1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
работы классного руководителя.
2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника.
3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:
a. своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
b. уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
c. педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.
Схема анализа классного часа
1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
работы классного руководителя.
2. Образовательновоспитательные задачи классного часа, их личностный
смысл для каждого школьника.
3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:
a. своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
b. уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
c. педагогическая обеспеченность учебнонаглядным оборудованием.
4. Ход классного часа:
убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и
раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа; соответствие содержания,
тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития
коллектива класса; педагогическое мастерство классного руководителя в проведении
классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид воспитателя;
создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа;
рациональное использование учебного времени; коррекционные действия
классного руководителя.
5. Итоги классного часа:
достижение цели и задач классного часа;
позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;
педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного
руководителя по подготовке и проведению классного часа.ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ КЛАССА ЗА ПРОШЛЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в
классе в прошедшем году:
а) результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их
постановки;
б) правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы.
2. Анализ развития коллектива класса:
а) уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой
деятельности в нем.
б) особенности нравственнопсихологического климата в классе: характер
взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание друг к другу,
взаимоотношения мальчиков и девочек, коллективизм и т.д.), преобладающее
взаимоотношение к учителям, к школе.
в) развитие общественной активности учся (их инициативность, творчество,
самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
а) основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях,
степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельности школы,
активность и результативность.
б) участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности,
работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой
деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
4. Анализ развития учащихся класса:
а) уровень воспитанности и нравственноэстетического развития учащихся (указать, какие
факторы повлияли на их состояние);
б) степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в
интеллектуальной, художественноэстетической, трудовой и других видах деятельности;
в) уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
г) наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
д) изменения состава класса, произошедшие в течение года; индивидуальные особенности
«новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
е) учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие
мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее
действенные приёмы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих
учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).5. Анализ педагогического взаимодействия с семьёй:
влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса.
6. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
воспитательной работы классного руководителя:
а) что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее
охотно? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались
равнодушными? Почему?
б) какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического
влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление
учащихся?
в) какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведённые в прошедшем году,
способствовали сплочению классного коллектива?
7. Выводы:
∙ Об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
∙ О негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
∙ О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
∙ О перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
В приложении желательно поместить результаты диагностических исследований,
анкетирования, вопросов.