ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Оценка 4.7

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Оценка 4.7
docx
10.05.2024
ПРИМЕРНАЯ  СХЕМА   ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО.docx



ПРИМЕРНАЯ  СХЕМА   ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения  о  классе.

История  его  формирования, его  состав  по  возрасту  и  полу учащихся. (количество учащихся , из  них мальчиков  и  девочек, количество второгодников , когда сформировался коллектив , были  ли  слияния  с  другими коллективами, смена классных руководителей  и  т.д.) .

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса .

Мнение учителей-предметников  о  классе.

2. Направленность деятельности класса.

Какие мотивы, потребности, интересы преобладают  в  жизни  и  делах класса  (как  в  учебной, так  и  внеучебной деятельности). Отношение класса  к  установленным правилам поведения  в  школе, их  поддержка  и  выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса  вне  учебных занятий.

Участие класса  в  общешкольной жизни.

3. Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления  в  классе.

Закрепление обязанностей  и  ролей  в  класс.

Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, отношение ребят к выполнению своих поручений.  Преобладающий  тон  в  деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов  при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в  целом  и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении  учебной  и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности  (шпаргалки, подсказки,  списывание).

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество  и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе (предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся  общением друг с другом и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности  доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе  (имеется ли в классе единое  мнение по наиболее важным вопросам?  Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении  общегрупповых  задач? Какова общая  интеллектуальная  атмосфера класса?) .

     Волевые качества класса (способен ли класс создавать  напряжение всех духовных и физических сил для  преодоления  серьезных трудностей и препятствий?  Ставит ли он  перед собой общие  цели и  как  стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе  проявляются   психологические особенности возраста.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

на учащегося школы № ____ класса ____

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________

Число, месяц, год рождения_______________________________________________

Адрес проживания_______________________________________________________

Адрес регистрации_______________________________________________________

Телефон________________________________________________________________

В характеристике необходимо отметить:

с какого класса (года) обучается в школе;

краткая характеристика семьи:  ФИО родителей, где работают, социальный статус (полноценная, в разводе, одинокая мать/отец, отчим/мачеха, опекунская, многодетная, вынужденные переселенцы, малообеспеченная);

участие родителей в жизни класса и школы.

1.Сложности в обучении (если таковые есть):

учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

пассивен на занятиях, быстро устаёт, истощается, даёт неправильные ответы;

не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

с трудом овладевает навыками чтения, письма, счёта;

плохо запоминает даже простое стихотворение;

имеет ограниченный (бедный) словарный запас;

другие способности.

2.Трудности в усвоении норм поведения:

очень вспыльчив, часто непослушен, спорит со взрослыми;

мешает другим детям на уроках;

не слышит обращённую к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителей;

отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке;

другие трудности.

3. Особенности эмоциональных контактов:

а) нарушены взаимоотношения со сверстниками:

мешает одноклассникам, посмеивается над ними, любит их запугивать;

«выставляет» себя, паясничает, играет роль «клоуна»;

часто ссорится со сверстниками, «пристаёт» ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;

нелюбим другими детьми, над ним часто посмеиваются, в группе является «козлом отпущения»;

обижает более слабых;

дерётся, пинается ногами, кусается, царапается;

замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

другие нарушения.

б) нарушены взаимоотношения со взрослыми:

при взаимоотношениях со взрослыми теряется, смущается, плачет без веских на то причин, при ответах говорит тихим голосом, опустив голову, не смотрит в глаза, запинается;

избегает контакта с воспитателем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);

проявляет негативизм по отношению  к воспитателю, не выполняет его требований, отвечает дерзко, порой – грубо;

нецензурно выражается, даже в присутствии взрослых;

другие нарушения.

4. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс обучения:

                   а) соматическая ослабленность:

частые простуды;

головные боли;

жалобы на боли в желудке и тошноту;

наличие хронических заболеваний (холецистит, пиелонефрит, астма, нейродермит, туберкулёз, сердечнососудистые, дерматит, сахарный диабет и т.д.).

б) органические нарушения и физические дефекты:

плохое зрение;

слабый слух;

недостатки в произношении отдельных звуков, заикание;

плохая координация движений, неловкий, неуклюжий;

слабо развиты мышцы пальцев;

слишком маленький рост (или наоборот - высокий);

чрезмерная полнота;

другое.

5. Педагогическая некомпетентность родителей:

безнадзорность – родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребёнок часто неряшливо, грязно одет, выглядит так, как будто очень плохо питается);

жестокое обращение (избиение);

неблагополучная среда проживания (родители не работают, алкоголики, частые скандалы, ссоры, драки в присутствии детей);

повышенная опека – чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

преувеличенное представление родителей о хрупкости ребёнка, его болезненности;

противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребёнку свои требования).

6. Отметьте положительные черты личности учащегося, на основе которых можно строить коррекционную работу педагогического коллектива школы.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА

1.             Заголовок. Характеристика на (Ф.И.О., пол, возраст) учащегося школы.

2.        В начале характеристики указать, в течение какого времени воспитанник посещает данные школу, класс.

3.         Охарактеризовать отношение воспитанника к школе,  его стремления, степень осознания общественной и личной значимости своей деятельности в школе (классе).

4.        Охарактеризовать уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы,  (учебной, досуговой, спортивной, трудовой); умение планировать работу, выделять главное, делать обобщения, выводы, осуществлять самоконтроль (обеспечивая внимательность, сосредоточенность); уровень настойчивости в деятельности (в достижении поставленных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учёбе, в личном поведении, демонстрировать собранность, организованность).

5.        Охарактеризовать ведущие интересы и склонности, увлечённость воспитанника каким-либо учебным направлением (предметом, кружком, секцией и т.д.) или коллективным творческим делом, а также профессиональные предпочтения, если они проявляются. Указать, как эти интересы и склонности реализуются в школе (в классе).

6.         Назвать имеющиеся у воспитанника награды за успехи в школьной, общешкольной, внешкольной, клубной и межклубной деятельности.

7.        Охарактеризовать культурный кругозор: начитанность, широту культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Указать на имеющиеся у воспитанника художественные способности, как они реализуются в коллективе.

8.        Охарактеризовать общественную и трудовую активность воспитанника, инициативность, отметить наличие стремления добровольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованности в них, умения трудиться. Назвать награды (грамоты, благодарности), полученные за общественную и трудовую деятельность.

9.        Охарактеризовать состояние здоровья, физическую закалку, отношение к занятиям физкультурой и спортом. Отметить участие в спортивных соревнованиях за честь учреждения, вид спорта, которым увлекается воспитанник. Назвать имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения.

10.    Охарактеризовать нравственное состояние: сфомированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения), забота об общественном состоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость (если есть) к проявлениям недисциплинированности, честность, порядочность.

11.    Охарактеризовать взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба и т.д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.

12.    Обязательно завершить характеристику рекомендациями воспитаннику по дальнейшей работе со своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков. Подростку 13-14 лет дать рекомендации по его профессиональной ориентации.

                                                                                                 

 

 

 

 

Схема характеристики класса

 

1.Класс

2. Состав класса по полу и возрасту (…лет)

девочки…                        мальчики…

3.Неполные семьи, малообеспеченные, пьющие………..

4. Учащиеся со слабым здоровьем…………

5.Характеристика деятельности  класса:

*какие виды деятельности предпочитает класс (познание, труд, общение)

*могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности

*мотивы участия школьников в деятельности класса (подражание другим, потребность в    эмоционально близких контактах, потребность в самореализации, самоутверждении, стремление выделиться, получение поощрения)

6.Структура класса, характеристика взаимоотношений:

*Количество микрогрупп: из 2 чел.-…; из 3 чел.-…; и т.д.

*какие основания для объединения в микрогруппы (живут рядом, общие интересы, и т.п.)

*характер отношений между группами

*краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)

*краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив

*количество и краткая характеристика «отверженных» в классе

*есть ли в классе постоянно действующие кружки, учебные группы, трудовые бригады, другие группы (какие)

*какие нормы, ценности главенствуют в классе

*каковы традиции класса

*какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешения

*какой тон, настрой преобладает в классе

7.Место класса в школе:

*осознает ли класс себя единым целым

*в каких общешкольных и внешкольных объединениях заняты уч-ся класса (кружки, секции, студии)

*какие дела предпочитает класс (общешкольные или классные)

*каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, старшими

*в какие неформальные объединения вне школы входят уч-ся класса

8.Уровень развития классного коллектива: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел.

9. Уровень воспитанности класса.


 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО -

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО -

ХАРАКТЕРИСТИКА на учащегося школы № ____ класса ____

ХАРАКТЕРИСТИКА на учащегося школы № ____ класса ____

Педагогическая некомпетентность родителей: безнадзорность – родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребёнок часто неряшливо,…

Педагогическая некомпетентность родителей: безнадзорность – родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (ребёнок часто неряшливо,…

Схема характеристики класса 1

Схема характеристики класса 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024