Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
29.01.2018
Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"
В методической разработке даны определения примечания и комментария. Показаны виды примечаний по расположению. Даны правила оформления внутритекстовых примечаний. Показаны 5 схем оформления внутритекстовых примечаний. Продемонстрированы примеры оформления внутритекстовых примечаний к цитатам. Указан полный состав подстрочного примечания и способы связи этих примечаний с основным текстом. Указана информация об авторских пометах и сведениях об иностранном тексте. Показан объем затекстовых примечаний и способы нумерации и связи их с основным текстом.Методическая разработка о правилах оформления примечаний. Способы связи примечаний с основным текстом.
ПРИО примечаний.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: ПРИО примечаний Содержание   программы.  Определение   примечания.   Назначение,   виды   примечаний.   Требования   к внутритекстовым, подстрочным и затекстовым примечаниям.  Цель урока. Выяснить для каких видов литературы какие примечания предпочтительны. Познакомить студентов   с   правилами   оформления   различных   видов   примечаний.   Познакомить   студентов   с   тем   как связывают основной текст и примечания. Ход урока 1. Вступительное слово преподавателя о теме, цели урока. 2. Переход к лекции по теме урока. Примечания  –   сравнительно   краткие   пояснения   конкретного   места   основного   текста   или дополнения к нему, не содержащие широкого толкования смысла и формы текста, что свойственно комментариям.  Комментарии  –   часть   аппарата   издания,   вспомогательные   тексты,   которые содержат толкование  и оценку произведения в целом или  его части и тем помогают читателю правильно и полно усвоить информацию. Примечания могут принадлежать:  автору — авторские примечания;  редактору, переводчику, издателю — издательские примечания.  По содержанию примечания делятся на:  смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему;  перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений;  определение терминов или объяснение значения устаревших слов;  справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте;  перекрестные   ссылки   на   другие   страницы   издания,   содержащие   более   детальные   или дополнительные сведения об упомянутом предмете или лице.  Примечания могут располагаться:  среди строк основного текста — внутритекстовые;  под строками основного текста внизу полосы — подстрочные;  после основного текста всего издания, главы, статьи — затекстовые.  Выбор вида примечания зависит:  от объема примечания,   его связанности с текстом,   читательского адреса (в детской литературе примечание следует сразу по тексту). Примечание должно соответствовать уровню подготовки читателя (не содержать в пояснении незнакомые   слова);   объяснять   слово   с   достаточной   подробностью,   содержательностью;   должно быть действительно необходимым читателю, т.е. не пояснять давно известное. Внутритекстовые примечания 1. Авторские и редакторские пометы к цитатам. Это могут быть: ­ указания  цитирующего  на  принадлежность  выделений   в  цитатах  не  автору,  помещаются либо рядом с выделением, либо сразу после цитаты и заключаются в круглые скобки: Данте говорил:  «Горек  чужой хлеб  и тяжелы ступени  ч у ж о г о   к р ы л ь ц а » (курсив мой. разрядка моя. выделено нами.— Г.Ф. Авт. Ред.). ­ попутные замечания (графические – в виде восклицательного или вопросительного знака или словесные) об отношении цитирующего к тому или иному месту цитаты: «Л.Н. Толстой — великий советский (?!) писатель». ­ разъяснения мест цитаты, которые без этого могут быть непонятны читателю: «В мозгу (от чтения. — К.Ч.) завелись тараканы». ­ расшифровка местоимения, когда неясно, какое слово оно замещает: «Он [Петр] действовал так потому, что…» «Пппп ррр С[оболевский] ррр». 2. Примечания   в  инструктивно­уставных  и справочных изданиях.  Это  сгруппированные побочные, дополнительные, уточняющие положения (пункты), которые нельзя поставить в ряд с основными положениями. Такие примечания начинают рубрикой Примечание (когда примечание одно) или Примечания (несколько примечаний, каждое со своим номером). 1 вариант оформления Примечание 1. Текст примечания. Примечание 2. Текст примечания. Примечание 1. Текст примечания. — Примечание 2. Текст примечания. 2 вариант оформления П р и м е ч а н и я :  1. Текст примечания. 2. Текст примечания. 3 вариант оформления 4 вариант оформления П р и м е ч а н и я : 1. Текст примечания. 2. Текст примечания. 5 вариант оформления Примечания: 1. Текст примечания. — 2. Текст примечания. Подстрочные примечания Подстрочное примечание располагают внизу полосы, набирают пониженным кеглем. Связь с основным   текстом   осуществляют   при   помощи   знаков   сноски.  Знак   сноски  следует   ставить непосредственно   к  тому  слову,   которое  примечание   поясняет   (к  первому   объекту   упоминания объяснения). В качестве знаков сноски применяются:  звездочки на верхнюю линию шрифта, если примечаний не более 3­х на полосе;  порядковые номера –  арабские цифры  на верхнюю линию шрифта, если примечаний четыре и более;  арабские цифры с закрывающей круглой скобкой или косой чертой;  звездочка с закрывающей скобкой или косой чертой;  комбинированные (звездочки и арабские цифры *1, 1*);  различные наборные знаки. Знак сноски ставится перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире: Слово*.     слово*,       слово 5— Знак сноски ставится после многоточия, вопросительного знака, восклицательного знака, после точки как знака сокращения: Слово…*          слово?*       станки, машины, аппараты и т.п.6 Знак   сноски   ставят  перед  закрывающей   скобкой/кавычкой,   если   примечание   относится   к последнему   слову   или   словосочетанию   текста   в   скобках   или   в   кавычках,   и  после   них,   если примечание относится ко всему тексту в скобках (кавычках), либо к тексту, который включает текст в скобках (кавычках): «… обедали у панов и полупанов*». *Полупаны — шляхетство, не владеющее крестьянами. Роман «Война и мир» не избежал… (статьи в «Отечественных записках»)1. 1Об этом см.: Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978. В состав наиболее полного подстрочного примечания входят: знак сноски; поясняемое слово (с прописной буквы, в имен. падеже); иногда транскрипция (заключается в скобки); текст примечания; пометы о языке текста, авторской принадлежности примечания, о продолжении или окончании примечания на следующей странице. В конце примечания ставится точка. Подстрочные примечания могут располагаться как отдельными строками, так и в подбор. Примеры помет о языке текста                         Примеры помет об авторской принадлежности * Перевод инояз. текста (ит.). * Перевод инояз. текста. — Ит. * Перевод инояз. текста. Ит. ред.) Возможны также формы с сокращениями Авт.; Ред.; Пер.; Изд. без сокращения Примеч. * Текст примечания. — Примеч. авт./Примеч. ед. * Текст примечания. Примеч. авт./ Примеч. ред. *   Текст   примечания.   (Примеч.  авт.)/(Примеч. Затекстовые примечания Область применений затекстовых примечаний:   в   научных   и   научно­популярных   изданиях,   когда   примечания   содержат   дополнительные сведения,   с   которыми   можно   познакомиться,   даже   в   отрыве   от   текста;   или   когда примечаний очень много, они велики по объему и слишком загромождают текст;  в изданиях с особо художественным оформлением, где подстрочные примечания ухудшили бы внешний вид полосы, помешали бы гармоничной верстке иллюстраций;  в   изданиях   художественной   литературы,   когда   примечания   рассчитаны   лишь   на   часть читателей и когда чтение возможно без них. Затекстовые   примечания   могут   располагаться   после   всего   текста   или,   если   это   сборник произведений, после каждого произведения. В  состав  затекстового примечания в общем виде входят: номер страницы или порядковый номер примечания, если они пронумерованы; поясняемый основной текст; собственно примечание; ссылка на страницу основного текста, где напечатан поясняемый материал, если перед поясняемым текстом она отсутствует. Связь с основным текстом при помощи цифр­номеров Сквозная   нумерация   по   всему   изданию  наиболее   проста   в   употреблении   и   поэтому предпочтительна; минусом являются большие номера при большом числе примечаний. 354 Слово или словосочетание — расшифровка (с.153).  354 Слово или словосочетание — расшифровка (153). 354 Слово или словосочетание — расшифровка. — С. 153.   354 Слово или словосочетание — расшифровка. — 153. Сквозная   нумерация   по   произведениям   и   сквозная   поглавная   нумерация.  Для   упрощения поиска перед каждой группой примечаний с новой нумерацией ставят заглавие произведения или номер и заголовок главы, вводят колонтитулы в страницы, на которых печатаются затекстовые примечания. К главе пятой «Основные критерии редакторского отбора иллюстративного материала» К главе шестой «Редакционный оркестр» (с. 161–218) (с. 98–160) 101 Текст примечания. 102 Текст примечания. Глава шестая Редакционный оркестр 1 Текст примечания. 20 Текст примечания. 21 Текст примечания. При пополосной нумерации  примечания разделяются рубриками  К с. … или  С. …; номер страницы может стоять и в подбор к тексту примечания (если оно одно на странице). К с. 95  1 Слово или словосочетание — расшифровка. 2 Предложение. – Текст примечания. С. 95. Слово или словосочетание — расшифровка. Связь с основным текстом при помощи звездочек Применяется преимущественно в изданиях художественной литературы. 1. После поясняемого места в основном тексте ставят звездочку на верхнюю линию шрифта; в примечании   повторяют   поясняемое   место,   опуская   звездочку,   затем   ставят   тире   и   помещают пояснительный текст. Перед группой примечаний к поясняемым местам одной страницы ставят рубрику К с. … или С. … то же перед примечанием, единственным на странице. Основной* текст… С. 127. Слово или словосочетание — расшифровка. 2.   У   поясняемого   места   в   основном   тексте   ставят   число   звездочек,   соответствующее порядковому номеру пояснения на странице: у первого сверху – одна, у второго – две и т.д. Перед группой примечаний к одной странице и перед единственным примечанием ставят рубрику К с. … или  С. … Перед каждым примечанием ставят столько же звездочек, сколько стоит в основном тексте. Поясняемый текст при этом можно не повторять. Основной* текст. Основной** текст. К с. 87   * Текст примечания. ** Текст примечания. 3. Итог урока. Как студенты поняли смысл понятия «примечание».  Краткий опрос по теме предмета. Домашнее задание. Подготовиться к письменному опросу по теме урока.       После пройденной темы студенты должны усвоить следующее.  1. Что такое примечание? 2. Какие есть виды примечаний по расположению? 3. Что влияет при выборе расположения примечаний относительно основного текста? 4. Схемы построения внутритекстовых примечаний. 5. Как оформляют пометы об языковой и авторской принадлежности примечаний. 6. Как связываются подстрочные и затекстовые примечания и основной текст. 7. Правила оформления примечаний. Необходимую   информацию   по   данной   теме   студенты   могут   найти   в   следующей   литературе: Мильчин А.Э.   Справочник   издателя   и   автора:   Редакционно­издательское   оформление   издания   /   А.   Э Мильчин,   Л. К. Чельцова. — 4­е изд., доп. и перераб. — М. : Студия Артемия Лебедева, 2018.

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"

Методическая разработка урока по теме "Правила редакционно-издательского оформления примечаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018