2.2. Принципы и методы обучения передвижения на лыжах
В процессе обучения способам передвижения необходимо руководствоваться общепринятыми дидактическими принципами:
а) Сознательность и активность –
лыжники должны знать цели и задачи
обучения, разбираться в технических приемах и сознательно
подходить к процессу предупреждения и исправления ошибок.
б) Систематичность и последовательность – заключается в методически правильном направлении занятий, их последовательности. Важнейшие правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному.
в) Наглядность – этот принцип
предполагает постоянное использование
метода показа в обучении, что особенно важно при работе с
начинающими
лыжниками.
г) Доступность – обучение следует
проводить таким образом, чтобы задания на всех этапах обучения соответствовали
возрасту, полу, физической
подготовленности индивидуальными особенностями занимающихся. В то
же
время задание не должно быть слишком легким, что снижает интерес к
ним.
д) Прочность – приобретенные в
процессе обучения навыки должны
быть хорошо закреплены, для этого необходимо многократное
повторение
упражнений для совершенствования и повышения устойчивости навыков.
В практической работе по лыжному спорту применяются следующие методы
обучения:
- словесный метод применяется в
виде лекций, бесед, разъяснений, замечаний и пояснений в процессе практических
занятий. С помощью слова у занимающихся формируется представление об изученном
движении, исправляются отдельные ошибки. В условиях низких
температур применение словесного метода имеет свои особенности: следует
избегать длительных объяснений, желательно их делать по ходу, для этого
необходимо применять общепринятую терминологию; - наглядный метод применяется,
главным образом, в виде показа выполнения движений, демонстрации наглядных
пособий, кинограмм, кинокольцовок, видеофильмов. Показ должен быть образцовым,
иногда целесообразно осуществлять показ в замедленном темпе,
обращая внимание на детали; - практический метод применяется
при обучении в лыжном спорте в виде упражнений, соревнований, иногда игр. При
проведении тренировочной работы данный метод применяется в виде контрольных,
переменных, повторных, интервальных тренировок.
В учебной работе все методы применяются в сочетании. Рассказ создает
общее впечатление, показ дополняет и уточняет его, с помощью
практического
метода формируется двигательный навык.
Методика обучения в лыжном спорте зависит от сложности изучаемых
движений. Все способы передвижения на лыжах можно разделить
на две группы: простые и сложные, для каждой из них можно дать схему обучения.
Простые способы – повороты на месте,
приемы строевой подготовки,
спуски и торможения, подъемы ступающим шагом, «елочкой»,
«полуелочкой»,
«лесенкой», одновременный бесшажный ход. Эти способы изучаются по
такой схеме:
Схема их обучения такова: целостный метод – назвать упражнение, показ, объяснение, выполнение в облегченных условиях, затем в более сложных, исправление ошибок.
К сложным способам передвижения на лыжах
относятся: лыжные хода,
повороты в движении, подъемы скользящим шагом. Схема их обучения
такова:
целостно-расчлененный метод обучения:
1) назвать упражнение;
2) показать в целом;
3) объяснить технику и условия применения;
4) дать опробовать;
5) показать главный элемент;
6) обучить второстепенным элементам;
7) выполнить в целом в облегченных условиях;
8) соревнования в более сложных условиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.