Примерные упражнения на обогащение речи младших школьников
Игры в слова
Цель этих упражнений - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Задание 1. «Назови, как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы, дикие и домашние животные, птицы, игрушки, инструменты, мебель, профессии» и т.п.
Задание 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать» Метель - метет, а гром - .. , ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ... При каждом ответе целесообразно спросить: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит? Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
Задание 3. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" железо – (железный) бумага - дерево - снег - пух - стекло – Задание 4. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег». (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Игра «Назови одним словом».
Цель: развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам. Задание: скажите по-другому.
Часы идут (ходят, тикают). Дождь идет (льется, капает). Поезд идет (едет, мчится). Фильм идет (демонстрируется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет).
Игра «Маленький учитель»
Ученики получают карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Пусть «учитель» проверит текст на карточке и исправит ошибки.
Примеры текстов с ошибками:
Задание 1
1. Обучающиеся поют хором песня.
2. На дубе растут яблоки.
3. Бабушка вяжет носк.
4. Игорь пьет ск.
5. Воробьи сидят на ветках старой берез.
6. Завтра я ходил в библиотеку.
7. Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8. Мальчик рисует краками.
9. Оля моет руки с млом.
10. У павлина краивый хвос.
Задание 2
1. Вчера мама сварит малиновое варенье.
2. Заяц лакомится сладкой морковками.
3. В чемодане лежит пара роликовых конько.
4. На столе лежит красная помидор.
5. Витя будет спать на потолке.
6. Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.
7. Петя запускает воздушных змея.
8. Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.
9. Иринка скачет черз скаклку.
10. На дереве стучит дятла
«Фразеологизмы»
Закончить предложения, используя приведенные ниже фразеологизмы разговорного характера.
Это ясно, как.... Братья похожи друг на друга как... . Пора за работу браться, полно... . Уж они такие друзья : их... . Слезы у нее так и брызнули... . На него положиться нельзя . у него.... Только мы о нем вспомнили, а он.... Чуть, что не по тебе, ты сейчас.... Я его расспрашивать, а он.... Не ждали мы его : свалился.... Столько на полках интересных книг, у мальчика просто.... Идти пришлось ночью - темнота кругом.... Как уехал, так о нем....
Фразеологизмы для вставки: две капли воды; дважды два - четыре; баклуши бить; водой не разольешь; в три ручья; семь пятниц на неделе; тут как тут, губы надул; словно в рот воды набрал; как снег на голову; глаза разбежались; хоть глаз выколи; ни слуху, ни духу.
«Двойной противник»
К каждой паре слов подбери по два с лова – противника.
Крутой подъем – (пологий спуск).
Долгожданное богатство – (неожиданная бедность).
Слабый мороз –
Грустная старость –
Тихий плач –
Узкий выезд –
Радостная встреча –
Светлый верх –
Отдать много –
Мелкий недостаток –
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.