Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"
Оценка 4.7

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
обществознание
Взрослым
13.03.2018
Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"
Данный урок является дополнением к презентации по этой теме. В ходе урок обучающиеся познакомятся с понятиями социальная дифференциация и социальное неравенство, со стратификацией и делением ее на классы и социальной мобильностью. В конце занятия студенты закрепят полученный материал в интерактивной системе "ВОТУМ"
урок соц страт и соц мобильность.doc
Тема: Социальная стратификация и социальная мобильность (онлайн лекция) Дата: 18.12.2017 Предмет: обществознание Цели: 1. Учебные: разъяснить сущность  социальной стратификации и мобильности,  и  их  влияниями на образ жизни 2. Воспитательные: прививать культуру межличностных отношений. 3.Развивающие: сформировать умения анализировать социальную          структуру  Межпредметные связи: история  Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Литература:  1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.  общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.  Лазебниковой. – Ч. 2.  Ход лекции:   1. Орг. момент:   Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада приветствовать Вас. Сегодня мы проведем немного необычный урок. Это будет онлайн урок или онлайн   лекция   по   теме:  «Социальная   стратификация   и   социальная мобильность» слайд 1. Запишите тему урока у себя в тетрадях. Сегодня меня слушает сразу четыре группы: 11С, 12С, 11Ф, 12Ф. Прошу Вас внимательно слушать меня и конспектировать основные моменты урока. В конце занятия Вас   ждет   небольшой   опрос   по   данной   теме.   Ребята   на   Комарова   будут выполнять   задания   в   интерактивной   системе   ВОТУМ,   а   обучающиеся   на Октября будут выполнять задания на листочках. Итак, начинаем. 2. Цели нашего занятия представлены в презентации на слайде.­ слайд 2 План нашего урока запишите к себе в тетради. слайд 3.  План урока: 1.Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2. Стратификация и ее исторические типы.  3.Высший, средний и низший класс. 4. Социальная мобильность. 3. Перед тем как начать раскрывать тему я хотела бы поставить Вам проблемный вопрос: «Почему нельзя устранить неравенство в обществе и создать  социально  однородное  общество»?  (4 слайд)  К этому  вопросу  мы вернемся в конце лекции. На мой взгляд, общество всегда неоднородно. Оно состоит из людей с разными возможностями. Но если взять слова великого классика философии Ф.Ницше:   «Справедливость   требует,   люди   неравны.   Неравны   физически, морально, интеллектуально и т.д.» Люди действительно неравны и поэтому хотим   мы   этого   или   не   хотим,   но   общество   всегда   будет   как   то структурироваться исходя из принципа того, что я могу это, а я могу вот это. У меня есть такие то возможности, а у меня есть такие то возможности. Как это   все   называется.   Большинство   ученых   сходится   к   тому,   что   подобное положение   вещей   следует   называть   социальной   дифференциацией,   т.е. социальным разделением.  1. Социальная дифференциация ­ это разделение общества на группы, дифференциацию.  Принято   различать занимающие разное социальное положение. (6 слайд)  экономическую,   политическую   и профессиональную    Экономическая дифференциация   выражается   в   различии   доходов,   уровня   жизни,   в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на   управляющих   и   управляемых,   политических   лидеров   и   массу   есть проявление   политической   дифференциации.   К   профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. (7   слайд)  Когда     мы говорим об обществе в любой его стадии, даже в первобытно – общинной, мы в любом случае должны говорить о неком разделении, т.е. о некой дифференциации. Это безусловно несправедливо.  Кто ­ то более сильный, причем сильный по факту рождения, т.е. он родился более сильным. (8 слайд) Кто – то более умный (9 слайд) Кто – то более хитрый (10 слайд) У кого ­ то больше денег. (11 слайд) И хотим мы или не хотим, но общество всегда будет устроено подобным образом. Хорошо это или плохо, следует это изменить или нужно оставить все так как и есть, я считаю, что это есть позиция каждого отдельного человека.  Давайте посмотрим подходы к существованию неравенства: (12, 13, 14 слайды) Представители структурно­функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс)   считали,   что   общество   поощряет   и   предоставляет   привилегии лучшим, способным и талантливым людям. (12 слайд) Представитель  второго   конфликтного   неравенства   (К.Маркс)   считал, что источник  социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.(13 слайд) В   современной   науке  преобладает  Веберовский   подход   к   анализу социального неравенства. (14 слайд) М.Вебер выделял 3 признака неравенства: богатство, власть, престиж.  Богатство  рассматривается   как   совокупность   материальных   ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие собственности. Власть – это возможность подчинять воле других людей. Престиж  – это признание и уважение субъекта, его поступков, являющихся образцом для подражания. Таким   образом,  сущность   социального   неравенства   различается   в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам. (15 слайд) Степень   неравенства   в   разные   исторические   эпохи   различна.  Давайте рассмотрим это. (16, 17, 18 слайды) Согласно   теории  Герхарда   Ленски,   минимальное   неравенство   было   в первобытных   обществах,   максимальное   оно   было   в   эпоху   рабовладения   и феодализма,   и   сокращается   неравенство   в   промышленных   обществах   под влиянием демократических правительств, профсоюзов, системы социального обеспечения.16 слайд Согласно  К.   Марксу,   минимальное   неравенство   было   в   первобытном обществе.   Но   постепенно   оно   стало   углубляться.   Его   теорию   называют «эскалацией неравенства».(17 слайд) Питирим   Сорокин  утверждал,   что   постоянного   увеличения   или уменьшения неравенства в истории не существует. В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е, колеблется.(18 слайд) (19 слайд) Внимательно посмотрите на слайд и давайте повторим,  Что М.Вебер считал важнейшими критериями социальной стратификации: ­богатство; ­ власть; ­ престиж. Продолжаем,      мы с  вами не  можем изучать каждого отдельного  человека, если   говорим   об   обществе.   Значит   надо   людей   объединить   в   некие   такие общие   группы.   Вот   эти   общие   группы   людей,   со   схожими   возможностями называются   стратами.  Страта  ­     это   общие   группы   людей   со   схожими возможностями. (20 слайд) Теперь мы можем перейти к разговору  о социальной стратификации. (21 слайд) 2.Стратификация и её исторические типы.  Понятие   стратификации   (stratum  –   слой,  facio  –   делаю)   пришло   в геологии,   где   оно   обозначает   расположение   пластов   различных   пород   по вертикали. (22 слайд) Страта   –   социальный   слой   людей.   Люди,   имеющие   сходство   в   4­х позициях (доход, власть, образование, престиж) образуют слой или страту. (23 слайд) Само общество можно представить в виде многослойного пирога, где каждая   страта   расположена   в   иерархической   последовательности   по отношению к другой. (24 слайд) В обществе  страты располагаются  сверху вниз от богатых, элиты до средних и бедных слоев. В самом низу находится нищий слой. (25 слайд) Создателем   теории   стратификации   был  Питирим   Александрович Сорокин   (1889­1968)  русский   и   американский   ученый,   родившийся   в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия. (26 слайд) Он   выделил   различные   исторические   типы   стратификации:   рабство, касты, сословия, классы. (27 слайд) Давайте рассмотрим это подробнее. Рабство ­ это исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. (28 слайд) КАСТОЙ  называют  социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. (29 слайд) СОСЛОВИЕ  –   социальная   группа,   обладающая   закреплёнными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. (30 слайд) Классы  ­ большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств   производства.   Они   занимают   определённое   место   в   системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода. (31 слайд) Существуют возможности перехода из одного социума в другой. Хотя из истории можно привести такие примеры, когда переход из одной в другую социальную нишу был практически невозможен. Классикой является Индия, где варно – кастовая система раз и навсегда закрепляла человека в рамках того состояния, в котором он родился. Перейти из касты кшатрии в касту шудров было невозможно, даже если ты очень хотел. (32 слайд) 3.  В   1980­х   годах   советские   социологи   обобщая   опыт   представили социальную структуру общества следующим образом: 1. Высший класс, основу которого составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, государственной и хозяйственной  бюрократии. 2. Низший класс:  рабочие, крестьяне, интеллигенция. Социальную   прослойку   между   ними   составляли   те   группы,   которые обслуживали номенклатуру: журналисты, медперсонал и т.д.   В  настоящее   время  (записать   в   тетрадь)  широко   распространено деление на высший, средний и низший классы, где большую роль играют не только экономические показатели богатства, но система ценностей присущая этим классам. К  высшему   классу  относят   тех,   кто   владеет   максимальным количеством   денег.   Богатство   выражается   денежной   суммой,   которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, акции. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. Если у   «старых»   богатых   состояние   формировалось   на   протяжении   нескольких поколений,   то   у   «новых»   богатых   оно   сложилось   за   несколько   лет.   К последним   относятся   менеджеры   крупных   компаний,   популярные   артисты, выдающиеся спортсмены. (33 слайд) Средний   класс  –   населения.   Данный   класс   выделяют   по   признаку дохода,   по   среднему   уровню   потребления   материальных   благ.  Стандарт жизни: квартира, отдых, образование. (34 слайд) Средний класс     – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность   того,   что   общество   будут   сотрясать   революции,   конфликты, катаклизмы.   Как   правило,   в   средний   класс   входят   те,   кто   обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, своим   делом,   а   также   ученые,   врачи,   адвокаты,   средние   менеджеры   –    социальный хребет общества.   В состав низшего класса входят лица, занятые в основном физическим и механизированным трудом. Сюда относятся различные категории рабочих, низкооплачиваемые   группы   в   сфере   услуг,   торговли,   транспорта.   Среди бедных все чаще встречаются те, кто работает в бюджетной сфере и те, кто имеет высшее образование. (35 слайд)  Особое   место   в   структуре   общества   принадлежит   маргиналам   и люмпенам. (36 слайд) Это   такие   группы   людей,   которые   находятся   на окраинном,   изолированном   положении   в   обществе.   В   нашем   обществе   они составляют 10 %. Особенность маргинализации состоит в том, что, опускаясь на дно, эти группы имеют мало шансов вписаться в новую жизнь. А   теперь   немного   поразмышляем   над   вопросом  «В   чем   причины бедности?». (37 слайд) Для этого достанем листочки, которые я просила вас подготовить. На них стараемся записать 6 причин бедности на ваш взгляд. Расставьте напротив соответствующие баллы этим причинам. (38   слайд)  А   теперь   попытаемся   решить   эту   проблему.   Для   этого продолжим предложения.  • я считаю, что… • потому, что … • примеры, обосновывающие заявленную позицию • Таким образом,  4.Социальная мобильность.  Все таки, общество – это структура подвижная, а значит переход из одного   положение   в   другое   положение,   как   правило,   возможен.   Вот   этот переход в обществознании принято называть социальной мобильностью. Совокупность   социальных   перемещений   людей   в   обществе,   т.е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. (39 слайд) (40   слайд)  Эта   тема   интересовала   человечество   с   давних   пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение ­ излюбленный сюжет   народных   сказок:   хитромудрый   нищий   вдруг   становится   богачом, бедный принц ­ королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж. Существует два основных вида социальной мобильности ­ вертикальная и горизонтальная. (41 слайд) (42 слайд) Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из  Горизонтальная одной   страты   (сословия,   класса,   касты)   в   другую. мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. (43   слайд)  В   зависимости   от   направления   перемещения   существуют восходящая   мобильность   (социальный   подъем,   движение   наверх)   и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).  Повышение в должности ­ пример восходящей мобильности, увольнение,         разжалование пример         нисходящей.     Пример горизонтальной мобильности – педагог в школе – педагог в колледже. Задания в тетрадях. (44 слайд) А   теперь   посмотрим,   как   вы   поняли   примеры   вертикальной   и горизонтальной мобильности. На слайде появилось задание. Вам необходимо при помощи стрелок раскрыть эти примеры.   (45 слайд) А теперь проверим себя, посмотрите на ответы.  (46   слайд)  Кроме   вертикальной   и   горизонтальной   мобильности существует еще межпоколенная и внутрипоколенная социальная мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию. Внутрипоколенная  мобильность  подразумевает,   что   один   индивид   на протяжении   всей   своей   жизни   несколько   раз   меняет   статусные   позиции. Второе название – социальная карьера.  Пути   и   механизмы,   благодаря   которым   люди   поднимаются   наверх, называются   каналами    вертикальной    мобильности.                 Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность. (47 слайд) (48   слайд)  Армия  функционирует   в   качестве   канала   вертикальной мобильности в военное время. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости.  (49 слайд) Как это выглядит на практике. Наполеон Бонапарт говорил: «Каждый   солдат   моей   армии   носит   в   ранце   маршальский   жезл».   Что   это означает? Это означает, что каждый солдат имел шанс дойти до самой высшей иерархии в военной организации наполеоновской армии.  (50 слайд)  Сам Наполеон начинал свою карьеру в младших чинах. Он прошел всю воинскую структуру. Вот так человек мог выйти из низших слоев в более высшие. (51 слайд)  Школа.  Институты   образования   и   воспитания,  какую  бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.    В       таком       обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит   по   всем   этажам   и   достигает   самого   верха.   Примером   является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного  статуса  отбирались  и  переводились  в высшие  школы, а  затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. (52   слайд)  Ярким   примером   служит   В.И.Ленин.   Ведь   он   был потомственным дворянином, но это дворянство его отец заслужил.  (53 слайд)  Ульянов занимался на поприще образования. Сначала был обычным учителем, но рос по карьерной лестнице, получил орден, который позволил ему получить статус потомственного дворянина. (54 слайд)  Церковь  как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. (55   слайд)  Собственность  наиболее   ярко   проявляет   себя   в   виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств.  (56   слайд)  Семья   и   брак  становятся   каналами   вертикальной мобильности   в   том   случае,   если   в   союз   вступают   представители   разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.  (57 слайд)  Выводы по разделу социальная мобильность: 1.  Социальная   мобильность   необходима,   т.к.   служит   неотъемлемой   частью культуры в любом современном индустриально развитом обществе. 2. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение   вы   будете   занимать   в   обществе,   в   какой   социальной   группе находиться. 3. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить социальное положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую. (58 слайд)  Перед тем как начать лекцию я задала Вам проблемный вопрос: «Почему   нельзя   устранить   неравенство   в   обществе   и   создать   социально однородное общество»? Теперь вы можете ответить на этот вопрос? По одному представителю от группы ответить на этот вопрос.  11 С – Семенов Владлен 12 С ­ Гусейнова Айгун 11Ф – Видергольд Арина 12 Ф – Каратеева Инна Если не хватает времени, то можно дать на дом, написать письменно ответ на этот вопрос. Задание для обучающихся: (59 слайд). По одному представителю от группы сфотографируйте слайд с заданием. После   окончания   технического   колледжа   молодой   человек   устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время   он   поступил   на   курсы   повышения   квалификации.   Изменения произошли   и   в   его   личной   жизни:   он   женился   на   дочери   совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.  Иллюстрацией,   какого   социального   процесса   может   служить (60   слайд)  данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (61 слайд) Ответить письменно на вопрос: 1. Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.  Отключение здания по Комарова. С группами 12С и 12 Ф письменно ответить на вопросы на листочках. Старосты групп прошу в конце занятия собрать листочки и передать их мне через преподавателя, находящегося в аудитории. Тест: (62­71 слайды) 1. Социальная стратификация ­ это: А) Теория перемещения людей из одного социального слоя в другой Б) система признаков, определяющих социальную структуру В) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям 2. Центральное понятие социальной стратификации ­ понятие "страта"  означает: А) расслоение общества Б) большую группу людей, отличающихся по их положению в  социальной структуре В) все перечисленное выше 3. Важнейшими критериями социальной стратификации М.Вебер считал: А) уровень доходов Б) социальный престиж В) политическое положение – обладание властью Г) все перечисленное выше 4. Назовите формы социальной стратификации А) сословие, класс Б) наемные рабочие, дворянство 5. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии: А) социальное происхождение Б) социальное неравенство В) социализация Г) социальная мобильность 6. Какие из перечисленные статусов относят к предписанному А) профессор, космонавт, президент, член ЛДПР Б) герцог, негр, женщина, русская 7.  Перемещение людей из одной социальной группы в другую  составляют суть понятия социальная:  А) мобильность Б) стратификация В) адаптация Г) стабильность 8. Маргиналами называются: А) социальные группы, занимающие промежуточное положение между  устойчивыми общностями Б) опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов В) представители малооплачиваемых  слоев населения Г) разорившиеся предприниматели 9. Примером вертикальной социальной мобильности является: А) переезд человека на новое место жительства Б) получение титула барона дворянином В) получение рабочим водительских прав Г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк 10. Примером горизонтальной социальной мобильности является: А) переезд человека на новое место жительства Б) получение титула барона дворянином В) получение рабочим водительских прав Г) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк На этом наша лекция закончена. Большое спасибо за урок. (72 слайд) Дополнительный материал: Выводы по 1­му вопросу Стратификация фиксирует социальное неравенство. Основой деления общества на страты (социальные слои) выступает неравный  доступ к основным социальным ценностям. Различают четыре основные типа стратификации: рабство, касты, сословия,  классы. Выводы по 2­му вопросу: современное общество социально  стратифицировано. Выделяют высший, средний и низший классы. Разминка Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину? Маркиз Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение  службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ. Табель о рангах Стабильность обществу придает средний или высший класс? Средний Что появилось раньше сословия или касты? Касты “Старые песни” о социальном. Я начал жизнь в трущобах городских, И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват. Кто и что виновато в том, что сегодня кто­то начинает жизнь в  городских трущобах?  Вызов 3.Что общего между М.В.Ломоносовым, Наполеоном Бонапартом и Золушкой? ­ приобретенный социальный статус. Как     вы   думаете,   вы   можете   воспользоваться   примером   этих   людей (литературных героев, которые являются собирательными образами реальных прототипов),   чтобы   устроить   свою   собственную   судьбу?   Что   для   этого необходимо знать и иметь в виду? Резюме: Я хотел(а) бы занять ____________________________ положение в обществе. Наиболее   реальным   социальным   лифтом   для   меня   может   стать ____________________________________________.   Для   этого   мне необходимо _______________________________________________________. _____

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Онлайн лекция по общесвознанию на тему: "Социальная стратификация и социальная мобильность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018