Примеры заданий к уроку по "Шинели" Н. В. Гоголя (обобщение и систематизация знаний)
Оценка 5

Примеры заданий к уроку по "Шинели" Н. В. Гоголя (обобщение и систематизация знаний)

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
23.05.2021
Примеры заданий к уроку по "Шинели" Н. В. Гоголя (обобщение и систематизация знаний)
Примеры заданий к уроку по "Шинели" Н. В. Гоголя (обобщение и систематизация знаний)
Примеры заданий к уроку по Шинели Н. В. Гоголя.docx

Обобщение и систематизация знаний

 

Викторина

1. Унизительное положение Акакия Акакиевича начинается прямо с имени. Как герой повести получил это имя?

2. Какое особенное искусство имел Акакий Акакиевич, ходя по улице?

3. Назовите самое любимое занятие Акакия Акакиевича?

4. Какова зарплата Акакия Акакиевича?

5. Какое странное устройство имела его старая шинель?

6. Что представляла собой лестница, ведшая к Петровичу?

7. Какие части речи преобладали в речи Акакия Акакиевича?

8. При каких словах Петровича у Акакия Акакиевича ёкнуло сердце?

9. От какого слова, произнесённого Петровичем, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться»?

10. Когда впервые в жизни вскрикнул Акакий Акакиевич?

11. Откуда у Акакия Акакиевича взялась первая половина суммы на новую шинель?

12. Как он собирался найти вторую половину?

13. Как долго Акакий Акакиевич экономил вторую половину суммы?

14. Из меха какого животного был изготовлен воротник?

15. Назовите самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича?

16. Во что была завёрнута шинель?

17. С какой стати Акакий Акакиевич стал уверять сослуживцев, что это старая шинель?

18. Почему Акакий Акакиевич согласился прийти на вечер?

19. При каких обстоятельствах «старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукой рубашку?»

20. Назовите приёмы и обычаи значительного лица, к которому решился обратиться за помощью Акакий Акакиевич?

21.Сколько лет было Акакию Акакиевичу?

22. При каких обстоятельствах Акакий Акакиевич так и обмер, затрясся всем телом и никак не мог стоять»?

23.Какой болезнью заболел Акакий Акакиевич, возвращаясь от значительного лица?

24. Почему после смерти Акакия Акакиевича не стали опечатывать комнату?

25. Назовите наследство Акакия Акакиевича?

26. Каким образом узнали в департаменте о его смерти?

27. Кем становится после смерти Акакий Акакиевич?

Элемент драматической постановки

– К нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Действующие лица постановки: (опережающее задание)

Акакий Акакиевич

Молодой человек

Акакий Акакиевич: Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

– А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.

Молодой человек: В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

 

Разворачивание дискуссии:

– Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

 

-Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».

-Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек.

Тема маленького человека

 

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

Работа с текстом: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом». Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

 

-Что такое мечта?См. файл «Мечта».

Работа со словарем:

Мечта — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье.  Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность

 

Психологический тренинг:

– Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

Элемент драматической постановки:

– Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

 

 

 

 

–  Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?

 

Диспут: Есть ли в нашем обществе «башмачкины»? Как можно и нужно относиться к таким людям? В чем польза их? (учащиеся разделяются на две группы и спорят). Для ребят, которые могут вести спор, умеют общаться.

 

 








 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Акакий Акакиевич: Добрый вам день!

Акакий Акакиевич: Добрый вам день!

Что такое мечта?См. файл «Мечта»

Что такое мечта?См. файл «Мечта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021