Государственное образовательное автономное учреждение «Свободненская
специальная (коррекционная) школа – интернат»
«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».
Выполнила учитель-дефектолог
первой квалификационной
категории:
Кислова Л.Г.
Свободный 2023 г.
Тема выступления на МО: «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».
«Арт-терапия — это знак о себе».
Э. Бюлов
ДАВАЙТЕ ЗАДУМАЕМСЯ!!!
«Наша зависть».
Учитель сказал:
– Вчера мы не закончили разговор о проблемах. Что для вас является наибольшей проблемой, связанной с продажами?
Ученики задумались, наконец, один из них сказал:
– Я знаю, Учитель. Меня просто бесит ситуация, когда я договариваюсь с кем-то о встрече, прихожу, а его нет вообще или он заставляет меня ждать.
Другой ученик сказал:
– А меня больше всего раздражает, когда кто-нибудь обещает мне что-то, а потом не делает.
Третий ученик пожаловался:
– Я просто ненавижу, когда человек не даёт конкретного ответа. Неважно, предлагаю ли я ему товар или спрашиваю, как он собирается провести выходные.
Больше учеников в тот день не было. Учитель спросил первого ученика:
– Скажи, ты хоть раз опаздывал куда-то?
– Я не помню таких случаев, может быть, только в детстве. Я постоянно смотрю на часы и тороплюсь.
Второго ученика Учитель спросил:
– Ты всегда выполняешь свои обещания?
– Да, – ответил ученик, – чего бы мне это ни стоило!
Третьему ученику Учитель задал вопрос:
– Ты сам всегда конкретен в своих высказываниях?
– Абсолютно! – воскликнул третий ученик.
– А теперь представьте, – сказал Учитель, – что вам не нужно никуда спешить, совершенно не обязательно отвечать за свои слова и можно говорить общими словами, практически ни о чём.
Каждый из учеников подумал о своём, и, увидев, как все трое задумчиво опустили головы, Учитель продолжил:
– Нас больше всего раздражает в других то, чего мы сами не можем себе позволить. Мы думаем, что это – проблемы, но гораздо чаще это – наша зависть.
Современные психологи утверждают, что больше всего людей раздражают их собственные ошибки, когда они присущи другим людям. Нам кажется, что точка зрения Учителя тоже имеет право на существование.
Арт – терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт – терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанной на творчестве и игре. Другими словами – лечение творчеством.
Основная цель арт – терапии – не создать объект искусства, а работать с собственным «Я» и состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она фиксируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки.
Посредством несложных скорее напоминающих детские шалости, упражнений можно не только диагностировать душевное состояние человека, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Для детей вся жизнь – игра. Но именно в лечебных целях специалист может назначить эту волшебную «таблетку» детям, которые:
· страдают фобиями, страхами;
· жалуются на ночные кошмары;
· замкнуты и испытывают трудности в общении;
· агрессивны к людям или животным;
· непослушные и невнимательные;
· наоборот, чрезмерно послушны и подвержены чужому влиянию;
· конфликтуют с членами семьи;
· имеют нарушения речи;
· заикаются;
· отличаются вредными/нервными привычками (грызут карандаш, кусают ногти и так далее);
· подвержены стрессу;
· плохо учатся, пишут, читают.
Существуют правила лечебной игры, которые не зависят от того, играют ли дети с терапевтом или дома с родителями. Если их соблюдать, то с большой вероятностью позитивный эффект от игротерапии будет достигнут.
· Тема игры должна соответствовать проблеме и быть интересной ребенку.
· Инициатива и импровизация приветствуются.
· Дети должны восприниматься, как полноценные личности, которые нужно принимать и понимать.
· Следует прислушиваться к желаниям детей и уважать их.
· Нельзя заставлять играть силой, шантажом или угрозами.
· Нужно следить за атмосферой во время игры, поддерживать ее позитивность, следить за настроением детей.
Т. Ю. Колошина выделяет специфические особенности арт-терапии:
· Метафоричность арт-терапии. Искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства – в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, – будет своего рода метафорой его жизни.
· Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.
· Ресурсность арт-терапии. Способ терапевтического взаимодействия, предлагаемый арт-терапией, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, т.к. расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности.
Какие бывают виды арт – терапии?
Изотерапия – рисование цветным песком пальчиками на зеркале и на бумаге пластилиновое рисование.
Цветотерапия – (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние ребёнка его самочувствие.
Сказкотерапия (притча – терапия) – это способ корректировки детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребёнка рассказывается сказка, героем который он сам является. При этом в самом повествовании сказки для самого героя продуманны определённые трудности, с которыми он должен неопределённо справиться.
Песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут к нему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая его взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт, символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо.
Терапия с водой. Вода - первый и любимый всеми детьми объект исследования. Первое вещество, с которым знакомятся с удовольствием дети. Она им даёт приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это даёт возможность использовать эту технологию для познавательного речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, при трудности с адаптацией.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребёнка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.
Драматерапия.
Танцевально - двигательная терапия.
Куклотерапия.
Фототерапия.
МАК – терапия. МАК (метафорические ассоциативные карты) – это карточки или открытки с ярким изображением людей, животных, предметов жизнедеятельности, пейзажей, эмоций, ситуаций, узоров, абстракций, образов.
По целевым предназначениям метафорические карты могут быть:
УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это колоды с изображением образов, сценариев, характеров и эмоций, используются для различных вопросов и способны проработать практически любую ситуацию. К ним относятся колоды:
СПЕЦИАЛЬНЫМИ. Картинки предназначены для работы с конкретной ситуацией при помощи соответствующего изображения (изображение детей – для взаимодействия с малышами или решения проблем из детства, изображение супругов – для семейного консультирования).
Колоды специальных карт:
Мы перечислили лишь самые популярные ассоциативные колоды из имеющегося обширного арсенала. МАК различают также по варианту исполнения. На картах могут быть изображены фотографии или фотоколлажи, рисунки, яркие картинки, слова и буквы. Ну и, разумеется, образы на картинках не должны отталкивать, вызывать страхи или травмировать психику.
ПОРТРЕТНЫМИ.
· На картах изображены люди и животные (лица или образы), подходят для проработки любой проблемы. Это колоды:
· Персона» (картинки с изображением лиц с разнообразными эмоциями, помогают в самопознании и в исследовании своего отношения к другим людям);
РЕСУРСНЫМИ. Такие наборы карт изображают разные сценки, события, пейзажи и с подвигают человека обнаружить в себе тот или иной ресурс, вдохновляют на новые позитивные решения и действия.
· «1001» (развитие воображения при помощи сюжетов из сказок небезызвестной Шахерезады);
· «Сага» (активизирование творческого мышления, воображения, способностей);
· «Экко» (выявление креативного потенциала);
· Морена» (нахождение простого способа стать счастливым);
· «Окна и двери» (исследование ресурсов для выхода из депрессии).
МАК различают также по варианту исполнения. На картах могут быть изображены фотографии или фотоколлажи, рисунки, яркие картинки, слова и буквы. Ну и, разумеется, образы на картинках не должны отталкивать, вызывать страхи или травмировать психику.
Мандалотерапия – метод психокоррекции, при котором используются круглые изображения, которые создаются произвольно или по определённой инструкции.
Мандалотерапия имеет высокий потенциал в работе с проблемами младших подростков «группы риска»: коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, тревожности, формирование уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала, релаксации
Существует три формы мандалотерапии:
· Активная. При активной форме дети самостоятельно создают мандалы из различных материалов или заполняют изображением пустой круг на бумаге.
· Пассивная форма подразумевает использование готовых изображений в круге.
· Смешенная. При смешанной форме мандалотерапии подростки выбирают готовые шаблоны и раскрашивают мандалы.
Ребёнку предлагается изобразить мандалу с использованием различных символов. Красками, пластилином создается произведение, творческое изображение внутри круга. Круг дает чувство безопасности. После создания своей мандалы подросток подбирает ассоциации к символам, которые изображены в круге.
Мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с младшими подростками «группы риска», так как она может служить инструментом развития и гармонизации личности подростков, повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения.
Одной из интересных, современных техник арт-терапии, набирающих популярность, является «зентангл». Это технология интуитивного рисования, когда предлагается рисовать на бумаге различные линии, узоры. Создание «зентангла» – это не просто работа на результат (получение красивого замысловатого узора), сколько работа над собой, создание своего творческого продукта, концентрация над процессом, упорядочение мысли. Данные качества необходимо развивать в большей степени у детей «группы риска».
Арт. – терапевтические упражнения.
· Упражнение «Солёные рисунки и зубная паста».
· Упражнение «Моя планета».
· Упражнение техника «Каракули».
· Упражнение «Карта моего внутреннего мира».
· Упражнение “Говорящие очки”.
· Упражнение «Мои «виноватые мысли».
· Упражнение «Конверты радостей и огорчений».
· Упражнение «Рисунок на мятой бумаге».
· Упражнение «По сырому…» - рассвет и закат.
· Упражнение «Паутина».
· Упражнение «Драка».
· Упражнение «Даже если.… В любом случае…».
· Упражнение «Страна», «в диком лесу» и т.д.
· Упражнение «Роза и чертополох».
· Упражнение «Коллаж».
Игротерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.
Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря, которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы.
М е т о д ы: эмпатическое слушание; приемы конфронтации; направленные сюжетно-ролевые игры; игры драматизации, арт-терапевтические методы; подвижные игры с правилами; игровые
упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций; релаксация; жетонный метод; метод десенсибилизации; тренинг поведенческих умений.
Мимические игры («Зеркальное отражение» - повторить эмоцию, «смайлики» - изобразить ту или иную эмоцию).
· Игра «Самая – самая»- серия игр.
· Игра «Роза и чертополох».
Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра » и « арт - искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме. Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи (главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская – генеральный директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).
Главная задача игры не просто занять ребенка, но и дать ему возможность для самовыражения и саморазвития. Появление мозартики – считается ярким событием в области игровых развивающих и реабилитационных технологий. Мозартика представляет собой специально разработанные комплекты игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Игровые поля создают символический мир, базируясь на котором играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира и жизни. Мозартика, похожа на мозаику и пазлы, но её возможности несравненно шире. Каждая цветная геометрическая фигурка – это часть художественного образа и одновременно новый вид игры, и новый вид творчества.
Она близка к рисованию и аппликации, но у нее есть уникальные свойства. Во-первых, рисунок или аппликацию трудно изменить, а в мозартике выложенную картину можно менять, сколько угодно. Во-вторых, если ребенок плохо умеет рисовать или вырезать, то у него не получается вырезать или нарисовать желаемое, а в Мозартике эта проблема снимается. В арсенале Мозартики сейчас 8 игр: «Павлин», «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в космос», «Чудо-дерево», «Русское чудо – Москва 17-го века».
Структура «Мозартики».
Все игры «Мозартики» являются играми без правил, они основаны на спонтанной мотивации, обеспечиваемой красочностью, привлекательностью и необычным дизайном игрового поля и набора фантазийных фигурок, и свободным полётом фантазии, которую «Мозартика» активизирует и побуждает работать с глубоким творческим подъемом.
«Мозартика» является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы ребенок ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, они все равно окажут на него свое развивающее воздействие. «Мозартика» способствует развитию личности в целом – её воздействие направлено на формирование у ребенка здоровой картины мира, развитие позитивно-созидательных сторон личности, творческого начала, потребности в позитивной творческой личностной самореализации. При этом «Мозартика» прекрасно сочетается с любыми другими системами раннего развития, помогая гармонизировать обобщающее воздействие.
Мозартика как инновационная арт – технология. Данная технология позволяет наполнить детей реальными, эмоционально окрашенными впечатлениями, открывающими путь к знаниям. Для «Мозартики» характерен принципиально новый способ сворачивания культурно-исторического опыта человечества в настольно- печатные варианты игр, таких как «Витражи», где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма. В игры Мозартики «упаковываются» зафиксированные в мировом изобразительном искусстве такие важные составляющие социокультурного опыта человечества, как: художественно-образное богатство; духовно-нравственные ценности; историческая значимость.
Эти игры соответствуют определенному возрасту, преследуют определенные цели.
Преимущества игрового взаимодействия на основе Мозартики:
- В игре нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций.
- взрослый и ребенок в игре одинаково успешны.
- ребенок и взрослый приоткрывают друг для друга свой внутренний мир, что облегчает их взаимопонимание.
И если действительно проявить терпение, чуткость и понимание, то у взрослых появится возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир ребенка. При этом, в процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразительность.
И, конечно же, развивается юная неповторимая личность ребенка!
Музыкотерапия – это один из разделов арт-терапии (лечение искусством), который включает в себя определенным образом организованные коррекционные занятия по пению, игре на музыкальных инструментах, прослушиванию музыкальных композиций.
Примеры терапевтической музыки:
Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке». К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.
· Упражнение по рисованию звуков для подростков, которое помогает различать свои эмоции. Ведущий включает ребятам разные музыкальные композиции и предлагает прислушаться к своим ощущениям. После окончания прослушивания каждого фрагмента дети рисуют на бумаге те эмоции, которые вызвала у них музыка. В конце занятия происходит групповое обсуждение каждого рисунка.
· Упражнение «Море» для понижения тревожного уровня у дошкольников. Специалист включает мелодию со звуками морских волн и предлагает детям подвигаться под эту музыку. Малыши плавно раскачиваются и двигаются, что способствует успокоению нервной системы и помогает крохам лучше изучить возможности своего тела. Если дети затрудняются с движениями, взрослый должен показать им как плещутся волны и напомнить, что двигаться нужно пластично и размеренно.
Помните арт-терапия.
· Помогает развивать эмоциональную сферу ребёнка, закрепляя доверие к миру.
· Помогает легче перенести период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.
· Развивает сенсорные способности ребёнка: ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности. Обогащает социальный опыт ребёнка, развивает коммуникабельность ребёнка.
· Арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность.
· Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность.
· Вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитании ребёнка, его переживания и состояния, отношения с миром.
Ведущему арт-терапевтических упражнений важно помнить о возможных побочных эффектах, которые могут возникнуть на начальном этапе процесса:
· Психотических переживаниях участников (от чрезмерно ярких эмоциональных реакций до галлюцинаций).
· Нарушениях поведения (особенно в подростковых группах).
· Эстетическом вздутии: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. К данному эффекту склонны лица с истероидным радикалом личности.
· Обострении соматических реакций.
· Дереализации – восприятии мира в сказочном свете, эйфории.
Побочные эффекты арт - тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности» и, как следствие, психологических перегрузок. Наиболее частым нарушением регламента является выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации. Максимально допустимая продолжительность арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки. Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь, должны длиться не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 мин., во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность.
«Все виды искусств
служат величайшему из искусств —
искусству жить на земле». Б. Брехт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.