Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы.
Компетентностно-ориентированное задание – это специально созданная дидактическая конструкция, которая используется для формирования и проверки уровня предметных, метапредметных и ключевых компетенций. Компетентностно-ориентированные задачи побуждают к действию, поскольку направлены не на воспроизведение информации, а на организацию самостоятельной поисковой и творческой деятельности с целью разрешения противоречия между заданным и неизвестным.
Компетентностно-ориентированное задание по теме «А. С. Пушкин «Медный всадник». Человек и город»
Стимул: Вы узнали, что вашего давнего знакомого Евгения обвиняют в гибели его девушки Параши. Вы были в очень хороших отношениях, и вам захотелось доказать, что Евгений любил Парашу и не мог причинить ей вред.
Задачная формулировка: Составь цитатный план о жизни и чувствах главного героя поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», которые свидетельствуют о настоящем и искреннем чувстве Евгения. Запиши свои наблюдения в таблицу
Бланк для ответа:
Характеристика Евгения |
Цитата из поэмы |
Евгений в ночь трагедии находился дома |
|
Все его мысли были заняты будущей семейной жизни |
|
Евгений не может представить себе другого жизненного пути – только вместе с Парашей |
|
Первое место в жизни Евгений отводит Параше, |
|
Переживания за любимую девушку не дают Евгению уснуть |
|
Евгений бежит к Параше не думая об опасности, не переживая за собственную жизнь |
|
Евгений близок к помешательству из-за горя |
|
Сошел с ума |
|
Жизнь Евгения потеряла всякий смысл после гибели Параши |
|
Евгений не смог пережить боль утраты и потерял самого себя |
|
В состоянии безумия обвиняет в потопе Петра I |
|
Умирает нищий и одинокий |
|
Источник информации: Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»
Инструмент проверки:
Поступки, черты характера |
Цитата из поэмы |
Евгений в ночь трагедии находился дома |
Итак,
домой пришед, Евгений |
Все его мысли были заняты будущей семейной жизни Евгений не может представить себе другого жизненного пути – только вместе с Парашей |
«Жениться?
Мне? зачем же нет? Пройдет,
быть может, год-другой — |
Первое место в жизни Евгений отводит Параше, |
Сидел
недвижный, страшно бледный |
Переживания за любимую девушку не дают Евгению уснуть |
Его
отчаянные взоры Вода
сбыла, и мостовая |
Евгений бежит к Параше не думая об опасности, не переживая за собственную жизнь |
Евгений |
Евгений близок к помешательству из-за горя |
И,
полон сумрачной заботы, |
Сошел с ума |
Но
бедный, бедный мой Евгений... |
Жизнь Евгения потеряла всякий смысл после гибели Параши |
Евгений
за своим добром |
Евгений не смог пережить боль утраты и потерял самого себя |
Влачил,
ни зверь ни человек, |
Умирает нищий и одинокий |
У
порога |
За каждый доказанный цитатой тезис- 0,5 балла
Компетентностно-ориентированное задание по теме «Идея Христианского смирения. Образ сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Стимул: Представьте, что вы один из следователей по делу об убийстве старухи Алены Ивановны и Лизаветы. В деле много непонятных моментов, но в глубине души вы уверенны, что преступник – Родион Раскольников. Вам хочется получить от Раскольникова чистосердечное признание, но понимаете, что на допросе это не получится сделать. Ваша единственная надежда-Соня Мармеладова.
Задачная формулировка:
Проанализируйте образ Сони Мармеладовой, составьте список ее качеств и поступков, которые помогут раскрыться Раскольникову и подтолкнуть к признанию. Подтвердите свои мысли цитатами.
|
Характеристика Соня Мармеладова |
Цитаты |
Портрет |
|
|
Внешний вид |
|
|
Основные черты характера |
|
|
Поступки, повлиявшие на их жизнь |
|
|
Принципы жизни. Теория |
|
|
Вера |
|
|
Источник: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (МОДЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
|
Характеристика Соня Мармеладова |
Цитаты |
Портрет |
Внешне располагает к себе хрупкостью, открытостью – может вызвать интерес Раскольникова |
"Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях".
|
Внешний вид |
Соня бедно и безвкусно одета - Раскольникову будет с ней комфортно, потому что они одного поля ягоды |
"Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью".
|
Основные черты характера |
Кротость, доброта, жертвенность - эти качества помогут «разоружить» преступника |
"Свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает" |
Поступки, повлиявшие на их жизнь |
Жертвует собой, продает себя ради спасения семьи – Соня, как и Раскольников тоже преступница |
"...много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!...
"Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.."
|
Принципы жизни. Теория |
Не имеет никакой теории, посвящает себя другим. Главное – терпение и сострадание – в этом противостоит Раскольникову |
"верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". "... Страдание принять и искупить себя им, вот что надо ..." "Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести..." "...что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная..."
|
Вера |
Свято верит в Бога, религиозность Сони позволит задуматься Раскольникова о содеянном |
Бог этого не попустит..." "От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!.."
|
Баллы:
2– выявлены и характеристики, приведены все подтверждающие цитаты;
1– только характеристики или только цитаты. Таблица заполнения не полностью.
0-отсутствие цитат
Компетентностно-ориентированное задание по теме
«Глава «Сон Обломова» - центр романа.
Стимул |
Вы являетесь приятелем и.И.Обломова, знакомы уже не один год. В последнее время вы стали замечать. Что Илья Ильич отстранился от реальной жизни: перестал бывать в обществе, забросил работу, оставил мечты о семейной жизни. |
||||||||||||||||||
Задачная формулировка |
Постарайтесь найти причины апатии вашего друга и наметить пути выхода из этого состояния. Составьте сравнительную таблицу положительного и отрицательного влияния окружающей среды на юного Обломова по материалам главы Х «Сон Обломова» и постарайтесь помочь ему разобраться в себе. На основании таблицы подготовьте сообщение, которое будет содержать рекомендации по коррекции поведения Ильи Ильича и план мероприятий, способствующий улучшению жизни героя. Оформить выступление необходимо в виде презентации (не менее 5-7 слайдов). На выполнение работы отводится 20 минут. |
||||||||||||||||||
Источники информации |
Роман И.А. Гончарова «Обломов», глава Х, статья Н.А. Добролюбова «Что такое «обломовщина»?» |
||||||||||||||||||
Инструмент проверки |
Таблица
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.