Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях
Оценка 5

Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях

Оценка 5
docx
17.01.2024
Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях
Материал, подготовлен к году семьи в России
Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях.docx

Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях

1.      Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Без любви нет семьи»

Воспитатель: Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Воспитатель: у каждого из нас есть семья! Счастлив тот человек, в семье которого люди любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Не так важно, семья маленькая или большая, если люди в ней любят друг друга это настоящая семья. А кто живет в ваших семьях? (ответы детей)

Воспитатель: давайте мы все вместе посмотрим на ваши счастливые, дружные семьи! (показ презентации: семейные фотографии детей, дети рассказывают о своих семьях)

Воспитатель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

 На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет

. Воспитатель: а как вы понимаете смысл этих пословиц? (обсуждение)

Воспитатель: Ребята, а какие чувства испытывают люди в семье? (ответы детей (подвести к понятию любви)

Воспитатель: А что значит любить свою семью? (защищать, заботиться, не обижать, радоваться друг за друга и др.) Как вы показываете своим родным, что любите их? (ответы детей)

Предлагаю вам послушать рассказ. А про что он мы вместе и узнаем. Чтение рассказа В.В. Вересаева «Братишка» (Хрестоматия 3-5 лет, с. 108)

Беседа по прочитанному

‒ Где происходит событие?

‒ Познакомились ли мы с героями?

‒ Почему так вел себя первый воробей?

‒ Почему автор решил, что воробей поменьше брат первого?

‒ Почему братишка испуганно порхнул на бузину? Чего он испугался?

‒ Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки? Почему младший ему доверился?

‒ Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? (Высказывания детей).

‒ Какой по характеру старший воробей? (любящий, заботливый, внимательный, терпеливый).

‒ А младший? (боязливый, нерешительный)

‒ Почему старший воробей помог младшему?

Воспитатель: Семья это самое дорогое, что есть у человека. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту.

Творческое задание

 ‒ У кого дома есть братья или сестры? Вы их любите?

‒ Любовь одна из самых важных ценностей человека и семьи. Без любви нет семьи.

 ‒ Предлагаю вам нарисовать историю, в которой вы проявляли любовь (помогали, заботились, оберегали, дарили радость) к своим близким.

2. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Нужно ли семье доверие

Педагог держит в руках рисунок круга

Воспитатель: ребята, а знаете ли вы, что обозначает круг в народе?

Круг это издавна символ любви, тепла, единства, доверия. Подумайте, кого из ваших близких вы можете в него поместить? (Ответы детей)

Кому вы доверяете? Почему? (Ответы)

Доверие является важной частью семьи. Когда в семьи начинают врать, недоговаривать или подозревать в чём-либо друг друга, доверие начинает рушиться. Без доверия жить в семье невозможно.

В чем сила доверия? Вера и доверие связаны с открытостью и честностью. Если я потерял доверие к человеку, значит, я от него закрылся. Для каждой семьи очень важно учиться доверять друг другу. Но ещё важнее уметь оправдать это доверие, не предать, не подвести, не обмануть. Важно быть честным.

Воспитатель: а что такое честность? (Ответы детей)

Честность это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.

Говорить правду даже в пустяках. Ложь всегда откроется, и доверие будет безвозвратно потеряно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» – гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно.

Вопросы детям:

‒ Доверяете ли вы своим близким?

‒ А они вам?

‒ Что нужно делать всем членам семьи, чтобы между ними было доверие?

 ‒ А что делать, если доверие утрачено? Из-за чего оно может быть утрачено?

Чтение: Б. Житков "Как я ловил человечков" (Хрестоматия 5-7 лет, с. 135)

Словарная работа

Разъяснить детям значение слов: мачта, корма, модель

Физкультминутка

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед)

Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, (ходьба на месте)

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке, (наклоны вперед)

И сжимаем в кулачке (сжимают кулачки)

Чтобы больше их собрать,

Надо чаще приседать. (приседания)

‒ Как вы думаете, почему бабушка не разрешала мальчику трогать пароходик?

‒ Почему она дорожила этим пароходиком? (Это для меня дорогая память)

‒ Почему бабушка не убрала пароходик? (Она доверяла внуку)

‒ Как вы думаете, почему плакал мальчик? (Потому что сломал пароходик) Как он чувствовал себя после происшедшего?

‒ Как вы думаете, что будет дальше, когда бабушка узнает про сломанный пароходик? Как поменяется её отношение к внуку? Почему?

 ‒ Какой совет вы могли бы дать мальчику?

‒ Какова главная мысль рассказа? (Мальчик уговорил бабушку не прятать пароходик и дал честное слово его не трогать. Бабушка же, конечно, поверила его честному слову. Ведь мальчик должен был поступить так, как обещал, так было бы правильно и так должно было быть. Ведь она ему доверяла.

Нужно сдерживать слово, данное близкому человеку, не подорвать его доверие к себе, не искать отговорок своему плохому поступку. Но мальчик не справился с испытанием, не сдержал данное бабушке слово, разочаровал родного человека. Есть такая пословица «Давши слово держись, а не давши крепись».)

Выводы:

Сдержать обещание может только сильный духом человек, с железной силой воли такие люди в жизни не пропадут и никогда не подведут.

Доверие невозможно купить ни за какие деньги и подарки, его можно только заслужить своей честностью и верностью данному слову.

Домашнее задание

Помните ли вы, что значит символ круга? (Ответы детей)

Предлагаю вам провести дома с семьёй такую же игру: попросите каждого члена семьи нарисовать круг и поместить внутрь тех, кому они доверяют. Обсудите с родителями историю с мальчиком и пароходиком. Что они об этом думают? Ответы обсудим завтра в группе.

3.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое доброта» Воспитатель:1. Какие поступки совершает добрый человек? (пожалеет того, кому больно, поможет, поделится, увидит того, кому грустно и поддержит, поблагодарит, поздоровается и попрощается без напоминания и др.)

Вывод: Доброта это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

2. Какие добрые поступки ты совершил сегодня? За что тебе сегодня кто-то сказал спасибо?

 Чтение: Прочтите детям один из рассказов Ирины Зартайской из книги «Если кто- то в семье загрустил»: «Если мама загрустила», «Если папа загрустил»

Вопросы для обсуждения:

‒ Можно ли назвать девочку доброй? Почему?

‒ Как она поняла, что мама или папа загрустили?

‒ Можно ли сказать, что девочка проявила доброту по отношению к папе и маме?

‒ Что придумала девочка, чтобы папа или мама перестали быть грустными?

‒ Что из задумок девочки ты тоже хочешь сделать, чтобы ты придумал сам?

Задания для продуктивной деятельности и игры:

1. Нарисовать иллюстрации к рассказу и устроить выставку; собрать все рисунки в одну книгу;

2. Сыграть сценку из рассказа с помощью любого вида театра;

3. Слепить (сконструировать) героев, подготовить декорации с снять мультфильм по рассказу или по-новому, придуманному с этими героями, сюжету

Дополнительные материалы и варианты заданий по теме:

Сказки о доброте:

Русские: «Про Иванушку-дурачка», «Снегурочка», «Хаврошечка»Башкирские: «Отчего крапива такая злая», «Золотой топор»

Марийские: «День рождения», «Еж и заяц», «Лиса, заяц и петух», «Онар»

Коми: «Зайчонок Одуванчик и волк», «Ласка-гладкая головка»

Татарские: «Капелька», «Гульчечек»Тувинские: «Малек»Чеченские: «Спасибо, сказанное ветру»

Якутские: «Медведь и бурундук», «Волшебная Сардана»

Эвенкийские: «Как появились птичьи песни», «Богатырь Мани и Хэглэн»

(Комплексный демонстрационный материал «Бабушкины сказки»)

Вопросы для обсуждения с детьми:

Кого из героев сказки ты бы назвал добрым?

Что значит быть добрым?

Герой какой народной сказки тебе более симпатичен? Почему?

Одинаково или по-разному понимают доброту разные народы нашей страны?

Если Вы прочли с детьми несколько народных сказок о доброте, можно поговорить о схожести проявления этого качества в сказках разных народов.

Анализируя конкретную сюжетную ситуацию сказки, можно обсудить с детьми доброту героя как истинное или ложное качество. Такой прием позволяет рассмотреть сказку как настоящий «учебник жизни» для ребенка, предназначенный научить его правильно оценивать уже современные реальные жизненные ситуации, закрепить полученные навыки различения Добра и зла, маскирующегося под Добро.

Пословицы и поговорки о доброте:

На свете не без добрых людей.

Доброму человеку, что день, то и праздник.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброму везде добро.

Доброму добрая память.

Доброму слову добрый ответ.

Доброму человеку помочь не убыток.

Доброта без разума пуста.

Добрый конец всему делу венец.

Добрый привет и кошке приятен.

Добро творить себя веселить.

Истинное добро всегда просто.

Вопросы для обсуждения с детьми:

Как ты бы объяснил эту пословицу?

Была ли в твоей жизни ситуация, к которой подходит пословица?

Почему люди придумали очень много пословиц, поговорок, сказок о доброте, добрых людях, о добре и зле

Задания для детей:

Выучи понравившуюся пословицу

Игры:

«Составь пословицу из двух половинок», «Закончи пословицу»

4. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое верность

1. Кто из вас, когда-нибудь что-то обещал маме или папе, воспитателю, другу?

2. Что вы обещали?

3. Трудно было держать обещание? Удалось ли его сдержать?

4. Почему или зачем люди что-то обещают, дают клятвы?

5. В каких ситуациях может человек что-то обещать?

6. Нужно ли держать свое слово?

Вывод:

Верность как постоянство, преданность, забота, ответственность за тех, кто младше, слабее. Верность своему слову, делу, Родине, преданность в дружбе. Верность в отношениях делает семью более гармоничной.

Прочтите детям книгу Натальи Песочинской «Улисс и носочная фея» (Можно читать эту книгу частями, прорабатывая каждый сюжет)

Вопросы для обсуждения:

1. Какой домашний питомец живет в семье Володи? Какие смешные истории происходят в семье?

2. Расстраивали ли членов семью проказы Уилисса? Какие особенно?

 3. Заботятся ли в семье о собаке, друг о друге?

 4. Остаются ли члены семьи ответственными, заботливыми по отношению к Уилиссу? Как ты это понял? Предан ли Уилисс семье?

 5. Есть ли у тебя домашний питомец? Заботишься ли ты о нем? Как? Если питомца пока нет, о ком ты хотел бы заботиться? Знаешь как или хотел бы узнать?

Задания для продуктивной, проектной деятельности и игры:

1. Нарисовать портрет корги Уилисса и устроить выставку; собрать все рисунки в одну книгу;

2. Сыграть сценку из рассказа с помощью любого вида театра;

3. Слепить (сконструировать) героев, подготовить декорации с снять мультфильм по рассказу или по-новому, придуманному с этими героями, сюжету;

4. Узнать больше о породах собак, качествах, которыми обладают собаки разных пород. Как собаки помогают людям. Как люди заботятся о собаках. История дружбы собаки и человека.

5. Что такое «памятник»? От какого слова образовано это слово? Есть ли в мире памятники собакам? В каких странах, зачем и за что поставлены памятники собакам? Почему художнику, скульптору, людям захотелось поставить памятник собаке? Знаменитые собаки.

Дополнительные материалы и варианты заданий по теме:

Пословицы про верность

Открыть тайну погубить верность.

Соблюдать верность своему слову.

Верен в деле проверен.

Крепко верить значит победить.

Доверяй, да проверяй.

Будь в малом правдив, и в большом станут верить.

Верь не речам, а делам.

Как мы говорим? Можно сделать акцент на многозначность слова (верю, уверенность, верность)

Принести присягу на верность.

Для верности повернул ключ два раза.

Лебединая верность.

5.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как важно, когда тебя понимают»

Воспитатель. Сегодня, когда все мы собрались в дружный круг, я хочу поговорить с вами о том, как важно понимать друг друга.

Если мы хорошо понимаем, о чем нас просит мама или бабушка, папа или старший брат, мы, конечно же, выполним их просьбу. Но всегда ли мы хорошо понимаем друг друга? Вот послушайте стихотворение:

Мне не хватает теплоты, —

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась: — Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, —

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: — Я поняла! —

И тащит одеяло.

 Воспитатель. Как вы думаете, девочка действительно поняла свою маму? Какой теплоты не хватало маме? Вы слышали такие слова «душевная теплота» или «теплота души»? А как можно проявить свое теплое отношение к близкому человеку? Правильно, нужно показать ему свое внимание, проявить заботу, помочь. И тогда станет радостнее и тебе, и близкому человеку.

Воспитатель. Старшие члены семьи, особенно ваши родители, всегда замечают, какое у вас настроение. Вы даже еще не успели ничего рассказать, а мама или папа уже знают, что у сына или дочки сегодня плохое настроение, или его кто-то обидел, или, наоборот, произошло что-то радостное. Это означает, что родители очень хорошо вас понимают. А вы всегда понимаете своих родителей?

Вы можете заметить, что мама грустная? А почему маме иногда становится грустно? А что ее радует? А чем каждый из вас может порадовать свою маму? Как вы думаете, какой ваш поступок обрадует папу? Дедушку? Бабушку? Помните, мы с вами говорили про доброту друг к другу, взаимопомощь, доверие? Взаимопонимание тоже очень важно и нужно людям. Если вы хорошо научитесь понимать своих родных и близких, своих друзей, то сможете сделать то доброе дело, которое им особенно необходимо, оказать ту помощь, которой особенно ждут.

Давайте послушаем русскую сказку «Семь Симеонов» и узнаем, как взаимопонимание между братьями спасло жизнь одному из них, помогло победить зло и клевету.

Чтение. Русская народная сказка «Семь Симеонов» (в обработке И.В. Карнауховой). – Хрестоматия дошкольника 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2023. Беседа по содержанию прочитанного:

‒ Какое умение было у каждого из братьев-Симеонов?

‒ Как вы считаете, каждое из этих умений было важным? Может быть, какое-то из них неважное, несерьезное, не приносит никакой пользы?

‒ А как братья поняли, что Елена Прекрасная не хочет ехать на Русь из своей земли?

‒ Почему Елена все-таки согласилась ехать к царю?

‒ Как братья поняли, что с Симеоном-младшим приключилась беда?

‒ Как вы думаете, какой была мелодия, которую заиграл Симеон-младший?

‒ Как вы считаете, ребята, а дружба между людьми возможна без взаимопонимания?

 Во второй половине дня можно прочитать детям сказку Сергея Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды» или сказку Ирины Зартайской про двух хороших друзей Пряника и Вареника – «Страшные звуки» и побеседовать с детьми о том, как помогает в жизни умение понимать чувства другого человека.

Продуктивная деятельность: рисование, лепка и аппликация на тему «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»

Домашнее задание: побеседовать с родителями о взаимопонимании, попросить их рассказать какую-нибудь семейную историю про взаимопонимание и записать ее.

Все произведения для чтения детям приведены из книг

 1. Если кто-то в семье загрустил / Ирина Зартайская Москва : Просвещение, 2023https://www.wildberries.ru/catalog/157872606/detail.aspx

2. Улисс и носочная фея / Наталья Песочинская Москва : Просвещение, 2023 https://www.wildberries.ru/catalog/168917452/detail.aspx

 3. Хрестоматия дошкольника. Для детей 3-5 лет. – М.: Просвещение, 2023. https:// www.labirint.ru/books/984304/

4. Хрестоматия дошкольника. Для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2023. https:// www.labirint.ru/books/984305/

Дополнительный материал.

Примерные схемы бесед на темы «дружба», «Родина», «семья», «дом», «взаимопомощь», «гостеприимство»

Тема: «Дружба».

Вопросы к беседе:

‒ Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое дружба?

‒ А кого можно назвать другом?‒ Кто твой лучший друг?

 ‒ Как вы считаете, может ли быть другом взрослый человек? А кто ваши самые главные друзья-взрослые?

‒ Помните, в сказке «Маугли» мальчик подружился с волками, его друзьями были медведь, пантера? Но это в сказке. А мы можем назвать друзьями животных? Например, домашние животные могут быть нашими друзьями?

‒ Есть такие народные пословицы «Дружба дороже денег» и «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Дерево живёт корнями, а человек друзьями». Давайте подумаем, в чем главная мысль этих пословиц.

‒ А теперь давайте вспомним ваши любимые сказки и назовем сказочных друзей, которых мы там встречаем.

Тема: «Родина».

Вопросы к беседе:

‒ Что мы называем словом «Родина»? Как называется наша Родина?

‒ А ты знаешь слова, которые созвучны слову «Родина», звучат похоже? Какие это слова?

‒ Ты знаешь всех своих родственников? Где живут твои дедушки и бабушки?

‒ А ты знаешь, где родились твои папа и мама? Ты когда-нибудь расспрашивал их об этом?‒ Какие тебе запомнились пословицы и поговорки о Родине?

‒ Какие российские города ты знаешь? А тебе запомнились какие-то достопримечательности, интересные места в этих городах? Расскажи о них, пожалуйста!

‒ А ты был когда-нибудь в деревне? А кто у тебя живёт в деревне - родственники или знакомые, друзья?

‒ А что ты можешь рассказать про природу нашей страны? Знаешь, как называется река в нашем городе?

‒ Какие реки ты знаешь? Названия каких озёр, морей ты запомнил?

‒ А какие государственные или народные праздники ты знаешь?

Тема: «Старинный народный обычай гостеприимство».

Вопросы к беседе:

Как ты понимаешь слово «гостеприимство», что оно означает?

Какие пословицы о гостеприимстве ты знаешь? Попробуй объяснить их смысл

.Какими были правила поведения за столом у наших предков?

Почему нельзя было садиться за стол с нечистыми, немытыми руками? Что думали по этому поводу наши предки?

А у вас гостеприимная семья?

Когда к вам приходят гости, как встречают их папа с мамой? Как вы ведете себя с гостями, вежливы ли вы?

А когда вы приходите к кому-то в гости, как вы должны себя вести? Каковы правила поведения в гостях?

Тема: «Старинные народные обычаи сострадание и взаимопомощь». Вопросы к беседе:

Как ты понимаешь слово «взаимопомощь»?

Как и когда возник этот русский обычай взаимная помощь?

Как ты думаешь, почему человек помогал другим людям? (Можно предложить детям варианты ответов: имел доброе сердце, был скупым, любил людей, был веселым, сострадал людям, ему нечем было больше заняться, хотел утешить людей).

Что такое сострадание? Как ты понимаешь?

Делал ли ты добрые дела чужому человеку или своим близким?

Тема: «Моя семья и мой дом».

Вопросы к беседе:

‒ Как вы считаете, что такое семья? Давайте прислушаемся к звучанию слова «СемьЯ». Много человек может быть в семье, но про каждого из них можно сказать, что он частичка семьи, частичка каждого члена семьи.

‒ А кто есть в вашей семье?

‒ Раньше семьи были очень большими и жили в одном доме: и папа с мамой, и их дети большие и маленькие, и родители мамы или папы дедушка и бабушка, иногда их братья и сестры. А сейчас все немного по-другому. Вы знаете, где живут ваши дедушки и бабушки? А ваши дяди и тети?

‒ А вы знаете профессии членов семьи? Кем работает папа, мама? Кто может рассказать о профессиях?

‒ А какие дела вы в семье любите делать вместе? Например, ходить на прогулки, в кино? Играть? Ездить на дачу? А уборку в доме вы делаете вместе? А за покупками в магазин ходит только мама?

 ‒ Как в вашей семье помогают друг другу?

‒ Вы можете назвать членов семьи своими друзьями?

‒ Послушайте пословицу «Человек семьёю крепок». В чем смысл этой пословицы, как вы думаете?

Тема: «Мой дом».

Вопросы к беседе:

‒ Место, где живет семья, называют ее домом. Это не обязательно большой отдельный дом, это может быть и квартира, даже одна небольшая комнатка, но мы про нее говорим «родной дом». У каждого члена семьи есть в доме свое место. Расскажи о том месте в доме, которое ты считаешь своим.

‒ А какие вещи принадлежат твоему брату или сестре? Расскажи о таких вещах, которые ты можешь взять только с разрешения других членов твоей семьи?

‒ Расскажи, как распределяются домашние обязанности между членами твоей семьи?

‒ Что делает по дому твоя мама? Папа? Бабушка и дедушка?

‒ Есть ли у тебя свои обязанности по дому?

‒ Какие это обязанности?

‒ Помогаешь ли ты маме убирать твою кроватку? Мыть посуду? Делать уборку в квартире?

‒ Ты умеешь пылесосить? Мыть пол? Протирать пыль?

 ‒ А помогаешь ли ты маме готовить обед?

‒ Жалеешь ли ты свою маму? Готов ли ей помочь?

‒ Как вы украшаете свой дом к празднику?


 

Скачано с www.znanio.ru

Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях 1

Примерные сценарии бесед с детьми о семейных ценностях 1

Как вы думаете , чем привлекли писателя

Как вы думаете , чем привлекли писателя

Чтение : Б . Житков " Как я ловил человечков " (

Чтение : Б . Житков " Как я ловил человечков " (

Обсудите с родителями историю с мальчиком и пароходиком

Обсудите с родителями историю с мальчиком и пароходиком

Марийские : « День рождения », «

Марийские : « День рождения », «

Добрый конец всему делу венец

Добрый конец всему делу венец

Какой домашний питомец живет в семье

Какой домашний питомец живет в семье

Верь не речам , а делам .

Верь не речам , а делам .

Вы можете заметить , что мама грустная ?

Вы можете заметить , что мама грустная ?

Все произведения для чтения детям приведены из книг 1

Все произведения для чтения детям приведены из книг 1

Ты знаешь всех своих родственников ?

Ты знаешь всех своих родственников ?

Что такое сострадание ? Как ты понимаешь ? –

Что такое сострадание ? Как ты понимаешь ? –

Расскажи , как распределяются домашние обязанности между членами твоей семьи ? ‒

Расскажи , как распределяются домашние обязанности между членами твоей семьи ? ‒
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024