Комплект разделочных досок «Матрешки»
Выполнил:
Наумов Артем Алексеевич, 2 класс
Нижний Новгород
Введение
Моей бабушке нравятся матрешки. Мне захотелось узнать про историю матрешки, и как ее изготавливать. Дедушка рассказал, что для изготовления матрешки необходим токарный станок. А так как я еще не умею на нем работать, то я решил сделать матрешку в форме разделочной доски, и подарить ее бабушке.
Краткая формулировка задачи
Спроектировать и изготовить комплект разделочных досок в виде матрешек, в подарок бабушке, предназначенную для резки продуктов и украшения интерьера кухни.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за
пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно
небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России,
символом русского народного искусства.
В настоящее время существует несколько
центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад,
нижегородские центры в городе Семёнове, в сёлах Полховский Майдан и Крутец.
Известны расписные - вятские, тверские, марийские, мордовские матрёшки.
Искусство росписи матрёшки шагнуло за пределы России, центры по её росписи
появились на Украине и Белоруссии. Стремительное развитие получило искусство
авторской матрёшки.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России
в 90х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития
страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё
настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в
частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное
под названием «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской
культуры стал так называемый мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов
(1841-1918) был крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток
искусства, собрал вокруг себя группу виднейших художников, среди которых были
Репин, Васнецов, Врубель и др. В подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей
С.И. Мамонтову были созданы художественные мастерские, где наряду с
художниками-профессионалами работали народные мастера-умельцы. Энтузиасты,
входящие в мамонтовский кружок, ставили перед собой просветительные,
художественные и собирательские задачи, связанные с возрождением русской культуры
на основе национальных и прежде всего народных традиций. В числе предметов
народного искусства, которые она коллекционировала, были и крестьянские
игрушки.
Восстановлению и развитию традиций
народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве
была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались
куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов
России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской
народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской
деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником,
членом мамонтовского кружка С.В. Малютиным (1859-1937), одним из активных
создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка
представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане
и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).
Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.
Первоначальные идеи
|
"Матрёшки" настенный кухонный набор Коромысло, 1 большая и 2 поменьше матрёшки
|
"Матрёшки" настенный кухонный набор
Коромысло, 3 матрёшки
"Матрёшки" настенный кухонный набор Коромысло, 2 матрёшки
Вывод: из трех вариантов выбираю третий, и начинаю его прорабатывать
Изготовление разделочных досок
Мы с дедушкой решили сделать комплект разделочных досок. Сделали шаблон матрешки, обвели его по контуру на фанере. Дедушка с помощью электролобзика выпилил матрешек и коромысло. Потом мы взяли наждачную бумагу и хорошенько зачистили матрешек и коромысло. Просверлили отверстия в матрешках. Затем мы развели клей ПВА, им покрыли матрешек и коромысло с одной стороны два раза, для того чтобы можно было их расписать. Дедушка сказал, что это необходимо сделать для того, чтобы краска не растекалась при росписи. Затем с мамой подобрали рисунки для досок, и с помощью кисти и гуашевых красок расписали доски и коромысло. Потом мы с дедушкой покрыли доски и коромысло акриловым лаком. Все. Комплект готов.
Последовательность росписи комплекта
|
|
|
|
Самооценка изделия
Считаю, что с поставленной задачей я справился. Комплект получился хорошо. Бабушке он очень понравился, она меня похвалила.
Самооценка процесса
В процессе исследования, я узнал о происхождении матрешек. Узнал как они изготавливаются, но так как еще не умею работать на токарном станке, я вместе с дедушкой изготовил комплект разделочных досок «Матрешки». Мне понравилось зачищать доски наждачной бумагой, но больше всего мне понравилось расписывать их.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.