«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».
Оценка 5

«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».

Оценка 5
docx
21.10.2023
«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».
шмо 2.docx

Государственное образовательное автономное учреждение «Свободненская

специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Выполнила учитель-дефектолог

первой квалификационной

категории:

 Кислова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободный 2023 г.

Тема выступления на  МО: «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».

 

«Арт-терапия — это знак о себе».

Э. Бюлов

ДАВАЙТЕ ЗАДУМАЕМСЯ!!!

 

 «Наша зависть».

Учитель сказал:

– Вчера мы не закончили разговор о проблемах. Что для вас является наибольшей проблемой, связанной с продажами?

Ученики задумались, наконец, один из них сказал:

– Я знаю, Учитель. Меня просто бесит ситуация, когда я договариваюсь с кем-то о встрече, прихожу, а его нет вообще или он заставляет меня ждать.

Другой ученик сказал:

– А меня больше всего раздражает, когда кто-нибудь обещает мне что-то, а потом не делает.

Третий ученик пожаловался:

– Я просто ненавижу, когда человек не даёт конкретного ответа. Неважно, предлагаю ли я ему товар или спрашиваю, как он собирается провести выходные.

Больше учеников в тот день не было. Учитель спросил первого ученика:

– Скажи, ты хоть раз опаздывал куда-то?

– Я не помню таких случаев, может быть, только в детстве. Я постоянно смотрю на часы и тороплюсь.

Второго ученика Учитель спросил:

– Ты всегда выполняешь свои обещания?

– Да, – ответил ученик, – чего бы мне это ни стоило!

Третьему ученику Учитель задал вопрос:

– Ты сам всегда конкретен в своих высказываниях?

– Абсолютно! – воскликнул третий ученик.

– А теперь представьте, – сказал Учитель, – что вам не нужно никуда спешить, совершенно не обязательно отвечать за свои слова и можно говорить общими словами, практически ни о чём.

Каждый из учеников подумал о своём, и, увидев, как все трое задумчиво опустили головы, Учитель продолжил:

– Нас больше всего раздражает в других то, чего мы сами не можем себе позволить. Мы думаем, что это – проблемы, но гораздо чаще это – наша зависть.

Современные психологи утверждают, что больше всего людей раздражают их собственные ошибки, когда они присущи другим людям. Нам кажется, что точка зрения Учителя тоже имеет право на существование.

 

     Арт – терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

     Детская арт – терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанной на творчестве и игре. Другими словами – лечение творчеством.

     Основная цель арт – терапии – не создать объект искусства, а работать с собственным «Я» и состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она фиксируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки.

     Посредством несложных скорее напоминающих детские шалости, упражнений можно не только диагностировать душевное состояние человека, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

     Для детей вся жизнь – игра. Но именно в лечебных целях специалист может назначить эту волшебную «таблетку» детям, которые:

·         страдают фобиями, страхами;

·         жалуются на ночные кошмары;

·         замкнуты и испытывают трудности в общении;

·         агрессивны к людям или животным;

·         непослушные и невнимательные;

·         наоборот, чрезмерно послушны и подвержены чужому влиянию;

·         конфликтуют с членами семьи;

·         имеют нарушения речи;

·         заикаются;

·         отличаются вредными/нервными привычками (грызут карандаш, кусают ногти и так далее);

·         подвержены стрессу;

·         плохо учатся, пишут, читают.

     Существуют правила лечебной игры, которые не зависят от того, играют ли дети с терапевтом или дома с родителями. Если их соблюдать, то с большой вероятностью позитивный эффект от игротерапии будет достигнут.

·        Тема игры должна соответствовать проблеме и быть интересной ребенку.

·        Инициатива и импровизация приветствуются.

·        Дети должны восприниматься, как полноценные личности, которые нужно принимать и понимать.

·        Следует прислушиваться к желаниям детей и уважать их.

·        Нельзя заставлять играть силой, шантажом или угрозами.

·        Нужно следить за атмосферой во время игры, поддерживать ее позитивность, следить за настроением детей.

   

     Т. Ю. Колошина выделяет специфические особенности арт-терапии:

 

·        Метафоричность арт-терапии. Искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства – в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, – будет своего рода метафорой его жизни.

·        Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.

·        Ресурсность арт-терапии. Способ терапевтического взаимодействия, предлагаемый арт-терапией, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, т.к. расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности.

 

Какие бывают виды арт – терапии?

*    Изотерапия – рисование цветным песком пальчиками на зеркале и на бумаге пластилиновое рисование.

*    Цветотерапия – (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние ребёнка его самочувствие.

*    Сказкотерапия (притча – терапия) – это способ корректировки детских проблем психологического характера.  Смысл заключается в том, что для  ребёнка рассказывается сказка, героем который он сам является.  При этом в самом повествовании сказки для самого героя продуманны определённые трудности, с которыми он должен неопределённо справиться.

*    Песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут к нему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая его взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт, символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо.

*    Терапия с водой. Вода - первый и любимый всеми детьми объект исследования. Первое вещество, с которым знакомятся с удовольствием дети. Она им даёт приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это даёт возможность использовать эту технологию для познавательного речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, при трудности с адаптацией.

*    Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребёнка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация.

*    Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

*    Драматерапия.

*    Танцевально - двигательная терапия.

*    Куклотерапия.

*    Фототерапия.

*    МАК – терапия. МАК (метафорические ассоциативные карты) – это карточки или открытки с ярким изображением людей, животных, предметов жизнедеятельности, пейзажей, эмоций, ситуаций, узоров, абстракций, образов.

 

По целевым предназначениям метафорические карты могут быть:

 

     УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это колоды с изображением образов, сценариев, характеров и эмоций, используются для различных вопросов и способны проработать практически любую ситуацию. К ним относятся колоды:

  • «Эмоции судьбы» (работа с «Я» - концепцией, самопознание, личностный рост);
  • «К Морена» (нахождение простого способа стать счастливым);
  • «Окна и двери» (исследование ресурсов для выхода из депрессивного состояния).

     СПЕЦИАЛЬНЫМИ. Картинки предназначены для работы с конкретной ситуацией при помощи соответствующего изображения (изображение детей – для взаимодействия с малышами или решения проблем из детства, изображение супругов – для семейного консультирования).

Колоды специальных карт:

  • «Танду» (ориентированы на отработку и коррекцию отношений в паре);
  • «Из сундука прошлого» - (предназначены для проработки детских страхов и травмирующих воспоминаний).

Мы перечислили лишь самые популярные ассоциативные колоды из имеющегося обширного арсенала. МАК различают также по варианту исполнения. На картах могут быть изображены фотографии или фотоколлажи, рисунки, яркие картинки, слова и буквы. Ну и, разумеется, образы на картинках не должны отталкивать, вызывать страхи или травмировать психику.

  • «Коуп» (терапия после душевного потрясения);
  • «ОХ» (определение своего предназначения и роли в мире);
  • «Одиночество» (для помощи одиноким людям);
  • «Возможности и ограничения» (способ осознания своих возможностей и выявления мешающих факторов).

     ПОРТРЕТНЫМИ.

·         На картах изображены люди и животные (лица или образы), подходят для проработки любой проблемы. Это колоды:

·         Персона» (картинки с изображением лиц с разнообразными эмоциями, помогают в самопознании и в исследовании своего отношения к другим людям);

  • «Характер и личность» (позволяет диагностировать проблемы, возникшие в детстве, в супружеских отношениях, в коллективе, а также решать конфликтные ситуации);
  • «Люди и звери» (колода помогает создать метафорический портрет себя и окружающих, решает запросы в отношениях, дает понимание испытываемых эмоций).

     РЕСУРСНЫМИ. Такие наборы карт изображают разные сценки, события, пейзажи и с подвигают человека обнаружить в себе тот или иной ресурс, вдохновляют на новые позитивные решения и действия.

·        «1001» (развитие воображения при помощи сюжетов из сказок небезызвестной Шахерезады);

·        «Сага» (активизирование творческого мышления, воображения, способностей);

·        «Экко» (выявление креативного потенциала);

·        Морена» (нахождение простого способа стать счастливым);

·        «Окна и двери» (исследование ресурсов для выхода из депрессии).

     МАК различают также по варианту исполнения. На картах могут быть изображены фотографии или фотоколлажи, рисунки, яркие картинки, слова и буквы. Ну и, разумеется, образы на картинках не должны отталкивать, вызывать страхи или травмировать психику.

     Мандалотерапия – метод психокоррекции, при котором используются круглые изображения, которые создаются произвольно или по определённой инструкции.

     Мандалотерапия имеет высокий потенциал в работе с проблемами младших подростков «группы риска»: коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, тревожности, формирование уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала, релаксации

     Существует три формы мандалотерапии:

·        Активная. При активной форме дети самостоятельно создают мандалы из различных материалов или заполняют изображением пустой круг на бумаге.

·        Пассивная форма подразумевает использование готовых изображений в круге.

·        Смешенная. При смешанной форме мандалотерапии подростки выбирают готовые шаблоны и раскрашивают мандалы.

     Ребёнку предлагается изобразить мандалу с использованием различных символов. Красками, пластилином создается произведение, творческое изображение внутри круга. Круг дает чувство безопасности. После создания своей мандалы подросток подбирает ассоциации к символам, которые изображены в круге.

     Мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с младшими подростками «группы риска», так как она может служить инструментом развития и гармонизации личности подростков, повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения.

     Одной из интересных, современных техник арт-терапии, набирающих популярность, является «зентангл». Это технология интуитивного рисования, когда предлагается рисовать на бумаге различные линии, узоры. Создание «зентангла» – это не просто работа на результат (получение красивого замысловатого узора), сколько работа над собой, создание своего творческого продукта, концентрация над процессом, упорядочение мысли. Данные качества необходимо развивать в большей степени у детей «группы риска».

 

Арт. – терапевтические упражнения.

·        Упражнение «Солёные рисунки и зубная паста».   

·        Упражнение «Моя планета».

·        Упражнение техника «Каракули».

·        Упражнение «Карта моего внутреннего мира».

·        Упражнение “Говорящие очки”.

·        Упражнение «Мои «виноватые мысли».

·        Упражнение «Конверты радостей и огорчений».

·        Упражнение «Рисунок на мятой бумаге».

·        Упражнение «По сырому…» - рассвет и закат.

·        Упражнение «Паутина».

·        Упражнение «Драка».

·        Упражнение «Даже если.… В любом случае…».

·        Упражнение «Страна», «в диком лесу» и т.д.

·        Упражнение «Роза и чертополох».

·        Упражнение «Коллаж».

     Игротерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.

     Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря,  которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы.

     М е т о д ы: эмпатическое слушание; приемы конфронтации; направленные сюжетно-ролевые игры; игры драматизации, арт-терапевтические методы; подвижные игры с правилами; игровые

упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций; релаксация; жетонный метод; метод десенсибилизации; тренинг поведенческих умений.

     Мимические игры («Зеркальное отражение» - повторить эмоцию, «смайлики» - изобразить ту или иную эмоцию).

·        Игра «Самая – самая»- серия игр.

·        Игра «Роза и чертополох».

 

Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика игра » и « арт - искусство». «Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме. Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи (главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская – генеральный директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).

Главная задача игры не просто занять ребенка, но и дать ему возможность для самовыражения и саморазвития. Появление мозартики – считается ярким событием в области игровых развивающих и реабилитационных технологий.  Мозартика представляет собой специально разработанные комплекты игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Игровые поля создают символический мир, базируясь на котором играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира и жизни. Мозартика, похожа на мозаику и пазлы, но её возможности несравненно шире. Каждая цветная геометрическая фигурка – это часть художественного образа и одновременно новый вид игры, и новый вид творчества.

Она близка к рисованию и аппликации, но у нее есть уникальные свойства. Во-первых, рисунок или аппликацию трудно изменить, а в мозартике выложенную картину можно менять, сколько угодно. Во-вторых, если ребенок плохо умеет рисовать или вырезать, то у него не получается вырезать или нарисовать желаемое, а в Мозартике эта проблема снимается. В арсенале Мозартики сейчас 8 игр: «Павлин», «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в космос», «Чудо-дерево», «Русское чудо – Москва 17-го века».

Структура «Мозартики». 

Все игры «Мозартики» являются играми без правил, они основаны на спонтанной мотивации, обеспечиваемой красочностью, привлекательностью и необычным дизайном игрового поля и набора фантазийных фигурок, и свободным полётом фантазии, которую «Мозартика» активизирует и побуждает работать с глубоким творческим подъемом.

 «Мозартика» является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы ребенок ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, они все равно окажут на него свое развивающее воздействие. «Мозартика» способствует развитию личности в целом – её воздействие направлено на формирование у ребенка здоровой картины мира, развитие позитивно-созидательных сторон личности, творческого начала, потребности в позитивной творческой личностной самореализации. При этом «Мозартика» прекрасно сочетается с любыми другими системами раннего развития, помогая гармонизировать обобщающее воздействие.

Мозартика как инновационная арт – технология. Данная технология позволяет наполнить детей реальными, эмоционально окрашенными впечатлениями, открывающими путь к знаниям. Для «Мозартики» характерен принципиально новый способ сворачивания культурно-исторического опыта человечества в настольно- печатные варианты игр, таких как «Витражи», где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма. В игры Мозартики «упаковываются» зафиксированные в мировом изобразительном искусстве такие важные составляющие социокультурного опыта человечества, как: художественно-образное богатство; духовно-нравственные ценности; историческая значимость.

Эти игры соответствуют определенному возрасту, преследуют определенные цели.

Преимущества игрового взаимодействия на основе Мозартики:

- В игре нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций.

- взрослый и ребенок в игре одинаково успешны.

- ребенок и взрослый приоткрывают друг для друга свой внутренний мир, что облегчает их взаимопонимание.

И если действительно проявить терпение, чуткость и понимание, то у взрослых появится возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир ребенка. При этом, в процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразительность.

И, конечно же, развивается юная неповторимая личность ребенка!

     Музыкотерапия – это один из разделов арт-терапии (лечение искусством), который включает в себя определенным образом организованные коррекционные занятия по пению, игре на музыкальных инструментах, прослушиванию музыкальных композиций.

Примеры терапевтической музыки:

     Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке». К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

·        Упражнение по рисованию звуков для подростков, которое помогает различать свои эмоции. Ведущий включает ребятам разные музыкальные композиции и предлагает прислушаться к своим ощущениям. После окончания прослушивания каждого фрагмента дети рисуют на бумаге те эмоции, которые вызвала у них музыка. В конце занятия происходит групповое обсуждение каждого рисунка.

·        Упражнение «Море» для понижения тревожного уровня у дошкольников. Специалист включает мелодию со звуками морских волн и предлагает детям подвигаться под эту музыку. Малыши плавно раскачиваются и двигаются, что способствует успокоению нервной системы и помогает крохам лучше изучить возможности своего тела. Если дети затрудняются с движениями, взрослый должен показать им как плещутся волны и напомнить, что двигаться нужно пластично и размеренно.

Помните арт-терапия.

·        Помогает развивать эмоциональную сферу ребёнка, закрепляя доверие к миру.

·        Помогает легче перенести период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.

·        Развивает сенсорные способности ребёнка: ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности. Обогащает социальный опыт ребёнка, развивает коммуникабельность ребёнка.

·        Арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность.

·        Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность.

·        Вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитании ребёнка, его переживания и состояния, отношения с миром.

     Ведущему арт-терапевтических упражнений важно помнить о возможных побочных эффектах, которые могут возникнуть на начальном этапе процесса:

·        Психотических переживаниях участников (от чрезмерно ярких эмоциональных реакций до галлюцинаций).

·        Нарушениях поведения (особенно в подростковых группах).

·        Эстетическом вздутии: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. К данному эффекту склонны лица с истероидным радикалом личности.

·        Обострении соматических реакций.

·        Дереализации – восприятии мира в сказочном свете, эйфории.

     Побочные эффекты арт - тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности» и, как следствие, психологических перегрузок. Наиболее частым нарушением регламента является выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации.  Максимально допустимая продолжительность арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки. Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь, должны длиться не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 мин., во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность.

 

     «Все виды искусств

 служат величайшему из искусств —

искусству жить на земле».                                                                                                              Б. Брехт.

 

                        


 

Государственное образовательное автономное учреждение «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона»

Государственное образовательное автономное учреждение «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат» «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона»

Тема выступления на МО: «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона»

Тема выступления на МО: «Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона»

Детская арт – терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанной на творчестве и игре

Детская арт – терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанной на творчестве и игре

Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями

Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями

В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация

В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация

ПОРТРЕТНЫМИ. ·

ПОРТРЕТНЫМИ. ·

Мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с младшими подростками «группы риска», так как она может служить инструментом развития и гармонизации…

Мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с младшими подростками «группы риска», так как она может служить инструментом развития и гармонизации…

Игра «Роза и чертополох».

Игра «Роза и чертополох».

Витражи», где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма

Витражи», где цветовая гамма основывается на палитре импрессионизма

Если дети затрудняются с движениями, взрослый должен показать им как плещутся волны и напомнить, что двигаться нужно пластично и размеренно

Если дети затрудняются с движениями, взрослый должен показать им как плещутся волны и напомнить, что двигаться нужно пластично и размеренно

«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».

«Примеры использования методов арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии для гармонизации эмоционального фона».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2023