Технологическая карта урока
ФИО учителя: Самодурова Галина Леонидовна
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: "Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи"
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения
предметных знаний УУД.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронная доска.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Личностные |
|
Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Учащиеся научатся различать слова – признаки предметов; использовать специальную терминологию при определении частей речи; распределять имена прилагательные в тематические группы предметов. |
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
|
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся, (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|
1 |
Мотивирование
к учебной
|
Настроить учащихся на работу. Мотивировать их к учебной деятельности. Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
|
Фронтальный. Словесный. Слово учителя |
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. . |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
|
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
|
2 |
Пальчиковая гимнастика. Чистописание.
|
Вырабатывать каллиграфическое письмо. |
Индивидуальная. Практическая. Письмо |
Запись даты урока. Классная работа. - Напишем чистописание: слияние первых букв у слов – отгадок (зл, лё). - Придумайте слова с данными сочетаниями букв. Запишем их. ---Как нужно писать чистописание?
-К какой части речи эти слова относятся?
- Составьте распространённое предложение с одним из этих слов и запишите.
-Назовите орфограммы в словах. |
Дети выполняют пальчиковую гимнаст ику и записывают дату, классная работа.
Зло, клён.
Красиво, каллиграфически верно, правильное соединение букв.).
Имена существительные
Дети составляют и записывают предложение.
Дети находят и проговаривают все изученные орфограммы. |
Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Правильное написание букв и их соединение с другими. |
|
3 |
Проверка
Сообщения
|
Закрепить знания предыдущей темы «Части речи». |
Фронтальная. Словесный. Сообщения,
|
Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения |
Выступают с сообщениями по схеме «Части речи».
|
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий
|
регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные:умение задавать вопросы. |
|
4 |
Актуализация знаний.
|
Создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения |
|
-Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву) -Что такое иней? Ру..кий, ур.жайный, рыж.й, ш.л, ф.вральский, м.рковный -Давайте проверим и исправим ошибки. -Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее? -Почему? -А остальные слова в какую группу можно объединить?
|
Предположения детей. Работа с толковым словарём.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Проверяют, исправляют ошибки. Сравнивают, находят лишнее слово: -шел. Объясняют почему лишнее: Это глагол. Объединяют в группу:
-Имена прилагательные.
|
Называют предметы и их действия; ориентируются в своей системе знаний; осуществляют самоконтроль; овладевают умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; слушают и понимают речь учителя; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивают усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определяют общие для всех правила поведения.
|
Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, сказуемого. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения. |
|
5 |
Постановка учебной задачи (учебник, с. 86)
|
Научить отличать имена прилагательные от других частей речи на основе морфологических признаков. |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
-Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
– Как вы думаете, зачем нам имена прилагательные? - Значит цель нашего урока правильно употреблять в речи им. существительные. Для этого нам надо решить некоторые задачи. Как вы думаете, какие?
- Но ведь с именем прилагательным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. Давайте прочитаем об этом в учебнике. - Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена прилагательные. б) докажи, что они являются именами прилагательными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
|
Называют тему урока: -Имя прилагательное.– Что такое имя прилагательное? Слушают учителя Предположения детей.
-Научимся выделять из потока слов им. прилагательные ,узнаем лексическое значение некоторых слов, узнаем отличительные признаки имён прилагательных.
Дети вспоминают правило.
Читают правило в учебнике. 1.Слушать друг друга 2.Уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе
Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Определите, какие слова из второго столбика сочетаются с существительными из первого столбика? (рыжие волосы, широкое окно, большие леса) -На какие вопросы они отвечают? -Что они обозначают? (цвет, величину, то есть признак) Эти слова прилагаются к существительным. Они в русском языке называются…(прилагательные) -Определите тему урока (Прилагательное) -Определите задачи урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим работу прилагательных в русском языке) |
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
В ходе диалога появляются слова на интерактивной доске Прилагательное Признак предмета Какое? Какие? Какая? Какой Учащиеся записывают основные положения в тетрадь |
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
|
6 |
Физминутка
|
Смена деятельности |
|
Подвижная физминутка |
Дети выполняют подвижную физминутку. |
|
|
|
7
8
|
Первичное
усвоение Работа с рисунком. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие? (Упр. 148)
|
Закрепить знания и умение находить и отличать имена прилагательные. |
Фронтальная.
Словесный, Работа
с беседа, Письмо по слуховой памяти Выборочное письмо, работа с информацией
|
Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» - Ребята, как вы думаете, что же такое признак предмета? - Что понимают под этим словом? - Верны ли наши предположения? - Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание».
- Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.
А)Задание на внимание и развитие слуховой памяти Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на интерактивной доске. Назовите его признаки в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом, второй ученик повторяет предыдущий признак и называет новый. Третий ученик повторяет два других признака, называет свой и записывает цепочку по памяти. Картинки с изображением яблока, дома, березы. Б)работа по учебнику: Чтение правила с.86, работа над упражнением 149 Прочитать высказывание А.Толстого, выписать из текста прилагательные. Ответить на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка.
Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. |
Предположения и высказывания детей на поставленные вопросы.
Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена прилагательные называют признак предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
Слушают составленные признаки предмета, воспроизводят цепочку слов, помогают товарищам в записи, оценивают работу Порядок работы :первый ученик называет предмет и один признак этого предмет, второй ученик повторяет предыдущий признак и называет новый .Третий ученик повторяет два других признака, называет свой и записывает цепочку по памяти. Учащиеся контролируют его и собственную деятельность, корректируют, оценивает
Учащиеся контролируют работу своего товарища, комментируют, обращаются к правилу в случае затруднения |
Размышляют, высказывают свое мнение. Умеют ставить вопросы к словам – признакам предметов, определяют часть речи. Осуществляют
классификацию слов |
Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
|
Самостоятельная работа с проверкой.
|
Организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. Работа с текстом, сравнение и обобщение признаков |
Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению) Группа учащихся выполняет самостоятельно упр.151, целью которого является проверка умения подобрать прилагательное-синоним(даются слова из справок) Группа учащихся редактируют текст(карточки), в котором нужно заменить прилагательные, подходящими по смыслу 1.Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. 2.Большие корабли бороздят большие океаны и моря. 3.На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки
-Хотите ли вы проверить свои знания? Тогда давайте выполним самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.
Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. - Прочитайте
правило от тетушки Совы. Что |
Учащиеся работают в группах, по мере необходимости обращаются за помощью к учителю
- Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. Читают
правило, |
Осмысленно отвечают на вопросы учителя по правилу. |
Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||
9 |
Рефлексия учебной деятельности. |
Зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Выполните задания в парах сменного состава. К данным прилагательным подберите существительные, подходящие по смыслу Пример карточки
Какие затруднения вы испытали? Какие признаки указывали прилагательные в ваших сочетаниях(признаки формы, вкуса, цвета)- Оцените свою работу и работу товарищей. - Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки.
|
Ученик дописывает существительные, подходящие по смыслу. Проверяет работу своего соседа, ставит возле сочетаний знаки +,-,? возле сочетаний. +-выполнено верно - -выполнено неверно ?-нужна помощь учителя После этой работы учащиеся обмениваются карточками и поднимают руки. Учащиеся берут свою тетрадь, ручку и новую карточку соседа и пересаживаются к новому соседу, работа продолжается. После сигнала учителя учащиеся рассаживаются на свои места Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
|
Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
|
10 |
Подведение итога урока.
|
Подвести итог работы на уроке. |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Над какой темой работали? - Каким правилом пользовались? - Где будем использовать полученные знания?
|
- Работали над темой имя прилагательное. Дети еще раз повторяют правило.
|
Подводят итог своей деятельности на уроке, о полученных знаниях по данной теме. |
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
11 |
Домашнее задание. Стр.86 Страничка любознательных, упр.152
|
Объяснить и разобрать домашнее задание. |
Фронтальная.
Словесный. Объяснение |
Комментируется дом. задание. - Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопросы имени прилагательного. Все слова обозначают признак предмета. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают
учебное |
познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.