Сценарий урока русского языка в 4 «а» классе, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Тема: Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.
Тип урока: Урок-путешествие: закрепление и систематизация изученного материала.
Цель: Закрепление и систематизация знаний о падежных окончаниях имен прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой.
Задачи:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня домашнего задания.
Метапредметные УУД:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности; уметь пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве; уметь анализировать объекты (Познавательные УУД).
Предметные УУД:
- умение определять окончания прилагательных;
- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- умение формулировать вопросы к прилагательному; - умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания.
Межпредметные связи: окружающий мир, развитие речи – составление текста –описания.
Ресурсы:
- основные: учебник «Русский язык» для учащихся 4 класса, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Автор - А.В. Полякова.
- дополнительные: проектор, экран, презентация, компьютер, карточки, электронная физкультминутка.
Организация пространства: работа фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Интернет-ресурсы
http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223,
http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/
http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html,blestki.com,
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-
http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.
http://fishki.net/1832127-20-neverojatnyh-faktov-ob-antarktide-kotorye-znajut-ne-mnogie.html .
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись.
- Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – Девятое февраля. «Классная работа».
I. Организационный этап. (3 минуты)
- Я желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
- Предлагаю взять за девиз нашего урока следующие слова: (Слайд 1)
Думать – интенсивно! Работать – оперативно! Если спорить – то доказательно! Всем - обязательно!
- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(часть речи имя прилагательное)
- Расскажите, что Вы знаете о прилагательном. По плану: (Слайд 2)
II. Минутка чистописания. (3 минуты)
- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Представьте что мы плывем на большом ледоколе. Становится очень холодно…
- Посмотрите у нас на пути льдины! Стоп, машина! На экране «льдинки».
- Что на них написано? (На экране «льдинки» - окончания имени прилагательных мужского и среднего рода) (Слайд 3)
- Запишите их красиво в тетрадь.
- Ребята! Почему эти льдинки встали у нас на пути? Что они напоминают? (Чтобы не допускать ошибки в написании окончании имен прилагательных, т.к. они безударные).
- Какие опасные места нас могут подстерегать в окончаниях? Найдите опасные места. Подчеркните.
III. Актуализация знаний. (6 минут)
- Двигается дальше. Как вы думаете, если мы на ледоколе и стало очень холодно, к какому материку мы подплываем? (К Антарктиде). (Слайд 4)
- Рассмотрите запись. Предложите свое задание. (Слайд 5)
Антарктида – полярн… материк, который можно назвать бел… пятном.
(Вставить подходящие окончания к именам прилагательным)
- Какое предложение получилось?
(Антарктида – полярный материк, который можно назвать белым пятном). (Слайд 6)
- В каком смысле Антарктида названа «белым пятном»?
(В прямом – покрыта белым снегом, в переносном – этот край полностью еще не исследован, хранит в себе много тайн)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(Упражняться в написании слов с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Для этого внимательно рассмотрите, как записаны прилагательные в нашем предложении.(Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой). (Слайд 7)
Назовите цель урока, учитывая, что это не первый урок по данной теме.
Повторить правила о …;
Учиться правильно … в мужском и среднем роде;
Цели урока на слайде: (Слайд 8)
IV.Работа по теме урока.
1. Фронтальная работа. (8 минут)
- Вернемся к нашему предложению. Исследуем его с точки зрения орфографической. Будьте внимательны. Будем писать по памяти. (Слайд 9)
Антарктида – полярный материк, который можно назвать белым пятном.
- Прочитайте еще раз предложение про себя. Закройте глаза и проговорите. Запишите по памяти. (Слайд 10)
- Поменяемся тетрадями, карандашом исправьте ошибки у своего соседа. Кто написал без ошибок? Карандашом оцените работу товарища, поставьте оценку. (Чистописание и работа с предложением).
- Найдите в предложении имена прилагательные. (Полярный и белым).
- Как вы их находите? (По именам существительным).
Материк (какой?) полярный, пятном (каким?) белым. (Слайд 11)
«Материк» – сущ., И.п., м.р., ед.ч., значит и у прил. «полярный» - И.п., м.р., ед.ч.
«Пятном» - сущ., Т.п, ср.р., ед.ч., значит и у прил. «белым» - Т.п., ср.р., ед.ч.
- Какой вывод можем сделать? (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Уточнить алгоритм п.1,п.2). (Слайд 12)
- Найдем и выделим окончания имен прилагательных?
- Перед вами еще предложение про самый холодный материк (на слайде).
Средняя толщина антарктического льда составляет около 1,6
километра.
(Слайд 13)
- Найдите прилагательное? Как вы его определили?
- Что заметили в данном словосочетании? (Здесь в окончании имени прилагательного можно допустить ошибку).
- Почему? (т.к. они безударные).
- Что нам может помочь в написании правильных окончаний? (Ударное окончание вопроса).
- Выпишите это словосочетание вместе с вопросом. ( Запись «арктического льда». Я на доске фиксирую. Задаем вопрос. Определяем ударное окончание вопроса).
- Какой вывод можно сделать? (Написание безударных окончаний имен прилагательных можно проверить при помощи вопроса, так как окончание вопроса ударное). (Слайд 14)
- Теперь составим общее правило - алгоритм для всех учащихся по правописанию окончаний имен прилагательных.
Алгоритм (на полосках выстраиваю на доске)
- Молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 минуты)
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах. (5 минут)
- Продолжаем свой путь. Несмотря на то, что Антарктида – это край вечной мерзлоты, здесь очень разнообразный животный мир. Вам поможет убедиться в этом упражнение.
- Перед вами конверты №1. Вскройте их и достаньте содержимое.
- Прочитайте внимательно. Какое задание вы можете предложить? Для выполнения этого задания мы будем пользоваться? (Алгоритмом, который на доске)
Т.п. |
Царь Антарктиды |
Белый полярный медведь |
П.п. |
Самое крупное животное на земле |
Голубой кит |
Р.п. |
Антарктический рачок |
Криль |
(Записать словосочетания в том падеже, который указан.)
Т.п. |
Царем Антарктиды - белым полярным медведем |
П.п. |
О самом крупном животном на Земле - голубом ките |
Р.п. |
Антарктического рачка – Криля |
- Запишите полученные предложения в тетрадь. Выделите окончания.
- В каких прилагательных легко писать окончание? (те которые стоят в Т.п.) Назовите их. (Царем Антарктиды - белым полярным медведем)
- Назовите те прилагательные, в которых мы сможем допустить ошибку? (безударные окончания прилагательного в Р.п. и П.п.) Назовите их. (О самом крупном животном на Земле - голубом ките Антарктического рачка – Криля). (Слайд 15)
- Вывод: если окончание ударное, то пишем его , как слышим, если безударное – пользуясь алгоритмом, записываем нужное окончание.
VI. Контрольно-оценочный этап.
1. Работа в группах. (12 минут)
- В Антарктиде – в этом необычном месте нашей планеты – имеются свои проблемы, которые возможно придется решать некоторым из Вас. Первую попытку можете сделать на сегодняшнем уроке.
- Перед вами конверты №2 «Бортовой журнал». Вскройте их и достаньте содержимое.
- Прочитайте текст..
- Какое задание вы можете предложить? Что нам поможет при выполнении этого задания? (Вставить пропущенные окончания имен прилагательных, пользуясь шагами алгоритма).
Антарктида суров… прекрасн… и очень чутк… край. Появление туристов научных станций не только нарушает покой ее обитателей. При низкой температуре здесь все, в том числе и мусор отходы сточные воды нефть сохраняются долг… время. Даже незначительная авария может принести губительные последствия для животн… и растительн… мира. (Слайд 16)
- Выполните это задание, каждый самостоятельно. Затем поменяйтесь карточками и выполните проверку в парах, сверяя со слайдом. Сдайте мне. (Слайд 17)
(Текст на экране. Проверка – окончания загораются на доске).
- Проверьте, сколько ошибок вы допустили?
- Оцените работу вашего соседа. Поставьте оценку на полях простым карандашом.
- Приступаем к заполнению «Бортового журнала». Запишите предложения на карточку. Расскажите, какую концовку вы придумали. Допишите свои впечатления о суровом климате этого материка. (Работа над творческим заданием в группах. Выступают с концовками. Остальные группы оценивают).
VI. Итог урока. (3 минуты)
- Я надеюсь, что теперь для вас Антарктида не будет «белым пятном».
- Над чем мы с вами работали на уроке? (Пошаговое повторение алгоритма слабыми учениками).
- Что вам особенно понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание. (1 минута)
Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного падежного окончания у прилагательных единственного числа мужского и среднего рода (от 5 до 10 словосочетаний). (Слайд 18)
VIII. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности. (2 минуты)
- Наше путешествие подходит к концу. Какое впечатление мы увозим с вами об этом месте? (Слайд 19)
- Довольны ли вы своей работой?
- Перед вами карта самооценки. Заполните ее. ( нужные описания цветов перед вами на слайде) (Слайд 20)
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока |
|
Я знаю, что такое имя прилагательное
|
|
Я умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. И ср. рода |
|
Я красиво и аккуратно работал в тетради |
|
Моё настроение в конце урока
|
|
Спасибо за урок! (Слайд 21)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.