Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения
Оценка 4.9

Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения

Оценка 4.9
pptx
19.10.2021
Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения
Принцип преемственностиа начального и основного звеньев обучения.pptx

Подготовила учитель начальных классов

Подготовила учитель начальных классов

Подготовила
учитель начальных классов Донцова Наталья Георгиевна


«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»
Л.С.Выготский

Преемственность в обучении и воспитании учащихся начальной школы при переходе в среднее звено

Тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей

Тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей

Тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей
Тесное взаимодействие даёт хороший результат обучения в начальной школе

Картина преемственности «Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…» «Да ваши дети ничего не знают и не умеют !»

Картина преемственности «Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…» «Да ваши дети ничего не знают и не умеют !»

Картина преемственности

«Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…»

«Да ваши дети ничего не знают и не умеют

Впервые проблема преемственности встала в 50-е гг.
Во второй раз проблему преемственности пришлось решать в начале 70 г.
В третий раз в 80 –е г.
Решение проблемы на современном этапе

Учитель начальных классов.

Рус. язык

Литерат. чтение

Математика

Окружаю-щий мир

Классный рук.

Литература

Рус. язык

История. Обществознание

Математика

Биология. География
Физика. Химия

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ЗВЕНЬЕВ ОБУЧЕНИЯ

И поэтому школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть обучающийся, переходя из начального в среднее звено, продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.


Успехи в основном звене обучения во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в начальной школе, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности обучающегося, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ГОС –
учить детей самостоятельно учиться

Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. 


Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?

ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?

ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?

Главная задача школы – дать хорошие, прочные…

ЗНАНИЯ ?

5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные
опыт
получения, преобразования и применения знаний

Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Личностные
Ценностно-
смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности.

ГОС – это требования к …

СТРУКТУРЕ

РЕЗУЛЬТАТАМ освоения

основной образовательной программы

УСЛОВИЯМ реализации

Проблемы преемственности при переходе из начальной школы на средний уровень обучения

Проблемы преемственности при переходе из начальной школы на средний уровень обучения

Проблемы преемственности при переходе из начальной школы на средний уровень обучения.

Выпадение звеньев тандема при переходе в среднюю школу:
нет учителя, который всегда был бы рядом и мог «подстелить соломинку» (учителей много, но они больше заинтересованы в успеваемости и безупречном поведении);
заинтересованность учёбой своего ребёнка и гиперопека родителей - очень часто
сводятся к нулю, (ребёнок вырос - пусть сам решает свои проблемы);
психологическая служба очень часто в среднем звене берёт себе тайм-аут;
программы и требования разных учителей, их стиль педагогического общения очень разные и не всегда направлены на облегчение жизни обучающемуся.

Подготовительный этап Адаптационный этап

Подготовительный этап Адаптационный этап

Подготовительный этап
Адаптационный этап
Стабилизационный этап

Программа перехода обучающихся из начальной школы в основную

Цель работы педагогического совета:

Разработать стратегию
взаимодействия
начального и среднего уровней ОБУЧЕНИЯ

Работа временных творческих групп (

Работа временных творческих групп (

Работа временных творческих групп ( II полугодие)

МО учителей начальных классов

ВТГ

Методи-ческий совет школы

МО учителей гуманитарных наук

МО учителей точных наук

МО учителей естественных наук

МО классных руководителей

Служба психологического сопровождения

Технология организации преемственности: алгоритм «5 шагов» 1

Технология организации преемственности: алгоритм «5 шагов» 1


Технология организации преемственности:
алгоритм
«5 шагов»

1. Открытые и совместные уроки в 4-м кл. + МО

2. Диагностика + род.собрание

3. Уроки в 5-м кл. + МО

4. МО: адаптация

5. Эффект

Подготовительный этап Основные задачи на подготовительном этапе

Подготовительный этап Основные задачи на подготовительном этапе

Подготовительный этап

Основные задачи на подготовительном этапе.
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени;










Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста;
Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени;
Психологическое сопровождение.

Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.
Взаимопосещение уроков, совместные заседания МО учителей среднего звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы:
- Как учить, чтобы не переучивать? - Каковы типичные ошибки и как их избежать? - По каким УМК продолжить обучение? 


Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…

Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…

Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы….

Да ваши дети ничего не знают и не умеют

Учитель началки.

Литерат.чтение

Рус. язык

Математика

Окружаю-щий мир

Литература

Рус. язык

Математика

История. Обществознание

Классн. рук.

=

=

Технология преемственности

Биология. География
Физика. Химия

=

Начальная школа 5 класс 1.Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 2

Начальная школа 5 класс 1.Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 2

Начальная школа

5 класс

1.Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел

2.Отработать письменные вычислительные навыки основных 4 действий с однозначными и двузначными числами

В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание

3.Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения

Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

4.Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы

5.Доводить работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка

Рекомендации учителям начальных классов ( от учителей математики)

Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2-х действий)

Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2-х действий)

6.Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2-х действий)

Использовать отработанные умения в решении задач более 2-х действий

7. Учить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется изучать объемные геометрические фигуры только в ознакомительном порядке.

Нахождение объема геометрических фигур перенести в программу основной школы.

8.Дроби. Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка.

Продолжить развитие математической речи обучающихся

9.Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы.

Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.

Методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка

Методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка

Методические рекомендации  по преемственности преподавания русского языка

Начальная школа

5 класс

Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств.

Учителям нужно иметь в виду, что:
1.  Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств.
2.  Расстановка знаков препинания при обращениях и прямой речи проводится на уровне ознакомления.

Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя терминологию.

Изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления.

К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звуко-буквенного анализа слов.

Запись звуко-буквенного анализа слов:
Коньки, конь - ки - 2 слога.
к - [к] - согласный, глухой, парный, твердый парный.
о - [а] - гласный, безударный.
н - [н] - согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков

Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфемного разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся.

К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи.

Схема разбора частей речи:
1.   Часть речи - значение, вопросы.
2.   Морфологические признаки:
•  начальная форма;
•  постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
•  непостоянные признаки: падеж, число.
3.   Синтаксическая роль.

Учителям основной школы следует учитывать, что графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы.

План действий по решению проблем адаптационного периода (конец 4 класса или август наступающего уч

План действий по решению проблем адаптационного периода (конец 4 класса или август наступающего уч

План действий по решению проблем адаптационного периода (конец 4 класса или август наступающего уч. года)

Представление на обучающегося, выпускника начальной школы
( «Индивидуальная карта психолого-педагогического и логопедического сопровождения обучающегося «Горловской СШИ №16»)
Учитель начальных классов
Логопед
Психолог
Социальный педагог
Воспитатель
Педиатр

Трудности» пятиклассников» 4 класс 5 класс

Трудности» пятиклассников» 4 класс 5 класс

«Трудности» пятиклассников»

4 класс

5 класс

Нагрузка

23 недельных часа + до 10 часа ВД

29 недельных часа +
4 часа ВД*

Кол-во учебных предметов

10

12 (+1)*

Количество учителей

4-6

10

Кол-во учебных аудиторий

4

9-11

Организация питания

Организованное

Частичная организация

Контроль знаний

ВПР, КР, независимый мониторинг

ВПР, КР, независимый мониторинг, переводной экзамен

Контроль со стороны родителей

Выполнение ДЗ, посещение собраний, питание, режим.

Ослабевает

Рассогласованные требования учителей
Педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам
Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя
Различие в программах

План действий по решению проблем адаптационного периода

План действий по решению проблем адаптационного периода

План действий по решению проблем адаптационного периода

Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи.
Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.
Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и математике за первую четверть текущего учебного года.
Психолого – педагогическое сопровождение каждого учащегося 5 классов ( педагогический консилиум во время осенних каникул )

Анкета для учащихся Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять?

Анкета для учащихся Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять?


Анкета для учащихся
Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять? Нравится ли тебе участвовать в трудовых делах класса?
Интересно ли тебе учиться? Всегда ли выясняешь непонятное у учителя или одноклассников?
Каким предметом больше всего увлекаешься? По каким вопросам читаешь дополнительную литературу? В каком кружке занимаешься?
Быстро ли воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли запоминать учебный материал, дословно ли выделяешь главные мысли? Удаётся ли тебе кратко пересказывать прочитанный текст?
Успеваешь ли с классом делать записи, зарисовки, чертежи, читать тексты? Сколько времени обычно уходит на выполнение домашних заданий? Всегда ли после выполнения учебных заданий проверяешь свои записи, вычисления? Отвечаешь ли на конкретные вопросы учебника? Соблюдаешь ли режим дня, рекомендуемый порядок выполнения учебных заданий?
Стремишься ли выполнять до конца учебные задания, если они у тебя не получаются?
Можешь ли читать художественную литературу? Какие телевизионные передачи обычно смотришь? Какие передачи слушаешь по радио? Как часто?
Затрудняет ли учение твое состояние здоровья?
Получаешь ли замечания за нарушение дисциплины от родителей? Считаешь ли их справедливыми и посильными для исправления поведения?
Чьи требования к твоему поведению и учению считаешь более строгими: учителей или родителей?
Есть ли у тебя товарищи по месту жительства? Что тебе нравится в их поведении? Чем они тебе помогают и в чем ты им помог?
Что больше всего мешает тебе улучшить свою учебу, поведение?

Анкета для родителей Хочет ли ученик выполнять общественные поручения?

Анкета для родителей Хочет ли ученик выполнять общественные поручения?

Анкета для родителей
Хочет ли ученик выполнять общественные поручения? Какие?
Охотно ли занимается домашним трудом?
Охотно ли учится? По каким предметам он стремится улучшить свою успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает дополнительную литературу?
Умеет ли кратко рассказывать о самом главном прочитанной книги или просмотренном кинофильме?
Имеет ли строгий режим дня? Готовит ли свое рабочее место к занятиям?
Сколько времени тратит на выполнение домашнего задания?
Проявляет ли настойчивость при затруднениях при выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного личного дела ради нужной работы в учении или по дому?
Любит ли посещать кружки?
Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т.д.?
Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения?
Как относится к младшим детям в семье и на улице, любовно ли воспринимает животный и растительный мир?
Насколько самокритичен в оценке своего поведения? Как относится к вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
Кто из членов вашей семьи оказывает на вашего ребенка наиболее сильное влияние?
Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на него товарищи по дому?
В чем вы видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учебы и поведения вашего ребенка?

Проследим динамику успеваемости учащихся 5а класса:

Проследим динамику успеваемости учащихся 5а класса:

Проследим динамику успеваемости учащихся 5а класса:
Абсолютная успеваемость:

 


Как видим, абсолютная успеваемость и в 4-ом, и в 5-ом классах составляет 100%.
Неуспевающих учащихся в этой параллели _ чел.
Это положительный результат

Классы

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год
1 четверть

4а класс

%

-

5а класс

-

%

Качественная успеваемость: Классы 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год 1 четверть 5 класса

Качественная успеваемость: Классы 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год 1 четверть 5 класса

Качественная успеваемость:

Классы

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год
1 четверть 5 класса

Примечание

4 «А» - 5 «А»
Учитель:
Кл. руководитель :

%

Качественная успеваемость учащихся снизилась на _%.

Анализ результатов показывает, что качественная успеваемость учащихся по окончании начальной школы практически была одинаковой ( расхождение в _процент). Значительные изменения произошли по окончании первой четверти пятого класса.
Учителя- предметники, работающие в 5 классе, должны обратить внимание на снижение качественной успеваемости учеников, выявить причины снижения и принять необходимые меры для повышения качества образования.

Сравнительная таблица качества знаний, умений и навыков учащихся 5 «_» класса

Сравнительная таблица качества знаний, умений и навыков учащихся 5 «_» класса

Сравнительная таблица качества знаний, умений и навыков учащихся 5 «_» класса. Учитель _ Классный руководитель _

По
классу

Русский
язык

Литература

Математика

Окружающий
мир
Природоведение

4А класс
Итоги года

%

5а класс
1четверть

% снижение на %

% снижение на %

%
снижение на %

%
повышение на %

%
снижение на %

Анализ результатов показывает, что по классу в целом, по русскому языку, литературе , природоведению произошло значительное снижение качественной успеваемости ( учителя _ , _ ) Повысилась успеваемость по математике (учитель _ )
Это говорит о необъективности отметок в начальной школе или в 5 классе.

Стабилизационный этап Собственно -аналитический –это анализ результатов адаптационного периода, проводимый психологами совместно с классными руководителями

Стабилизационный этап Собственно -аналитический –это анализ результатов адаптационного периода, проводимый психологами совместно с классными руководителями

Стабилизационный этап

Собственно -аналитический –это анализ результатов адаптационного периода, проводимый психологами совместно с классными руководителями
Аналитико-проектировочный проводимый на основании результатов первой части. Целью является формирование итогов аналитической работы и определение путей решения вопросов и проблем, обозначившихся при подготовке и проведении адаптационного периода

«Учатся у тех, кого любят»
И.В. Гете

Пятиклассники – народ эмоциональный!
Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот.
Если нравится учитель, то нравится предмет.

ВЫВОД: ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! !!!!

ВЫВОД: ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! !!!!


ВЫВОД:

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

!!!! Только совместная работа всего педагогического коллектива, родителей и самих учащихся приведет к «воспитанию идеального ребенка»

Предлагаю:
Осуществлять преемственность связей в содержании и методах обучения.
Создавать методические рекомендации по преемственности в преподавании русского языка и математики.

Интернет ресурсы https://catherineasquithgallery

Интернет ресурсы https://catherineasquithgallery

Интернет ресурсы

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1612606622_41-p-fon-travka-zelenaya-87.jpg
https://www.bladeandsoul.com/uploads/articles/images/Loading_Screen_Black_Fade.png

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021