Урок "Родительный падеж"

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 12.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родительный падеж. Карта урока.pdf

Родительный падеж 

3 класс

 

-                     Ребята, я рада вас видеть. Вы любите ходить на экскурсии?

-                     Хочу пригласить вас сегодня в мастерскую художника и вместе с вами порисовать.  Возьмите, пожалуйста, свои мольберты-листы, кисточки-ручки.

 

 

Формулирование темы и задач 

-Посмотрите на эти произведения искусства. Что или кто изображѐн на картинах? Запишите их словом под картинкой. 

     тигр                троллейбус             девочка                     фрукты                      цветы

 

 

 

-                     Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные). 

-                     Что мы знаем о имени существительном?

(обозначает предмет, отвечает на вопросы …)

-                     На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?)

-                     Это вопросы какого падежа? (Именительного)

-                     После И.п. какой идѐт падеж? (Родительный)

 

-                     Значит, как будет звучать название нашей картины (темы)? (Родительный падеж имѐн существительных)

 

 

 

 

   Какая задача стоит перед нами сейчас?

   Что надо еще узнать?

 

надо узнать

 

1.     На какие вопросы отвечает.

2.     Вспомогательное слово

3.     Что обозначает

4.     Есть ли предлоги?

 

 

         тигр                 нет троллейбуса                 девочка                  фрукты                      цветы

 

Первая учебная задача

 

   Чего не стало? Чего нет на слайде?

   Какой вопрос зададим? 

   Какое слово помогло?

 

 

 

  нет тигры           нет троллейбуса                  

 

 

 

Вторая учебная задача

 

                   Продолжим творить. Сделаем первый набросок.  

                   Как вы думаете, что он может обозначать? 

 

Проведѐм исследование: 

                   Какое слово спряталось в слове «родительный»  – Подберите однокоренные слова. 

(родительный – родитель, рождение, родство, родить)

                   Как бы вы его назвали? (Падеж родства)  Подсказка: Исходя из этого можно его назвать падежом родства? Почему?

 

Этимологический словарь:

Роди тельный (падеж)

С греческого – «падеж, указывающий, какого рода», т.е. происхождения; например: сын Ивана.

В латинском языке можно истолковывать как «падеж родства»: внук Толстого. Родительный падеж на что указывает? (Указывает, какого рода, происхождения человек или предмет.)

 

 Сделаем вывод: Что мы узнали? Родительный падеж на что указывает? (указывает, какого рода, происхождения человек или предмет)

 

                   Взмахнѐм кисточками.  Составьте из данных слов словосочетания по образцу. Запишите. Выделите окончание. Образец: кисть, художник – кисть (кого?) художника                  запах, краска – запах (чего?) краски

1.     рисунок, мальчик – 

2.     след, карандаш – 

3.     альбом, сестра – 

 

                   На какие вопросы отвечает Р.п.?

 

 

 

 

 

Нанесѐм следующий штрих.

 

Составим словосочетания по схеме: 

 

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

 

Найдѐм глагол – это главное слово, обозначаем х. От глагола задаѐм вопрос к существительному, проводим стрелку и записываем вопрос. Назовите предлог, выделите его 

 

 

Проведѐм эксперимент

 

     Сравните словосочетания 2 и 3 задания. В чѐм их отличие?

     Запишите свои результаты в таблицу.

 

 

Сделаем вывод:

     По каким признакам мы определим Р.п.? (по вопросу и предлогу)

 

 

 

Взмахнѐм кисточками. Сделаем следующий штрих.                 РАБОТА В ПАРЕ

 

Мокнет альбом, только я не спешу, речку рисую с натуры.  

 

Выпишите слово в Р.п. На какой вопрос оно отвечает?

_ Вы молодцы!

 

 

                   Что в итоге мы нарисовали? (показывает таблицу)  Можно это назвать портретом Родительного падежа? Почему?

 

                   Сверим гипотезу, обратившись к материалу учебника. (на экран выводится правило)

 

                   Прочитайте. Поставьте знак напротив каждого высказывания. («Инсерт»)

 

1.   Родительный падеж указывает, какого рода, происхождения человек или предмет _____

2.   Отвечает на вопросы кого? чего? _____

3.   Может быть без предлога и с предлогом. _____

 

 

V уже знал

+ узнал новое

– думал иначе

?

есть вопросы

 

 

 

ФИЗМИНУТКА для глаз

(под музыку)

 

 

 

Закрепление

 

- Теперь я хочу предложить вам подготовиться к экскурсии, которую вы проведете уже самостоятельно.

Ваша задача рассказать о картине Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»: 

 

Вставьте слова в текст.

В центре (чего?) ______________ (кого?) ______________ изображена Алѐнушка. С (чего?) ______________ опадают жѐлтые листья. Тихо и неподвижно кругом. Не слышно (чего?)

___________ (чего?) ______________ .

 

                   Молодцы, оцените свою работу (+ получилось; - затруднился)

 

                   Нарисуем последнюю деталь: что мы выяснили на уроке? 

 

                   Мы решили поставленную задачу?

                   Что узнали о родительном падеже?

 

                   Вам понравилась знакомство с мастерского художника? Я хочу, чтобы вы продолжили знакомство с изобразительным искусством, создавали собственный яркие и удивительные картины, а для этого вам понадобятся кисти, и я хочу вам их подарить. Творческих успехов!

 

   

 

 

Посмотрите также