Й. Гайдн «Прощальная симфония»
Музыкант прослужил у князя Эстергази 30 лет. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г). Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений
«Прощальная симфония» (45).Однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком. Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его гостей..! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все-все понял и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать
Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой — умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема — начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.
В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.
Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене
Симфония № 40
Музыка симфонии №40 с первых звуков захватывает удивительной искренностью автора. У большинства людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, можно понять, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность
В первой части музыка раскрывает искренние и необычайно глубокие переживания души. Главная тема звучит пронзительно и взволнованно, интригующе сочетаясь с певучестью и задумчивостью. Порой кажется, что герой погружен в мир отрешения, но это лишь на мгновение. Мечты о душевном покое молниеносно рассеиваются
Произведение представляет собой типичный образец серенады для струнных инструментов, с четырёх частным делением: зажигательным сонатным аллегро в первой части
Описание звучания 1 части
Произведение веселое, танцевальное, ритмичное. Изображаются удары Большого барабана. Это шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы — старинного итальянского танца или танцевальной песни. Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер
Моцарт никогда не называл эту музыку «Турецким маршем». Она называется у него «Рондо в турецком духе»: в XVIII веке в Европе была популярна янычарская музыка. Она представляла репертуар турецких военных оркестров. Обязательно имитировался Большой Барабан, по которому большой колотушкой ударял какой-нибудь янычар в феске с кисточкой. С тех пор Большой Барабан традиционно называют ещё и Турецким
Людвиг Ван Бетховен великий немецкий композитор, пианист и дирижер, так же является одним из «трёх венских классиков».
Бетховен -ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом ,один из самых уважаемых и исполняемых композиторов в мире.
Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения
Увертюра «Эгмонт»
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» создавалась с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».
Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре
Увертюра начинается медленным вступление. Здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды: Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер
Экспозиция знакомит с благородной и взволнованной темой Эгмонта. В побочной партии чередуются интонации Испанцев и Клерхен. Эта музыка составляет тематизм разработки, перерастающей в репризу. Заканчивается увертюра большой кодой , в которой показан итог борьбы. Ее торжественный , ликующий характер говорит о победе народа
Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. С 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Бетховен в отчаянии пишет «Гейлигенштадтское завещание». Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «Гейлигенштадтским завещанием». Тоска неразделённой любви, мука потери слуха - всё это выразил композитор в «Лунной» сонате
Лунная соната
«Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора - он сравнил это произведение с «лунным светом над ночным озером». Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии. Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы: первая её часть не в живом темпе, как это принято, а, напротив, сразу напоминает классическую вторую часть сонатной формы в темпе Adagio
Симфония № 5
Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы
Как звучит музыка
Тревожная, ритмичная, трагичная. Эмоциональный надрыв и триумфальное торжество лирического героя над роковым началом - это настоящий призыв, посланный творцом сквозь времена, и дошедший до наших дней. Мотив произведения «Тема Судьбы» и борьба человека со своей бедой
Соната для фортепиано № 8
Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 («Патетическая») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Л.В.Бетховеном и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты
1 часть
Вступление - (медленно, тяжело)
Allegro con brio (быстро, с большой силой). Главная партия написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу. В музыке проявляется борьба человека с судьбой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.