Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Оценка 5
Подготовка к тестированию
docx
биология
11 кл
24.02.2017
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами.Приложение №2.Предлагаю использовать материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ и проведения итоговых контрольных и самостоятельных работ по изучаемым темам курса "Биология" в 8-11 классах. В предлагаемых вариантах заданий подробно рассматриваются изучаемые темы курса "Биология".
ответы на задания Сприложение №2.docx
Приложение №2
Примеры заданий части С1С4 по биологии с ответами
51.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет
происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.
Ответ:
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра,
образуется мелколиственный или сосновый лес.
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии
полностью вытесняют другие деревья.
52.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного
и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил
установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
Ответ:
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента
хромосомы.
53.Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы
особенности формирования бластулы?
Ответ:
1)бластула обозначена буквой Г;
2)бластула формируется при дроблении зиготы;
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.
54.Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?
Ответ:
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу;
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена;
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов;
стенка содержит хитин;
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей
поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.
55.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел
дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности
куриных.
Ответ:
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно
регулирующие численность);
2)затем численность куриных сократилась изза нехватки корма;
3)возросло число больных и ослабленных особей изза распространения болезней и отсутствия
хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
56.Окраска шерсти зайцабеляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом
серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется
проявление данного признака.
Ответ:
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной)
изменчивости;
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания
(температура, длина дня).
57.Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке
буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.
А Б
Ответ:
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма;
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале
нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов.
58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не
менее четырёх особенностей.
Ответ:
1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;
2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы;
3)высокая скорость размножения путем деления;
4)анаэробы и аэробы;
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.
59.Чем отличается наземновоздушная среда от водной?
Ответ:
1)содержанием кислорода;
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной
среде);
3)степенью освещенности;
4)плотностью.
60.В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты —
ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?
Ответ:
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.
61.Почему клетку инфузориитуфельки считают целостным организмом? Какие органоиды
инфузориитуфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они
выполняют?
Ответ:
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ,
размножение, раздражимость, адаптация;
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе;
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.
61.Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех
признаков.
Ответ:
1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей —
гифов;
2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты);
3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение; почкованием у
дрожжей; половое размножение некоторых грибов.
62.Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех
причин.
Ответ:
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений;
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3)понижают продуктивность растений.
63.Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ:
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные
ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через
которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
64.Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых
червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.
Ответ:
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая;
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд. 65.К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1
и 2? Назовите других представителей этого типа.
Ответ:
1)к типу Кишечнополостных;
2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость;
3)коралловые полипы, медузы.
66.В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к
температуре среды у теплокровных животных?
Ответ:
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности
тела;
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или
расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в
зависимости от температуры среды.
67.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
Ответ:
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности;
2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка,
перемещается из ядра к рибосоме.
68.В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не
менее трех признаков.
Ответ:
1)у папоротников появились корни;
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым
(гаметофитом), который представлен заростком.
69.Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке
цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него.
Ответ:
1)зародышевый листок – энтодерма;
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней
секреции.
70.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ:
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3)служат пищей для хищников;
4)удобряют почву.
71.В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?
Ответ:
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов,
отмерших клеток;
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные
антигены.
72.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности:
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное
место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления
определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в
процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — место расположения гена — локус;
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере. 73.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным?
Укажите не менее трёх причин.
Ответ:
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.
74.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
Ответ:
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных
(биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной
кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и
воды и синтезируется 36 молекул АТФ.
75.В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается,
однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это
обусловлено.
Ответ:
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.
76.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в
которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это
биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав
плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В
молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы
белка и тРНК входят в состав рибосом.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты;
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3)6 в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
77.Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого
человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?
Ответ:
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает
удалённые предметы;
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.
78.Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян?
Укажите не менее четырёх отличий.
Ответ:
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2)уменьшение челюстного аппарата;
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4)уменьшение надбровных дуг.
79.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это
же время жидкости?
Ответ:
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.
80.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими
веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные
животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные
органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6.
Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое. Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у
кишечнополостных она лучевая (радиальная);
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.
81.Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?
Ответ:
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и
клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
82.Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для
подтверждения последовательности развития животного мира.
Ответ:
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами;
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).
83.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их
разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.
Ответ:
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава
крови и необратимые явления;
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации
солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.
84.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2.
Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие
имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у
насекомых замкнутая.
Ошибки допущены в предложениях:
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у
ракообразных — по две пары);
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые
или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые;
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.
85.Каковы функции пищеварительной системы человека?
Ответ:
1)механическая обработка пищи;
2)химическая обработка пищи;
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков;
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу.
86.Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее
трёх признаков.
Ответ:
1)большим разнообразием популяций и видов;
2)широким расселением на земном шаре;
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.
87.Почему пищу надо тщательно пережёвывать?
Ответ:
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает
перевариваться;
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и
кишечнике и поэтому легче переваривается.
88.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида,
длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд
всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции.
5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет
собой популяцию.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут
скрещиваться;
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается
популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же
пространство.
89.Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?
Ответ:
1)летом у человека усиливается потоотделение;
2)с потом из организма выводятся минеральные соли;
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водносолевой баланс между тканями и
внутренней средой организма.
90.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?
Ответ:
1)сходством строения систем органов;
2)наличием волосяного покрова;
3)развитием зародыша в матке;
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
91.Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови
человека?
Ответ:
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.
92.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, объясните их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов,
длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная
структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция
является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.
Ошибки допущены в предложениях:
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного
вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
2)4 — популяция является структурной единицей вида;
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.
93.Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от
воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.
Ответ:
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения;
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания;
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания;
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.
94.Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он
приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
95.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому
набору хромосом в клетке приводит.
Ответ:
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?
Ответ:
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета;
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.
97.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке?
Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ
поясните.
капилляр
Ответ:
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром
крови);
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в
место с меньшим давлением;
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в
артериальную (Б).
98.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на
организм человека?
Ответ:
гиподинамия приводит:
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению
выносливости организма;
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению
кровообращения.
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ:
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или
располагается в поверхностном слое почвы;
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
100.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ
поясните.
Ответ:
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;
2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами Приложение №2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.