Родительный падеж
3 класс
| 
 
  | 
 - Ребята, я рада вас видеть. Вы любите ходить на экскурсии? - Хочу пригласить вас сегодня в мастерскую художника и вместе с вами порисовать. Возьмите, пожалуйста, свои мольберты-листы, кисточки-ручки. 
  | 
| 
 
  | 
 Формулирование темы и задач -Посмотрите на эти произведения искусства. Что или кто изображѐн на картинах? Запишите их словом под картинкой. 
 тигр троллейбус девочка фрукты цветы 
  | 
| 
 
  | 
 
 - Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные). - Что мы знаем о имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы …) - На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?) - Это вопросы какого падежа? (Именительного) - После И.п. какой идѐт падеж? (Родительный) 
 - Значит, как будет звучать название нашей картины (темы)? (Родительный падеж имѐн существительных) 
  | 
| 
 
  | 
 
 – Какая задача стоит перед нами сейчас? – Что надо еще узнать? 
 надо узнать 
 1. На какие вопросы отвечает. 2. Вспомогательное слово 3. Что обозначает 4. Есть ли предлоги?  | 
 
 
  | 
| 
 
  | 
 
 тигр нет троллейбуса девочка фрукты цветы 
 Первая учебная задача 
 – Чего не стало? Чего нет на слайде? – Какой вопрос зададим? – Какое слово помогло? 
 
 
 
 
  | 
|
| 
 
  | 
 Вторая учебная задача 
 – Продолжим творить. Сделаем первый набросок. – Как вы думаете, что он может обозначать? 
 Проведѐм исследование: – Какое слово спряталось в слове «родительный» – Подберите однокоренные слова. (родительный – родитель, рождение, родство, родить) – Как бы вы его назвали? (Падеж родства) Подсказка: Исходя из этого можно его назвать падежом родства? Почему? 
 Этимологический словарь: Роди тельный (падеж). С греческого – «падеж, указывающий, какого рода», т.е. происхождения; например: сын Ивана. В латинском языке можно истолковывать как «падеж родства»: внук Толстого. – Родительный падеж на что указывает? (Указывает, какого рода, происхождения человек или предмет.) 
 Сделаем вывод: Что мы узнали? Родительный падеж на что указывает? (указывает, какого рода, происхождения человек или предмет) 
 – Взмахнѐм кисточками. Составьте из данных слов словосочетания по образцу. Запишите. Выделите окончание. Образец: кисть, художник – кисть (кого?) художника запах, краска – запах (чего?) краски 1. рисунок, мальчик – 2. след, карандаш – 3. альбом, сестра – 
 – На какие вопросы отвечает Р.п.? 
 
 
  | 
| 
 
  | 
 
 
 Составим словосочетания по схеме: 
 Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. 
 Найдѐм глагол – это главное слово, обозначаем х. От глагола задаѐм вопрос к существительному, проводим стрелку и записываем вопрос. Назовите предлог, выделите его 
  | 
| 
 
  | 
 Проведѐм эксперимент 
 – Сравните словосочетания 2 и 3 задания. В чѐм их отличие? – Запишите свои результаты в таблицу. 
 
 
 Сделаем вывод: – По каким признакам мы определим Р.п.? (по вопросу и предлогу) 
  | 
| 
 
  | 
 Взмахнѐм кисточками. Сделаем следующий штрих. РАБОТА В ПАРЕ 
 Мокнет альбом, только я не спешу, речку рисую с натуры. 
 Выпишите слово в Р.п. На какой вопрос оно отвечает? _ Вы молодцы!  | 
||||
| 
 
  | 
 
 – Что в итоге мы нарисовали? (показывает таблицу) – Можно это назвать портретом Родительного падежа? Почему? 
 – Сверим гипотезу, обратившись к материалу учебника. (на экран выводится правило) 
 – Прочитайте. Поставьте знак напротив каждого высказывания. («Инсерт») 
 1. Родительный падеж указывает, какого рода, происхождения человек или предмет _____ 2. Отвечает на вопросы кого? чего? _____ 3. Может быть без предлога и с предлогом. _____ 
 
 
 
 
 
 ФИЗМИНУТКА для глаз (под музыку) 
 
  | 
||||
| 
 
  | 
 Закрепление 
 - Теперь я хочу предложить вам подготовиться к экскурсии, которую вы проведете уже самостоятельно. Ваша задача рассказать о картине Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»: 
 Вставьте слова в текст. В центре (чего?) ______________ (кого?) ______________ изображена Алѐнушка. С (чего?) ______________ опадают жѐлтые листья. Тихо и неподвижно кругом. Не слышно (чего?) ___________ (чего?) ______________ . 
 – Молодцы, оцените свою работу (+ получилось; - затруднился) 
 – Нарисуем последнюю деталь: что мы выяснили на уроке? 
 – Мы решили поставленную задачу? – Что узнали о родительном падеже? 
 – Вам понравилась знакомство с мастерского художника? Я хочу, чтобы вы продолжили знакомство с изобразительным искусством, создавали собственный яркие и удивительные картины, а для этого вам понадобятся кисти, и я хочу вам их подарить. Творческих успехов! 
  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.