Принцип системного подхода

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимозависимость различных компонентов речи может быть представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его лексического и грамматического значений. Так, изменение количества, характера и расположения звуков в слове ме¬няет его лексическое, а часто и грамматическое значение. Например, изменяя пер¬вый звук «И» в слове ИГЛА на звук «/и», получим новое слово с новым значением МГЛА. Замена в слове ПИШУ звука «У» на звук «ЕТ» меняет грамматическое значение слова.
Иконка файла материала Принцип системного подхода.doc
Принцип системного подхода Принцип   системного   подхода   основывается   на   системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой   стороны,   фонематических   процессов,   лексико­ грамматического строя. Когда     нарушение     охватывает  фонетико­фонематическую     и лексико­грамматическую систему, проявляется так называемое общее недоразвитие   речи,   при   котором   лексико­грамматические   и фонетико­фонематические   нарушения   представляют   собой   единый взаимосвязанный комплекс. Взаимозависимость   различных   компонентов   речи   может   быть представлена на примере взаимосвязи звуковой стороны слова, его лексического   и   грамматического   значений.   Так,   изменение количества,  характера   и  расположения   звуков  в  слове   меняет   его лексическое, а часто и грамматическое значение. Например, изменяя первый звук «И» в слове  ИГЛА  на звук «/и», получим новое слово с новым значением МГЛА. Замена в слове ПИШУ звука «У» на звук «ЕТ» меняет   грамматическое   значение   слова.   Присоединение   к   началу слова  ШЁЛ  звука   «У»   даёт   новое   значение.   Известны   изменения значения слов в зависимости от замен сходных по звучанию звуков ЛУГ­ЛУК, ИКРА ­ ИГРА И Т.Д. Важнейшим   образующим   фактором   является   конкретный результат   деятельности   системы.   Для   речевой   системы   таким полезным результатом является коммуникация, которая составляет основную функцию речи (В.А. Артемов, Н. И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.). Исследование   физиологических   механизмов   речи   (Т.   Н. Ушакова)   показало,   что   семантический   уровень   речевой   системыфункционирует   раньше   других   по   принципу   минимального обеспечения. Поэтому ребенок раньше понимает речь, а потом уже говорит. В   процессе   формирования   экспрессивной   речи   ребенок начинает говорить словами ­ предложениями, в которых содержится целое высказывание с ведущей ролью в его выражении интонации. Это   также   свидетельствует   о   том,   что   функциональная   речевая система   вступает   в   действие,   не   достигнув   своего   окончательного созревания, что является основной закономерностью системогенеза. Таким образом, принцип системного подхода в анализе речевых нарушений   обоснован   как   системным   взаимодействием   между различными   компонентами   языка,   так   и   нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы. Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей   с   нарушениями   речи,   а   также   определяет   пути   и   методы преодоления и предупреждения речевых расстройств