Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Назывные предложения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок исследования и применения изученных правил. Урок системно-деятельностный
Иконка файла материала Конспект. Назывные предложения.docx

Тема урока: «Назывные предложения»

Класс: 8

Цель урока: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Научиться различать односоставные назывные предложения
  2. Развивать умение формулировать определение понятий.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2. Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Опознавать односоставные предложения, определять виды и способы выражения главного члена предложения, анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности, моделировать назывные предложения.

2. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Ресурсное обеспечение: «Русский язык. 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители, М.: Просвещение, 2019г.

компьютер,

- проектор,

раздаточный материал,

- словари русского языка (орфографический, толковый).

 

 

Ход урока

1.Орг.момент

Добрый день, ребята! Сл. №1

Сейчас мне хочется, чтобы вы порадовали друг другу подарками. Как вы думаете, что можно дарить без ограничений?

Действительно, улыбка - это один из самых простых, приятных   подарков, которые люди могут дарить друг другу без ограничений.

Есть у радости подруга Сл.№2

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка) Сл. №3

Какую роль в жизни играет улыбка? Сл. №4

А знаете ли вы, что улыбка – лекарство от стресса. Вы не пробовали, когда у вас плохое настроение, улыбнуться самому себе? Учёные уверяют, что лучшее лекарство от стресса – это наша с вами улыбка. Так как она запускает в нашем организме   такие процессы, при котором чувство тревоги уменьшается, уменьшается и частота дыхания и сердечных сокращений, повышенное артериальное давление нормализуется, улучшаются процессы пищеварения и даже нормализуются показатели сахара в крови. Так что, лучшее лекарство от стресса и от других болезней – это улыбка! Давайте ещё раз улыбнёмся! Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали.

Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, идти вперёд. Получать новые знания нужно опираясь на знания, умения и навыки, приобретённые прежде.

 Сл.№5«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»

К.Д. Ушинский, великий русский педагог.

Поэтому, прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, насколько хорошо вы владеете уже изученным материалом.

Все задания будем выполнять на маршрутных листах. Подпишите их и запишите сегодняшнее число. Выдаются рабочие тетради

II. Актуализация знаний. (снежинки)

1. Фронтальный опрос. «Тонкие вопросы».

- Давайте вспомним, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от предложения?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слова или слов, связанных подчинительной связью.

Предложение выражает законченную мысль, побуждение к действию, вопрос или эмоции.)

- Как делятся все предложения по наличию главных членов?   (двусоставные, односоставные)

- Какое предложение называется двусоставным?

- Какое предложение называется односоставным?

- Сколько существует видов односоставных предложений с главным членом сказуемым? Назовите их.

- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (да)

-  Определенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом  сказуемым?  (да)

- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (да)

- Могут ли быть в Н/П  подлежащими местоимения 1,2 лица? (нет)

- Изменяются ли  безличные глаголы по лицам и числам? (нет)

- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении ? (нет)

 

2. Проверочная работа. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение: Сл.№6-

1 – безличное предложение,
2 – определённо-личное предложение,
3 – неопределённо-личное предложение.

  1. Всё больше заносит снегом окошко.
  2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
  3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
  4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
  5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
  6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  7. Зимний день.

Взаимопроверка. Ответ на слайде. Сл. №7

Ключ:

1 – 1
2 – 2
3 – 3
4 - 1
5 – 2
6 – 2
7 - ? (назывное)

III. Изучение нового материала.

 

- Посмотрите на предложения, которые вы видите на слайде.

 «Ночь. Шепот. Сонный город.» Сл. 8

Что вы можете сказать об этом предложении? (состоит ид подлежащих). Значит какова тема нашего урока? Сл.№9

Сформулируйте цели урока Сл.10

- выяснить, какие предложения называются назывными;

 - каковы их отличительные признаки;

- строение предложений;

- использование в текстах и речи.

Несмотря на то, чтоназывные предложения будут краткими мы увидим, что эти предложения могут быть красивыми и не менее важными, чем двусоставные предложения

1. Проблемная ситуация. Сл.№11

 - Послушайте внимательно отрывок из песни

  (Отрывок из песни «Ночь. Шепот. Сонный город.» современной группы «Пара Нормальных» смотреть в рабочих листах текст)

Слово учителя

 -  У этой песни есть предисловие.  Напомню, что предисловие, согласно толковому словарю Ушакова, - вступительная часть какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания; то, что  совершается перед чем-то главным.

Предисловием к этой песне является диалог двух влюбленных, причем, это прозаический текст. На него накладываются, а потом и совсем вытесняют поэтические строки.

- Что вам показалось необычным в этой песне?

2. Исследовательская деятельность Сл.12

  - Обратимся к тексту. Сл.13

Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…

Ночь... Шепот... Сонный город...

Окна настежь... Лунный обломок...

Дым... Кофе... Горечь в горле...

Любовь... Тоска... Сердце с кровью...

Звонки... Слезы... Шипы... Розы...

Песок... Часы... Мечты... Звезды...

Земля... Воздух... Люди... Вечность...

Я... Ты... И знак бесконечность...

  - Можем мы сказать, что перед нами стихотворный текст. (ДА)

 - Аргументируйте свой ответ (Здесь есть рифма)

- Найдите в тексте и подчеркните грамматические основы, а в стихотворном отрывке и второстепенные члены.

Самопроверка Сл. №14

Две неделиВот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели

Ночь... Шепот... Сонный город...

Окна настежь... Лунный обломок...

Дым... Кофе... Горечь в горле...

Любовь... Тоска... Сердце с кровью...

Звонки... Слезы... Шипы... Розы...

Песок... Часы... Мечты... Звезды...

Земля... Воздух... Люди... Вечность...

Я... Ты... И знак бесконечность...

 - Из каких синтаксических конструкций состоит текст? (односоставные предложения с главным членом - подлежащим в Им. падеже)

- В чем отличие этих предложений? (Не все выражены существительными. Подлежащее может представлять собой сочетание слов. Среди них есть распространенные предложения).

Слово учителя

 -Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными?

Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения.  Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.

 - Где, когда и что происходит в этой песне?

 - А теперь ответьте на вопрос, все ли предложения можно назвать номинативными?

 -   Являются ли назывными предложения с главным членом, выраженным местоимением, назывными?

   Принято считать, что номинативными называются только предложения с подлежащим, выраженным существительным. Случаи с местоимениями относят к неполным предложениям, в которых опущены какие-либо члены предложения, восполняемые из контекста.

   Назывные предложения могут употребляться с конкретно-указательной частицей ВОТ, либо с эмоционально-оценочными частицами КАКОЙ, ВОТ И, ВОТ ТАК, НУ И, ЧТО ЗА и пр.)

Вспомним, хотя бы, басню И.А. Крылова «Ворона и лисица»:

Ну что за шейка, что за глазки!..

Какие перушки! какой носок!

- Есть ли в тексте песни назывные предложения с эмоционально-оценочными частицами?

(«Ну что нам год разлуки…»)

 - А теперь необходимо выяснить, все ли распространенные предложения можно считать назывными. В этом нам поможет необычная гостья.

3.Ролевой монолог. (2мин.)

Я назывное предложение.

Вам расскажу сегодня я,

Кого из членов предложенья

Я выбрала себе в друзья…

 

Вот обстоятельство и дополнение.

Их не желаю видеть я.

Мне всех милей определение –

Мой верный, любящий слуга.

 

Он никогда не прекословит,

Во всем копирует меня,

По падежам, родам и числам,

Как я, склоняется всегда.

 

Такому определению

Всегда отдам я предпочтение,

Ведь выражен он прилагательным

Покладистым и обаятельным.

 

Но иногда определение

Меня выводит из терпения.

Согласья нет у нас в вопросах.

Он грамматически несносен.

 

Конечно, это существительные –

Зазнайки отвратительные.

А с ними и наречия

Со мной в противоречии.

А уж глагол в инфинитиве

Мне иногда совсем противен.

 

Но все равно я их люблю.

Они мои определения.

Другие ж члены предложения

Отвергла я без сожаления.

 - О чем же рассказало нам назывное предложение?

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании. Сл.№15

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

(А. Фет)

(В предложениях есть второстепенный член обстоятельственным значением - где? Значит-это двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании)

 

Рефлексия. СОСТАВЛЕНИЕ кластера.

 

 

Назывное предложение,Главный член подлежащее в Им п. или СС числ.+ сущ,Называет предмет или явление в настоящем,Распространённое и нераспространенное

,Могут употребляться с указательной частицей: вот, вон,Имеет восклицательные предложения
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV. Супер-физминутка (2 мин) Сл.16

!- Назывные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности. Это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. Особенно широко используются назывные предложения в поэтической речи.

  Поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».

Например, у Александра Блока читаем: Сл.17

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности.

 

А вот строки А.С. Пушкина: Сл.18

Мороз и солнце! День чудесный!

Картина прекрасного зимнего утра, которая так и манит на улицу.

 

Назывные предложения способны передать звуки веселья, праздника. Сл.19

Балаганы, пни и колья,

Карусельный пересвист.

(С.А. Есенин)

Слово учителя

Сейчас прозвучит стихотворение А Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись..

Восхищались чем? Удивлялись чему?

Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы.

 

Стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» Сл.№20

(Видеоролик)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 

Словарная работа Сл.№21

(Индивидуальное задание)

 - Найдите в толковом словаре значение слов

Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.

Пурпур – темный или ярко-красный цвет

Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.

Вывод

Итак, что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса?

Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.

А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Сл.№22

Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая).  Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией.  Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А. Фета.

V.Творческое задание: 1б.-3б Сл.№23

1гр. Искусствоведческое эссе – представление картины. Демонстрируется картина        И.И. Шишкина «Зима». Задание: представить картину, используя назывные предложения

1.Зима. День. Лес. Деревья. Снег.

2.Зимний день. Заснеженный лес. Голые деревья. Снег на деревьях.

3.Зима. Настоящая, русская, со снегом, морозом и метелями. Солнечный морозный день. Скрипящий твёрдый снег. Долгожданный лес. Голые заснеженные деревья. Безоблачное спокойное небо.  Пушистое снежное одеяло.

2гр. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» Сл.№24

1.День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

2.Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

 3гр. Синквейн

1.Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.

2. Назывное предложение.
Краткое, красивое.
Сообщает, изображает, называет.
Средство выразительности.
Картина.

4 гр. «Зимний день» Сл.25

Вечер. Снегопад. Снежинки. Сугробы. Фонарь. Пейзаж.

Морозный вечер!  Сильный снегопад. Тёмное небо. Огромные сугробы. Пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Одинокий фонарь. Великолепный пейзаж! 

VI. Подведение итогов урока

8. Рефлексия. Сл.26

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?

 - Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?

 - Что вызвало затруднение?

 -  Достигли мы поставленной цели?

 - Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?

Итак, кто набрал 1–2 снежинки – ...
Отметка – «3».

Кто набрал 2–3 снежинки –
Отметка – «4».

Кто набрал 4–5 снежинок – …
Отметка – «5».

VII. Оценивание. Домашнее задание. Сл.27

Параграф №31, выучить правило.

Упр.177, заменить выделенные предложения односоставными распространёнными.

Учащиеся сдают рабочие листы. Спасибо за урок.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также