Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • docx
  • 30.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Создание ИОМ.docx

 

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий всех участников образовательных отношений, направленных на развитие индивидуальных способностей ребенка, реализацию личностного потенциала воспитанника в образовании: - интеллектуального; - эмоционально-волевого; - деятельностного; - нравственно-духовного.

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута: Ø Единство диагностики и коррекции, неразрывность речевого и психологического развития ребенка; Ø Осуществление обучения и воспитания детей с позиции индивидуально – дифференцированного подхода; Ø Принцип деятельностного подхода к развитию личности ребенка (с учетом структуры деятельности); Ø Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); Ø Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала; Ø Принцип комплексности, в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ; Ø Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции).

 

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у ребенка знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогами – членами ППк ДОУ (воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) и родителями/законными представителями ребенка. Для этого в ДОУ создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей воспитанников, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается: Ø для детей с высоким интеллектуальным развитием (одаренных детей); Ø для детей, испытывающих трудности при освоении образовательной программы (дети «группы риска»): · Малая активность на занятии; · Отвлекаемость, утомляемость, малая инициативность, отсутствие познавательной активности; · Не проявляют интереса к совместной деятельности; · Низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти; · Поведенческие проблемы; · Неблагоприятный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость; · Неразвитость навыков коммуникации; · Педагогическая запущенность; · Пропуски ДОУ, в т.ч. ЧБД; · Трудности адаптации; Ø для детей с сочетанными дефектами Состояние здоровья: - сопутствующие медицинские диагнозы - плосковальгусная установка стоп, амблиопия, заболевания сердечно – сосудистой системы, заболевания ЛОР – органов и др.) - ММД, неврологическая симптоматика (энурезы, стереотипные двигательные расстройства, тики и др.) Ø для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

            2. Алгоритм деятельности по проектированию индивидуального образовательного маршрута 2.1. Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты (составитель-Микляева Н.В.): · целевой – постановка целей, определение задач образовательной работы; · диагностический – определение системы диагностического сопровождения; 5 · организационно-коррекционно-педагогический -условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей; · содержательный – отбор содержания программного материала на ООП и АООП ДОУ; · технологический – определение используемых педагогических технологий, методов, средств и систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка; · результативный – формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

Проектировочный – разработка адаптированной образовательной программы (АОП) - совмещенных индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), индивидуальной образовательной программы (ИОП) и мониторинга индивидуального развития ребенка с ОВЗ, а при необходимости и совмещение с ИПРА (для детей-инвалидов). Функция педагога на данном этапе заключается в конкретизации педагогических целей и задач, предложении средств (условий и путей достижения) их реализации, ДИАГНОСТИКА Педагогпсихолог Учительдефектолог (сурдопедагог) Воспитатели Иные специалисты Учитель-логопед · Сенсомоторный базис речи; · Компоненты речевой функциональной системы. · Когнитивные функции; · Эмоциональноволевая сфера; · Мотивация к деятельности. · Навыки различения невербальных звуков; · Фонематический слух и восприятие; · Дактильные навыки (жестовая речь); · Логопедический статус · Развитие ребенка; · Игровые умения; · Трудовые навыки; · Навыки самообслуживания; · Культурногигиенические навыки · Двигательные навыки; · Музыкальноритмические навыки; · Танцевальные навыки; · Слуховое восприятие; · Навыки координации речи и музыки; · Навыки координации речи и движения. Психолого-педагогический консилиум МБДОУ № 254 Разработка ИОМ (АОП) 6 педагогических технологий, методов и методик обучения, адекватных форм деятельности, определении системы диагностического сопровождения, согласованных с возможностями образовательной среды ДОУ. Оформление программы – заполнение формы-шаблона, включающей общие сведения о ребенке, специфику маршрута, индивидуальную образовательную программу, программу работы с семьей и мониторинг индивидуального развития. Согласование с родителями. 4. Реализационный (основной) – предполагает организацию коррекционной работы с воспитанниками по реализации системы индивидуальной работы, интеграцию воспитанников в групповые формы совместной деятельности на занятиях и вне занятий. 5. Итоговый – предполагает корректирующий мониторинг результатов освоения ИОМ и составление проекта ИОМ на следующий период (при необходимости).