Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"
Оценка 4.7

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
искусство +2
Взрослым
03.12.2018
Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"
Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр" предназначена для обучающихся 3-6 классов. Её целью является развитие музыкальных способностей у детей, расширение их музыкального кругозора, привитие любви и уважения к русской национальной музыкальной культуре, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, чувства сопричастности к миру искусства.
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР 2018-19.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»                    СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ       Заместитель директора по ВР                                                                                    Директор школы________/ВихровС.Г./ _____________/Кайгородова Н.Л./                                                                                       Приказ №____от«____»_____2018г. «____» ______________ 2018 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» 3 – 6  классы 2018­19 учебный год                   Составитель: Бузунова Наталия Михайловна 1 учитель первой квалификационной  категории  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» разработана на основе «Рекомендаций по организации  образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом  Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­39/06­ГИ. Программа базируется на основных нормативных  документах: • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03­296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного образовательного стандарта общего образования».  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» имеет художественно­эстетическую направленность,  ориентирована на воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям музыкальной культуры, обучение игре  на шумовых   инструментах  и более полное развитие у детей  уже  имеющихся  музыкальных  способностей.  Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий  детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Занятия в шумовом  оркестре развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных  произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.  Предлагаемая программа рассчитана для учащихся 3­6 классов общеобразовательной школы.  1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: звуковысотных навыков, ритмических навыков, развитие музыкальной памяти и  слуха. Цели  программы: 2 2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование  начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация). 3) овладение элементарными теоретическими знаниями. Задачи программы: образовательные: ­ обучать основам техники игры на шумовых инструментах,  ­ формировать необходимые умения и навыки игры на  инструментах; развивающие: ­ способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; ­ развивать память, умение концентрировать внимание; ­ развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус; воспитательные: ­ воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой; ­ воспитывать культуру общения в коллективе. Срок реализации учебного предмета  При реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» со сроком обучения 1 год,  продолжительность учебных занятий составляет 102 часа в год (3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ) Форма проведения занятий Основной формой работы по программе «Шумовой оркестр» является групповое занятие. Возможны мелкогрупповые занятия (от 2­х  человек) занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и  индивидуального подходов. 3 Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: ­ словесный (объяснение, беседа, рассказ); ­ наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); ­ практический (освоение приемов игры на инструменте); ­эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально­технических условий реализации программы Основу школьного шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты, рассчитанные на начинающих  исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, бубенцы, маракасы, детские ксилофоны,  разного размера бубны и так далее. Во время занятий возможно использование компьютера, СД проигрывателя для прослушивания и  исполнения произведений в записи. При организации школьного шумового оркестра важно следовать определённым правилам. Учащиеся должны хорошо видеть  руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки  или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Детских музыкальных инструментов и инструментов­игрушек  существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Не все звучащие  инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты­игрушки, имитирующие внешний вид традиционных  инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво. Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор  инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей. Среди используемых в школьном шумовом оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из  которого они сделаны, ­ это идиофоны или самозвучащие инструменты ­ маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, ксилофоны и т. п.). Для практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею.  Первые можно назвать «мелодическими» (ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из  перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться. 4 Шумовые («ритмические») ударные инструменты. Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания,  встряхивания, удары. В шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно­шумовые инструменты. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения программы по внеурочной деятельности «Шумовой оркестр»  является приобретение учащимися  следующих знаний, умений и навыков: • • • • • • • навык исполнения музыкальных произведений в ансамблевом исполнении; умение использовать выразительные средства для создания художественного образа; знания основ музыкальной грамоты; знание основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве; знание  наиболее употребляемой музыкальной терминологии; навык публичных выступлений; навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально­просветительской деятельности образовательной  организации. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО   ПРОЦЕССА Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:  • • • музыкальный слух ритм память 5 Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить:  интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно  организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней.  Учащиеся осмысливают связь между явлениями и событиями, могут сделать простейшие обобщения. Они наблюдательны,  способны определить:  музыку веселую, радостную, спокойную звуки высокие, низкие, громкие, тихие в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная) на каком инструменте играют мелодию  • • • • В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа  самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из  баночек из­под йогурта, ведёрок из­под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского  шумового оркестра. Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития  тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем,  всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения.  Общение детей с шумовыми инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится. Инструменты и приёмы игры на них   Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты­игрушки, рассчитанные на  начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры,  бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее.  Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог или концертмейстер, а так же  возможно широко использовать аудио записи.   При организации детского шумового оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны  хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего  6 положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Не все звучащие инструменты  можно использовать в оркестре Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых  является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых  служит сам материал, из которого они сделаны, ­ это идиофоны или самозвучащие инструменты ­ маракасы, треугольник, бубенцы,  трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.). Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не  обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или  «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться. Шумовые («ритмические») ударные инструменты Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для  занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как  покачивания, встряхивания, удары. В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно­шумовые инструменты.  Перспективный план работы  на 2018 – 2019 учебный год. 7 № 1. 2. 3. 4. Форма мероприятий и название Вводное  занятие. Оркестр. Шумовые  инструменты. Бубен. Беседа о музыкальных инструментах, о предстоящей деятельности. Понятие об оркестре, инструментальных группах оркестра. Разновидности оркестра. Знакомство с приемами игры на ударно – шумовых инструментах: шаркунок, маракас, бубенцы,  колокольцы. Удар по ладошке. Встряхивание. Знакомство с приемами игры на бубне. Встряхивание, удар кулачком, ладошкой по донцу. Закрепление навыков игры на ударно – шумовых инструментах. Совершенствование навыков игры на бубне, бубенцах, шаркунке, маракасах. Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Ритмический ансамбль. Динамика. Музыкально – дидактическая игра «Тихо – громко в бубен бей» Знакомство с игрой на ксилофоне. Учить правильно держать молоточек, постукивать по  пластинкам.    5. Ксилофон. Закрепление   навыков   игры   на   ксилофоне.   Упражнения   «Дождик   сильный»,   «Дождик   тихий», «Часики», «Ручейки». Совершенствование навыков игры на ксилофоне. Ритм. Динамика. Упражнение «Дятел». Цель Кол­во часов 1,5 1,5 4.5 1,5 4,5 1,5 1,5 1,5 8 Разучивание партии игры на ксилофоне в новой пьесе.  6. Колокольчик. Знакомство с игрой на колокольчиках. Приемы игры: удар палочкой, встряхивание.  Обучение приему «трель». Игра с колокольчиками. Закрепление навыков игры на колокольчиках в ансамбле. Учить вовремя вступать и заканчивать игру. Поэтапное разучивание нового произведения на разных инструментах. Запоминать партию, приемы игры. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением и окончанием игры. Знакомство со звучанием инструмента. Обучение навыкам игры на треугольнике. 7. 8 Треугольник. Обучение новому приему игры на треугольнике. Тремоло. Оркестр. Вступление по показу дирижера, используя навыки игры на треугольниках. Оркестр Закрепление навыков игры в оркестре. Ритмический и динамический ансамбль Игра в оркестре. Распределение инструментов. Разучивание нового произведения. Повторение и закрепление партий определенными приемами игры. 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 4,5 1,5 1,5 1,5 1,5 3 9 9 Игра в оркестре. Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами. 1,5 9 Подготовка выступления для родителей на концерте. Деревянные ложки. Знакомство с приёмами игры: «ладушки», скользящие движения; 10 Ложки. Знакомство с приёмами игры «часики», «лошадка» и др. Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание партий. Соединение партий. Добиваться одновременной и слаженной игры. 3 6 9 6 9 6 Трещотки  Коробочки, рубель 11 12 13 Трещотки: пластинчатые и круговые. Знакомство с приёмами игры, закрепление навыков игры на  трещотках Знакомство с приёмами игры, закрепление навыков игры на коробочках и рубеле Совершенствование полученных ранее навыков игры в оркестре. Работа над артистичностью  исполнения пьесы. постоянно Игра в оркестре. Учить слушать музыку и вовремя вступать в игру. Стремиться к четкому  исполнению партии и красивому звукоизвлечению. Разучивание нового произведения. Распределение инструментов, поэтапное разучивание партий. Сольное исполнение отдельных партий. Повторение приемов игры на разных инструментах. Музыкально ­ дидактические игры «Играй, как 6 9 3 10 я», «Повтори за мной». 14 Подготовка к концерту для родителей. Игра в оркестре. Повторение знакомых произведений.  Исполнение музыкальных произведений, разученных за год.                                                                                                     ИТОГО:                                                                        102 3 3 1,5 11

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"

Примерная программа внеурочной деятельности "Шумовой оркестр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018