План заседания ШМО "Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла"
Оценка 5

План заседания ШМО "Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла"

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 6
Взрослым
04.02.2019
План заседания ШМО "Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла"
Данный материал заседания школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла рекомендовано к использованию на педагогических советах, методических объединениях. Выступление руководителя и членов ШМО готовится заранее, можно использовать видеоролик из кинофильма "Большая перемена" для подведения итогов заседания. Тема заседания ШМО полностью должна быть раскрыта не только на теоретическом материале, но и на практике.
план заседания шмо.doc

Тема методобъединения: «Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла»

Цель: анализ состояния работы, выявление положительного опыта педагогов гуманитарного цикла и определение путей по ликвидации проблем в организации дифференцированного подхода к организации образовательного процесса

Задачи:

ü проанализировать эффективность работы педагогов по применению разнообразных способов и приёмов дифференцированного обучения на уроках гуманитарного цикла;

ü выявить наиболее типичные для коллектива педагогические затруднения при реализации дифференцированного обучения;

ü определить возможности и необходимость применения дифференцированного обучения в педагогической практике.  

Ход заседания

1. Психологический настрой «Все в твоих руках»

(Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

2. Дифференцированный подход к организации образовательного    процесса: проблемы, подходы, пути решения.

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные. В каждом классе есть дети, которым нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем учащихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп учащихся.

Итак, одним из способов решения проблемы качества обучения с учётом социально-психологических особенностей обучающихся является дифференцированный подход, который занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.   Дифференцированное обучение – это не дань моде, это жизнь, доказавшая, что люди всё – таки рождаются разными.

Тема данного методобъединения выбрана не случайно и является актуальной для педагогического коллектива уже несколько лет. Второй год наш педагогический коллектив работает над единой методической темой «Совершенствование форм, методов и средств, направленных на развитие творческого потенциала и индивидуальных достижений участников образовательного процесса путем обновления содержания и педагогических технологий в рамках реализации ФГОС». (слайд 4)

Теоретические аспекты реализации дифференцированного подхода к учащимся были рассмотрены на предыдущих тематических заседаниях МО. Рассматривались такие вопросы: виды дифференциации и способы их организации на различных этапах урока, методы и средства дифференциации, разностороннее развитие личности учащегося на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому на теоретических аспектах мы сегодня останавливаться не будем.

Таким образом, наши педагоги имеют достаточный уровень теоретической и методической подготовки, для того чтобы в своей педагогической деятельности применять дифференцированный подход к учащимся. Они владеют арсеналом методов и способов организации образовательного процесса на основе дифференцированного обучения. Словом с теорией у нас всё  хорошо.

 А как же дела обстоят с практикой? Дети в классе очень разные и научить нужно всех. В условиях классно-урочной системы процесс обучения может организовываться одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них.

Как педагоги гуманитарного цикла реализуют дифференцированный подход к учащимся на уроках?

В рамках ШМО мы посетили уроки обществознания в 9а и 11 классах  (учитель Дудник Е.В. и учитель Буянкова М.В.).

Сегодня мы проанализируем уроки.

 

3. Выступление учителя истории и обществознания Дудник Е.В.

- Есть ли у кого вопросы к учителю по анализу урока?

 

4. Выступление учителей гуманитарного цикла по теме (Салищева Л.В., Андреев Ф.А.)

 

5. Анализ пробного устного экзамена в форме собеседования.

 

Справка по итогам 9б и 9а классов (Боровкова Е.М., Логинова Ю.А.)

Вывод: Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры речи, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

Анализ результатов репетиционного устного экзамена в форме собеседования, показал, что в 9 классе не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, сжимать информацию до ключевых слов или наоборот изложить ее в полном объеме. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей или даже в своём личном примере, а также умению интересно рассказывать. Это влечет за собой снижение качества знаний и уровня обученности учащихся.

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”) если есть время…

 

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

 

Большой  –  для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный  – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

 

 

7. Подведение итогов методсовета.

 

 

Таким образом, грамотно организованное дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности обучающихся всех уровней, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию обучения нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы учащиеся вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.

 

Решение методического совета:   

1.     Продолжить работу по повышению качества обучения через использование методов и приёмов дифференцированного обучения;

2.     Каждому учителю взять за правило дифференцировать домашние задания, а также все виды контроля знаний; всячески поощрять желание и продвижения в выполнении заданий разного уровня.

3.     Учить детей логично выражать свою мысль, на уроках добиваться полных ответов учащихся.

 

9. Просмотр отрывка из кинофильма.

 

И хочется закончить наше заседание методического объединения просмотром отрывка из кинофильма «Большая перемена».

Как сказал Григорий Ганжа «Все мы разные», но научить должны мы всех. Так что «завтра снова в бой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

Анализ результатов, проводимый мною, показал, что в 6б классе, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. Это влечет за собой снижение качества знаний и уровня обученности учащихся.

На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

          Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.    Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном  на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.

          Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей, этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6-7 классах ряд учеников практически выпадают из процесса обучения, присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем.

           Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы.

Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Они теряют интерес к учению, который требует от них умственного напряжения.

           Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?

           Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень  знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке  необходим особый подход в обучении.

          В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией  обучения русскому языку остается  личностно-ориентированное обучение учащихся. Я считаю, что технология дифференцированного обучения помогает реализовать это.

          Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

          Потребность в дифференцированном обучении  становится всё более острой, так как обучение в  школе на современном этапе  должно дать возможность каждому ребенку  получить общеобразовательный минимум  на уровне его способностей, возможностей и желания.

 Ведь подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов.

 

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.  Как правило,  выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Значительную трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.

Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке.  Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания.  Учащимися нужно  управлять, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.  Необходимо оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство, а также быть для школьников консультантом при выполнении заданий, предлагать самим стать своими помощниками.

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.  Применяются  различные виды дифференцированной помощи:

1)  Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.

2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).

9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

10) Указание правила, на которое опирается задание.

11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

12) Указание алгоритма выполнения задания.

13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

14)Объяснение хода выполнения подобного задания.

15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

18) Выдача ответа или результата выполнения задания.

19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

20) Постановка наводящих вопросов.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и разноуровневая  деятельность на уроках.

       Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

* Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

*Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.        

  Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке их – слушают в каждой группе  друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.

При организации работ по группам важно установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.

Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).

Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.

Использование технологии дифференцированного обучения заставляет пересмотреть   основные требования к организации уроков русского языка.

-Тема, место урока в теме.

- Постановка конкретных задач урока по теме.

- Работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом.

- Соответствие объема самостоятельной работы на уроке.

- Работа со словарями.

- Четкое распределение на уроке времени.

- Оценка за соответствующий выполненный объем работы (в устной форме, поурочным баллом).

- Разноуровневое  домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными возможностями).

- Организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ.

- Достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств, компьютерных технологий.

- Систематическая организация повторения учебного материала.

- Разнообразие видов заданий на уроках.

Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.

Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»  (5 класс)

1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

б)  Найдите лишнее слово:

гвоздика, гвоздь, пригвоздить;

шестой, шесты, шестнадцать;

подарок, дарит, дарим;

справка, правильный,  правильного.

 

2. Выпишите из текста однокоренные слова  и формы одного и того же слова:

Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками.  Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым.  И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

 

3. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.  

 Использование иллюстраций позволяет включить в активную деятельность детей с наглядно-образным типом мышления.

 

 


Тема методобъединения: « Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла»

Тема методобъединения: « Дифференциация обучения на уроках гуманитарного цикла»

Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал

Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал

Выступление учителей гуманитарного цикла по теме (Салищева

Выступление учителей гуманитарного цикла по теме (Салищева

Решение методического совета: 1

Решение методического совета: 1

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить…

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить…

Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников

Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных»

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных»

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий

Разноуровневое домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными возможностями)

Разноуровневое домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными возможностями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019