере, нередко наблюдается противоположное явление.
Именно поэтому необходимо знать, кто из учителей в первую очередь подвержен
эмоциональному выгоранию, а также основные направления его профилактики.
Фактором риска можно считать слабый тип нервной системы. Ему
соответствует низкая способность выдерживать сильное возбуждение, не переходя
в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и
истощения.
Поскольку эмоциональное выгорание снижает самооценку человека,
важнейшим личностным фактором риска можно назвать сниженную или
нестабильную самооценку. Внешне это чаще всего не заметно, поскольку человек
это тщательно скрывает и, наоборот, иногда ведёт себя как человек с неадекватно
завышенной самооценкой. Снижение результатов труда даже по объективным
причинам может вызвать неадекватную реакцию – от ухода в себя и свои
депрессивные переживания до активного поиска виноватого и резких агрессивных
вспышек в его адрес.
Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из привычной роли,
проявить себя неформально, например, поучаствовать в какомлибо тренинге,
вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.
2Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы,
поведенческие стереотипы, поэтому редко могут справиться с проблемой
«эмоционального выгорания» самостоятельно. И последующим этапом её развития
может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Среди причин появления эмоционального выгорания нельзя не учитывать
влияние социальнокультурных факторов. Очевидно, что уровень эмоционального
выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда
повышается в ситуациях социальноэкономической нестабильности.
Современную жизнь вряд ли можно назвать стабильной. В условиях
экономических изменений целесообразно сделать особый акцент на программы
профилактики эмоционального выгорания педагогов и привлечь к их реализации
руководство школы, психологов и социальных работников.
Организация профилактики эмоционального выгорания в школе.
Можно выделить три основных направления работы в этом плане.
Первое
в основе которого
использование определённого стиля управления коллективом, то есть
преобладающий способ воздействия руководителя на коллектив. Существует
много способов стиля управления. Существуют три основных стиля:
авторитарный, демократический, нейтральный.
– административноуправленческое,
Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти,
приверженностью к единоначалию, самовластным решением не только крупных, но
и сравнительно мелких вопросах жизни коллектива, сознательным ограничением
контактов с подчинёнными.
Демократический
подчинённым
самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям.
Привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка
работы, подготовка и принятие решений. Создание необходимых для выполнения
работы предпосылок и справедливая оценка их усилий. Уважение к людям и забота
об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности. Забота об
информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами
подчинённых.
предоставление
стиль
–
Лояльный стиль – невмешивающийся. Отличается отсутствием размаха в
деятельности, безынициативностью руководителя и постоянным ожиданием
указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и за
последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях,
неуверенность в своей компетентности и в своём положении,
непоследовательность в действиях. Такой руководитель легко поддаётся влиянию
окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними. Во
взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении
их проблем.
Авторитарный стиль можно условно назвать мужским, либеральный –
женским, демократичный сочетает в себе то и другое. Наиболее приемлемым
3можно назвать демократический стиль, который и предоставит педагогам
эмоциональную поддержку и создаст им предсказуемую, понятную среду. Поэтому
важно, чтобы руководитель демократического стиля постоянно и обстоятельно, с
полной откровенностью информировал подчинённых о состоянии дел и
перспективах развития коллектива.
Второе направление можно назвать социальнокоммуникативным. Оно
основывается на необходимости создания в школе механизма социальной
поддержки педагогов. Это наличие близких неформальных связей и возможность
рассчитывать на помощь коллег в трудной ситуации;
Наличие межличностного доверия как между коллегами, так и к
администрации;
Преобладание сотрудничества над конкуренцией;
Высокий уровень взаимоуважения;
Социальная сплочённость, т.е. ответственность не только за себя и свою
работу, но и за коллег и их труд, и всю школу в целом.
Третье направление профилактической работы – информационное, то есть
информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она
объективными причинами – работой в сфере «человек человек».
Мы кратко обозначили основные направления профилактической работы с
педагогами. Безусловно, в каждой школе уже есть свои наработки, хотя они не
всегда осознаются как содействующие профилактике эмоционального выгорания.
Но главное условие успеха профилактической работы – актуализация
оптимистической позиции администрации, педагогов и всех сотрудников школы.
Оптимизм повышает качество жизни, позволяет преодолевать неудачи, повышает
самооценку. Этот фактор приводит к минимизации стрессогеных ситуаций, и как
следствие преподаватель раскрывается как Человек, Наставник, Родитель.
4