Взаимозависимость различных компонентов речи может быть представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его лексического и грамматического значений. Так, изменение количества, характера и расположения звуков в слове ме¬няет его лексическое, а часто и грамматическое значение. Например, изменяя пер¬вый звук «И» в слове ИГЛА на звук «/и», получим новое слово с новым значением МГЛА. Замена в слове ПИШУ звука «У» на звук «ЕТ» меняет грамматическое значение слова.
Принцип системного подхода
Принцип системного подхода основывается на системном
строении и системном взаимодействии различных компонентов речи:
звуковой стороны,
фонематических процессов,
лексико
грамматического строя.
Когда нарушение охватывает фонетикофонематическую и
лексикограмматическую систему, проявляется так называемое общее
недоразвитие речи, при котором лексикограмматические и
фонетикофонематические нарушения представляют собой единый
взаимосвязанный комплекс.
Взаимозависимость различных компонентов речи может быть
представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его
лексического и грамматического значений. Так, изменение
количества, характера и расположения звуков в слове меняет его
лексическое, а часто и грамматическое значение. Например, изменяя
первый звук «И» в слове ИГЛА на звук «/и», получим новое слово с
новым значением МГЛА. Замена в слове ПИШУ звука «У» на звук «ЕТ»
меняет грамматическое значение слова. Присоединение к началу
слова ШЁЛ звука «У» даёт новое значение. Известны изменения
значения слов в зависимости от замен сходных по звучанию звуков
ЛУГЛУК, ИКРА ИГРА И Т.Д.
Важнейшим образующим фактором является конкретный
результат деятельности системы. Для речевой системы таким
полезным результатом является коммуникация, которая составляет
основную функцию речи (В.А. Артемов, Н. И. Жинкин, А.А. Леонтьев и
др.).
Исследование физиологических механизмов речи (Т. Н.
Ушакова) показало, что семантический уровень речевой системыфункционирует раньше других по принципу минимального
обеспечения. Поэтому ребенок раньше понимает речь, а потом уже
говорит.
В процессе формирования экспрессивной речи ребенок
начинает говорить словами предложениями, в которых содержится
целое высказывание с ведущей ролью в его выражении интонации.
Это также свидетельствует о том, что функциональная речевая
система вступает в действие, не достигнув своего окончательного
созревания, что является основной закономерностью системогенеза.
Таким образом, принцип системного подхода в анализе речевых
нарушений обоснован как системным взаимодействием между
различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими
данными о формировании функциональной речевой системы.
Этот принцип составляет основу педагогической классификации
речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для
детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы
преодоления и предупреждения речевых расстройств