Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.doc
КОУ РА «Школаинтернат для детейсирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, им. Г.К.Жукова»
Применение
здоровьесберегающих
технологий
в образовательном
процессе
Сообщение подготовила
учительлогопед
Герасимцева И.В. г.ГорноАлтайск
2016г.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе
Здоровье не все, но все без здоровья ничто»
Сократ
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс
санитарногигиенических норм и правил… и не свод
требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,
прежде всего, забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский.
Н.К.
Смирнов дал такое определение здоровьесберегающим
образовательным технологиям: «Это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба
здоровью учащихся».
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при
котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
О здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как
школьник приступил к занятиям. Детский развивающийся организм имеет
свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке
ученика за партой, за компьютером, а также при проведении занятий вообще.
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения
проблемы сохранения здоровья детей:
1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
(уровневой
обучения,
программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения
дидактических единиц, развивающего обучения и др.).
дифференциации,
индивидуального
2 2. Применение активных методов обучения и форм организации
познавательной деятельности учащихся.
3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
4. Создание комфортного психологического климата.
5. Соблюдение санитарных правил и правил охраны труда.
6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть
организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и
разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей
учащихся.
Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и
необходимо стараться по максимуму использовать на уроках способы и
приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для
максимального сбережения здоровья ребенка.
Что должен сделать учитель?
В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать
температурный режим. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и
свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений,
настраивается на творческую и плодотворную работу. И тогда основной
задачей учителя становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в
течение урока.
После звонка, во время организационного момента, при создании
рабочей обстановки в классе, нужно постараться уловить психологическое
состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел
в школу или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене,
на кого обидеться. Найденное для каждого ребенка доброе слово и полезный
совет благоприятно влияют на эмоциональный климат на уроке.
При использовании игрового, соревновательного момента во время
работы с учащимися, деятельность ученика обретает хотя бы временную, но
значимость. Ведь, вместо банального составления алгоритма, организовав
урочные соревнования или олимпиадные задания, активность ребенка
возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.
Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на
уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно,
лучший вид отдыха – смена деятельности.
3 Учитывая требования здоровьесберегающих технологий,
для
сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо
обязательно проводить
динамические паузы, физминутки, минутки
релаксации.
Для снятия умственного напряжения необходимо наличие
эмоциональных разрядок (поговорка, весёлое четверостишие, высказывание,
юмористическая или поучительная картинка).
Физкультминутки это неотъемлемая часть здоровьесберегающих
технологий.
На уроках очень часто в ходе физминуток можно использовать
разнообразные игры, такие как «Симметрия» (детям предлагается выполнить
действия, которые называет или показывает педагог, но в зеркальном
отображении). Эти упражнения содержат слова «вверх», «вниз», «влево»,
«вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п. Ученикам можно предложить
игру «Найди по адресу»: учитель просит встать ученика, который, например,
сидит на втором ряду за третьей партой, или на третьем ряду за четвертой
партой и др.
Можно предложить ребятам такой способ проведения отдыха, когда
ребенок выходит к доске, и, имитируя робота, выполняет несколько
несложных движений (как бы задает программу), а задача учеников повторить
их. Получается забавно, ведь не каждому удается все запомнить. В итоге,
даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.
Необходимым является включение в урок гимнастики для глаз, но
важно помнить, что пользу она может принести только при ежедневном её
выполнении.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради можно
рекомендовать учащимся в течение всего урока, при первых симптомах
усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких
уроков у них сформируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем
поможет сберечь остроту зрения.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый
материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память,
использовать различные формы выделения наиболее важного материала
(подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
4 Большое значение имеет зарядка для пальчиков. Ещё В. А.
Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев. …Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок».
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж
большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного –
улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника,
безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.
Всем известно выказывание: «Люди с самого рождения жить не могут
без движения». Во время проведения физкультминуток обеспечивается отдых
центральной нервной системы. Для того чтобы физкультминутка оказывала
профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных
групп мышц и для мозгового кровообращения. Комплексы упражнений
необходимо менять. Выполнение некоторых учебных заданий в форме
активной игры не только интересны детям, но и полезны для здоровья.
Например, при изучении темы «Заглавная буква» тренировочное упражнение
можно провести в форме игры «Карлики – великаны».
Не следует забывать также, что творческий характер образовательного
процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь
включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию
личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.
Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда –
неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и
другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование
усталости, так и само по себе. Следовательно, возникает необходимость
увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной
заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.
Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные
эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор,
доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или
народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
Другой прием
– «возбуждение умственного аппетита» к
самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи,
как обычно ктото даже не решает вообще; при индивидуальном подборе,
5 когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким
образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии
вы сделаете процесс обучения интересным и занимательным, создадите у
детей бодрое, рабочее настроение, облегчите преодоление трудностей в
усвоении учебного материала, усилите интерес детей к предмету.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но
выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить,
задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять
разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в
начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная
классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому,
и особенно необходимо самому учителю.
Таким образом, использование на уроках здоровьесберегающих
технологий способствует укреплению и сохранению здоровья детей. Развивает
творческий потенциал детей, снимает стресс и повышает интерес к урокам.
Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё
здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить
этому своих учеников. Создание комфортных условий для развития
физического и психического здоровья детей, правильная организация
режимных моментов учебной и внеурочной деятельности, воспитание
негативного отношения к вредным привычкам,
формирование
здоровьесберегающей компетенции на уроках, привлечение учащихся к
занятиям в системе дополнительного образования,
профилактика
заболеваемости учащихся – способствуют сохранению и укреплению
здоровья.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его
можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!
Литература
1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе //
Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005г. №10.
2. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. 2е изд., перераб. М.:
Физкультура и спорт, 1990г.
6 3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебновоспитательном
процессе: проблемы и пути их решения//Школа.2005г.№3.
4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (14 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. М.: Вако, 2007г.
5. Колесникова М.Г.
Здоровьесберегающая деятельность учителя//
Естествознание в школе.2005г.№5.
6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья,
или Школа докторов природы (14 классы). М.: Вако, 2009г.
7
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.