Родительный падеж
3 класс
|
- Ребята, я рада вас видеть. Вы любите ходить на экскурсии? - Хочу пригласить вас сегодня в мастерскую художника и вместе с вами порисовать. Возьмите, пожалуйста, свои мольберты-листы, кисточки-ручки.
|
|
Формулирование темы и задач -Посмотрите на эти произведения искусства. Что или кто изображѐн на картинах? Запишите их словом под картинкой. тигр троллейбус девочка фрукты цветы
|
|
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные). - Что мы знаем о имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы …) - На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?) - Это вопросы какого падежа? (Именительного) - После И.п. какой идѐт падеж? (Родительный)
- Значит, как будет звучать название нашей картины (темы)? (Родительный падеж имѐн существительных)
|
|
– Какая задача стоит перед нами сейчас? – Что надо еще узнать?
надо узнать
1. На какие вопросы отвечает. 2. Вспомогательное слово 3. Что обозначает 4. Есть ли предлоги? |
|
|
тигр нет троллейбуса девочка фрукты цветы
Первая учебная задача
– Чего не стало? Чего нет на слайде? – Какой вопрос зададим? – Какое слово помогло?
|
|
Вторая учебная задача
– Продолжим творить. Сделаем первый набросок. – Как вы думаете, что он может обозначать?
Проведѐм исследование: – Какое слово спряталось в слове «родительный» – Подберите однокоренные слова. (родительный – родитель, рождение, родство, родить) – Как бы вы его назвали? (Падеж родства) Подсказка: Исходя из этого можно его назвать падежом родства? Почему?
Этимологический словарь: Роди тельный (падеж). С греческого – «падеж, указывающий, какого рода», т.е. происхождения; например: сын Ивана. В латинском языке можно истолковывать как «падеж родства»: внук Толстого. – Родительный падеж на что указывает? (Указывает, какого рода, происхождения человек или предмет.)
Сделаем вывод: Что мы узнали? Родительный падеж на что указывает? (указывает, какого рода, происхождения человек или предмет)
– Взмахнѐм кисточками. Составьте из данных слов словосочетания по образцу. Запишите. Выделите окончание. Образец: кисть, художник – кисть (кого?) художника запах, краска – запах (чего?) краски 1. рисунок, мальчик – 2. след, карандаш – 3. альбом, сестра –
– На какие вопросы отвечает Р.п.?
|
|
Составим словосочетания по схеме:
Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал.
Найдѐм глагол – это главное слово, обозначаем х. От глагола задаѐм вопрос к существительному, проводим стрелку и записываем вопрос. Назовите предлог, выделите его
|
|
Проведѐм эксперимент
– Сравните словосочетания 2 и 3 задания. В чѐм их отличие? – Запишите свои результаты в таблицу.
Сделаем вывод: – По каким признакам мы определим Р.п.? (по вопросу и предлогу)
|
|
Взмахнѐм кисточками. Сделаем следующий штрих. РАБОТА В ПАРЕ
Мокнет альбом, только я не спешу, речку рисую с натуры.
Выпишите слово в Р.п. На какой вопрос оно отвечает? _ Вы молодцы! |
||||
|
– Что в итоге мы нарисовали? (показывает таблицу) – Можно это назвать портретом Родительного падежа? Почему?
– Сверим гипотезу, обратившись к материалу учебника. (на экран выводится правило)
– Прочитайте. Поставьте знак напротив каждого высказывания. («Инсерт»)
1. Родительный падеж указывает, какого рода, происхождения человек или предмет _____ 2. Отвечает на вопросы кого? чего? _____ 3. Может быть без предлога и с предлогом. _____
ФИЗМИНУТКА для глаз (под музыку)
|
||||
|
Закрепление
- Теперь я хочу предложить вам подготовиться к экскурсии, которую вы проведете уже самостоятельно. Ваша задача рассказать о картине Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»:
Вставьте слова в текст. В центре (чего?) ______________ (кого?) ______________ изображена Алѐнушка. С (чего?) ______________ опадают жѐлтые листья. Тихо и неподвижно кругом. Не слышно (чего?) ___________ (чего?) ______________ .
– Молодцы, оцените свою работу (+ получилось; - затруднился)
– Нарисуем последнюю деталь: что мы выяснили на уроке?
– Мы решили поставленную задачу? – Что узнали о родительном падеже?
– Вам понравилась знакомство с мастерского художника? Я хочу, чтобы вы продолжили знакомство с изобразительным искусством, создавали собственный яркие и удивительные картины, а для этого вам понадобятся кисти, и я хочу вам их подарить. Творческих успехов!
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.