Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Оценка 5
Подготовка к тестированию
docx
биология
11 кл
24.02.2017
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами.Приложение №1.Предлагаю использовать материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ и проведения итоговых контрольных и самостоятельных работ по изучаемым темам курса "Биология" в 8-11 классах. В предлагаемых вариантах заданий подробно рассматриваются изучаемые темы курса "Биология".
ответы на задания С прилож №1.docx
Приложение №1
Примеры заданий части С1С4 по биологии с ответами
Задания части С1С4
1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
Ответ:
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.
2.Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы
происходят в этой фазе?
Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.
3.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.
4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.
5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках
организмов из поколения в поколение?
Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что
обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в
соматических клетках.
6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Ответ:
1)бактериигетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных,
которые усваиваются растениями;
2)бактерииавтотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из
неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
7.Какие признаки характерны для моховидных растений?
Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового
(гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое
(спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.
8.Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие
биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
Ответ:
1)неурожай семян ели;
2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц;
3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.
9.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках
поджелудочной железы. Объясните почему.
Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.
10.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые
молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет
синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована
одна и та же первичная структура белка.
11.Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?
Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.
12.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут
привести к сокращению численности популяции клевера?
Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).
13.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы
составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в
клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и
накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание
митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней
идет более интенсивный обмен веществ.
14.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в
пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится
окончательным хозяином.
15.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры,
обозначенные цифрами 13, и их функции.
Ответ:
1)изображенный органоид – хлоропласт;
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено
от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.
17.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции
голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ:
1)увеличение численности растений;
2)сокращение численности хищников – жаб, ежей;
3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и
незрелых плодах? Ответ поясните. Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются
хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит
фотосинтез.
19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом
имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет
этот процесс?
Ответ:
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.
20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств
живой природы? Укажите не менее трех отличий.
Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.
21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и
превращения энергии в экосистеме?
Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет
транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате
постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и
окружающей среде.
23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены
прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Ответ:
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен
кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.
24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.
25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового
леса?
Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не
менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида
тимина на цитозин (Ц).
Ответ:
1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится
первичная структура белка;
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового
признака. 27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их
клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если
толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.
Ответ:
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра,
их энергия используется в процессе фотосинтеза.
28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную
или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки.
4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные –
свободноплавающие организмы.
Ошибки допущены в предложениях:
1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные;
2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.
29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем
обусловлен этот процесс?
Ответ:
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов
(парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а
углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное
вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в
межклеточном веществе поступает в кровь.
30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в
биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ:
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды,
азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют
органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя
углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и
др., возвращая их в среду.
31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет
следующий состав: ГАТГААТАГТТЦТТЦ. Объясните, к каким последствиям может
привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым
нуклеотидами.
Ответ:
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
2)может измениться первичная структура белка;
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.
32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального
развития?
Ответ:
1)корни растений повреждают личинки;
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.
33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую
планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое
уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые
животные, откладывают яйца.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь; 2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо;
3)5 — Плоские черви — гермафродиты.
34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?
Ответ:
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений;
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3)плоды растений — пища для животных.
35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их
теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов
этих животных.
Ответ:
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня.
36.Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех
же условиях? Ответ поясните.
Ответ:
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие
сбраживание продукта;
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко
сохраняется дольше.
37.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело
ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит
из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у
ракообразных одна пара.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;
2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;
3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.
38.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ:
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3)от корневища отходят придаточные корни;
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
39.Для борьбы с насекомымивредителями человек применяет химические вещества.
Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим
способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они
произойдут.
Ответ:
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные
насекомые являются опылителями растений;
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они
исчезнут изза нарушения цепей питания;
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к
нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения
могут привести к гибели дубравы.
40.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?
Назовите не менее двух причин.
Ответ:
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.
41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит?
Какие функции выполняют эти структуры?
1)буквой А обозначен сосудистоволокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды,
ситовидные трубки, механическая ткань; 2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья;
3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие
органы;
4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.
42.Каковы характерные признаки царства грибов?
Ответ:
1)тело грибов состоит из нитей – гифов, образующих грибницу;
2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);
3)растут в течение всей жизни;
4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество –
гликоген.
43.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие
организмы: инфузориитуфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы,
гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех
доказательств.
Ответ:
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем:
1)отсутствуют продуценты;
2)отсутствуют редуценты;
3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
44.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных
кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?
Ответ:
1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;
2)если через 12 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время
ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.
45.Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите
особенности их строения и функции.
Ответ:
1)1 – серое вещество, образовано телами нейронов;
2)2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов;
3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую
функцию.
46.Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не
менее трех функций.
Ответ:
1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;
2)слюна участвует в формировании пищевого комка;
3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.
47.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите
последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
Укажите не менее трех элементов.
Ответ:
1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;
3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь
членистоногие и птицы.
48.Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям
приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните
почему.
Ответ:
1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня;
2)корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных
кругов.
49.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения,
обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. Ответ:
1)луковица;
2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;
3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;
4)3 – почка, обеспечивает рост побега.
50.Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех
элементов.
Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)у мхов слабо развита проводящая система;
3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений:
полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха – половое поколение, а
коробочка со спорами – бесполое.
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.