Принципы работы и значение локальных компьютерных сетей в информационном обмене

  • Лекции
  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12. Л_Принципы работы и значение локальных компьютерных сетей в информационном обмене.doc

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Принципы работы и значение локальных компьютерных сетей в информационном обмене.

Место проведения:  учебная аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного  материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Краткая история интернета. Основы функционирования Интернета. Службы Интернета. Назначение локальных компьютерных сетей.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК 8), ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 5 - базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ.

 

Междисциплинарная интеграция:

 

 

Внутридисциплинарная интеграция:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическое обеспечение занятия: содержание учебного материала, тестовые вопросы по теме «Локальные и глобальные сети».

Домашнее задание:  Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г , стр.220-223.

Перечень литературы:

Основная: Информатика, С.В. Симонович – СПб, 2014;

Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2012.

Дополнительная:

1.         Научно-образовательный интернет-ресурс  по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии";

2.         Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г. http://www.razym.ru/naukaobraz/uchebnik/104364-simonovich-sv-informatika-bazovyy-kurs.html

3. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие, М: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2014 г. http://www.kodges.ru/122846-specialnaya-informatika.html».

4. Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации издательский дом «Академия» - Москва, 2017.

 

 

 

 

 

 


Описание хода занятия

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 4.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала

(приложение №1) ОК 2, ОК 9

Цель – выявить уровень теоретических знаний и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию.

10 мин.

Использование активных форм опроса:

- индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний; тестовый контроль

4.

Изложение нового материала (приложение №2) ОК 2

Цель - сформировать знания о пакетах прикладных программ; о краткой истории интернета; об основах функционирования Интернета; о службах интернета; о назначении локальных компьютерных сетей.

60 мин

 

 

 

Совместно с преподавателем студенты создают опорный конспект лекции с применением информационных технологий.

5.

Осмысление полученных знаний: ОК 4 (приложение №3)

 Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин

Закрепление материала осуществляется: путем ответов на вопросы; тестовые задания.

 

6.

Подведение итогов (приложение №4)

 

3 мин.

Обсуждаются итоги ответов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется по дихотомической системе оценки результатов.

7.

Задание на дом

ОК 5; ОК 8

2 мин.

1) Работа над учебным материалом электронного учебника: Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г , стр.220-223. – 25 мин.

2) Работа над дополнительной электронной литературой – 20 мин.

Всего

90 мин

 


Приложение №1

Входной контроль

 

Текст задания: Опишите  прикладную программу база данных Microsoft Access при выполнении тестовых заданий

Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному - показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному - показателю) выставляется 0 баллов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания:  учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 15 мин./час.

3. Пользоваться можно: ---

Тест по теме «Базы данных Microsoft Access 2010»

 

1. Назначение базы данных

A. редактировать и форматировать текстовые документы

B. хранить большие объемы табличной информации

C. выполнять расчет по формулам

D. хранить и осуществлять поиск информации

 

2. Какая из программ не является СУБД

A. Access

B. FoxPro

C. dBase

D. Excel

 

3. Как называется документ в программе Access

A. Таблица

B. база данных

C. книга

D. форма

 

4. К какому типу программного обеспечения относятся БД и СУБД

A. к системному

B. к языкам программирования

C. к прикладному

D. операционному

 

5. Какого типа сортировки нет в Access

A. по убыванию

B. по возрастанию

C. по типу

D. по возрасту

 

6. Поле не может содержать данные в виде…

A. произвольного текста

B. десятичного числа

C. вычисляемой формулы

D. готовой картинки

 

7. Как в запросе указать такое условие : время отправления до 12.00 или после 13.30

A. <12.00 and >13.30

B. <12.00, >13.30

C. <12.00 or>13.30

D. >12.00 or<13.30

 

8. Типовым объектом Access не является…

A. таблицы;

B. запросы;

C. тексты;

D. формы

 

9. Какой тип поля можно установить для нумерации записей

A. дата/время

B. memo

C. счетчик

D. связи

 

10. Какой тип связи устанавливается при связывании двух ключевых полей

A. один к одному

B. многие ко многим

C. один ко многим

D. неопределенный

 

11.  Какой объект БД позволяет осуществлять поиск информации по условию пользователя

A. Таблицы

B. Запросы

C. Формы

D. Связи

 

12. Ключевое поле не позволяет производить…

A. установление различных видов связи между таблицами

B. контроль за совпадением информации

C. ускорение поиска информации

D. соблюсти условие целостности данных

 

13. Какого типа данных нет для числового поля

A. Счетчик

B. Целое

C. Байт

D. длинное целое

 

14. Какой объект БД позволяет отображать информацию в удобном для пользователя виде?

A. таблицы

B. запросы

C. формы

D. связи

 

15. Пользователь может создать произвольную структуру БДв режиме…

A. таблицы

B. мастер таблиц

C. конструктор

D. импорт таблиц

 

Критерии оценивания: Точно определена  прикладная программа база данных Microsoft Access при выполнении тестовых заданий

Оценка:

оценка «отлично» - проставляется при 13-15 правильных ответах;

оценка «хорошо» - проставляется при 12 правильных ответах;

оценка «удовлетворительно» - проставляется при 10-11 правильных ответах;

оценка «неудовлетворительно» - проставляется, если дано менее 10 правильных ответов.

 

Эталон ответа:

1. D

2. D

3.B

4. C

5. C

6. D

7. C

8. C

9. C

10. A

11. B

12. C

13. A

14. B

15. C

 

 


 

Приложение №2

Изучение нового материала

 

Интернет. Основные понятия

Интернет — это межсеть, то есть в узком смысле слова интернет — это объединение сетей. Однако в 90-е годы XX века у этого слова появился и более широкий смысл: Всемирная компьютерная сеть.

Интернет можно рассматривать в физическом смысле как несколько миллионов

компьютеров, связанных друг с другом всевозможными линиями связи, однако такой «физический» взгляд на Ийтернет слишком узок. Лучше рассматривать Интернет как некое информационное пространство.

Интернет — это не совокупность прямых соединений между компьютерами. Так, например, если два компьютера, находящиеся на разных континентах, обменива­ются данными в Интернете, это совсем не значит, что между ними действует одно прямое или виртуальное соединение. Данные, которые они посылают друг другу, разбиваются на пакеты, и даже в одном сеансе связи разные пакеты одного сообще­ния могут пройти разными маршрутами. Какими бы маршрутами ни двигались пакеты данных, они все равно достигнут пункта назначения и будут собраны вместе в цельный документ. При этом данные, отправленные позже, могут приходить раньше, но это не помешает правильно собрать документ, поскольку каждый пакет имеет сврю маркировку.

Таким образом, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она перемещается между компьютерами, составляющими узлы сети, и какое-то время хранится на их жестких дисках.

Краткая история Интернета

В числе технологических новинок прошлого века Интернет занимает первое место. Он перевернул все представление о связи и о компьютерах. Изобретению Интернета предшествовали такие возможности как телеграф, телефон, радио, телевидение и, наконец, компьютер. Всем известно, что именно с началом разработки компьютера связаны первые попытки внедрить Интернет.

Это произошло в 1960-е годы, когда известный ученый Дж. Ликлайдер стал упоминать в своих заметках компьютерные технологии и «галактическую сеть». В его видении сеть компьютеров могла соединяться между собой по одной выделенной широкополосной линии и выполнять функцию библиотеки, то есть хранить и классифицировать информацию. Через эту глобальную сеть люди смогут быстро получать к данным и программам, расположенным на других компьютерах. Таким образом, именно Ликлайдеру Министерство обороны США поручило провести исследовательский проект по разработке подобной сети.

В самый разгар холодной войны в 1969 году была разработана ограниченная сеть ARPANet. Она соединяла компьютера военных и научно-исследовательских заведений между собой на случай быстрого реагирование, если вдруг начнется третья мировая. С годами количество компьютеров в сети росло, начали развиваться и другие сторонние сети. Однако все они работали по-разному, поэтому встал вопрос об упорядочении и выработке общего протокола.

В 1970-е годы инженер Р. Э. Кан совместно с В. Серфом изобрел протокол IP, объединяющий все сети в одну, а немного позже и TCP, так называемый межсетевой протокол для управления передачей данных. Уже в 1983 году все компьютеры в составе сети ARPANet перешли на работу в рамках этих протоколов. Согласно этим стандартам Интернет развивается по сей день. Первой российская сеть Интернет была разработана в 1990 году в Москве. Это была сеть RELCOM, созданная для обмена информацией и оперативного общения с западными аналогами.

Вскоре отечественные физики создали и успешную подсеть Internet, которая стремительно привлекла сотни узлов и тысячи абонентов. Сегодня Интернет объединяет миллионы пользователей по всему миру, количество которых ежегодно увеличивается. В каждой среднестатистической семье есть один-два, а иногда и больше, компьютеров, действующих в сети Интернет. Это средство для обмена информацией стало настолько популярным, что былые формы общения и СМИ постепенно отходят на второй план. В январе 2010 года доступ в сеть появился даже на Международной космической станции.

Широкие международные функции Интернет стал выполнять после того, как в Европейском центре ядерных исследований в Женеве была разработана система World Wide Web , или WWW — «Всемирная паутина». Новый протокол передачи (технология WWW ) объединил информационные узлы (серверы) и каналы связи, позволил согласовать мировую схему адресов и кодов для поставщиков информации и пользователей услугами сети. Благодаря WWW , Интернет был подключен к целому ряду национальных специализированных и универсальных сетей. Стало быстро расти число пользователей Интернета не только в США, но и во всем мире.

Интернет не имеет организационной структуры. Пользователи его услугами подключаются к различным национальным или международным, коммерческим или государственным компаниям в системах телекоммуникаций. Сформировалась сложная многоступенчатая схема выхода пользователей в Интернет через многочисленных посредников («провайдеров»). Компаний и посредников, обеспечивающих выход в сеть Интернета, многие тысячи. Им принадлежат линии связи, но чаще они их арендуют, определяя разные тарифы на услуги. Поэтому между ними идет жесткая конкурентная борьба за прибыли.

Услуги Интернета обеспечиваются информацией, заложенной в так называемых главных компьютерах, число которых по разным оценкам колеблется от 5 до 9,5 млн. Они находятся в различных странах и регионах мира, и количество их быстро растет по мере все большего стремления коммерческих организаций разместить свою платную или бесплатную информацию в системе Интернета. К началу 1996 г. примерно 170 тыс. коммерческих компаний дали свою информацию в сети. Источником самой разнообразной информации могут быть десятки миллионов владельцев персональных компьютеров, через которые в сети Интернета возможна передача любого сообщения (типа электронной почты и др.).

Объемы выполняемой Интернетом работы имеют пока сугубо оценочный характер и определяются по ряду косвенных показателей: числа подключенных к его сети компьютеров, количества пользователей ею, объема или оборота коммерческих компаний, участвующих в его деятельности. Стать абонентом Интернета так же легко, как и отказаться от его услуг.

Структура идущей по сетям информации Интернета чрезвычайно сложна и включает практически все сферы интересов современного общества: от самого разнообразного справочного материала, образовательных курсов до получения различной коммерческой, технической, научной и все чаще текущей газетной, развлекательной информации

В функционировании такой сложной системы, как Интернет, имеется ряд нерешенных проблем. Одна из них — техническая, которая предопределяет будущее развитие Интернета. При большой ее суточной или сезонной перегрузке снижается качество информации у потребителя. Это проявляется в сильном падении скорости передачи информации на линиях связи. В результате целый ряд видов информации (графической, видеосюжеты) вообще не может пройти по каналам. Передача же больших массивов текстовой информации растягивается на продолжительное время. Это обусловливает соответственно и более высокую плату потребителя за услуги Интернета.

Проблемы некачественного приема и передачи информации создают линии магистральной, местной связи, которые имеют разную пропускную способность Плохое техническое состояние местных линий, коммутаторов еще больше снижает их пропускную способность.

Интернет — крупнейшая компьютерная телекоммуникационная система мира, служащая средством доставки информации. Она воплотила важнейшие технологические и технические достижения НТР в области электроники и телекоммуникаций. Ее возникновение и развитие пришлось на вторую половину XX в., когда сложились необходимые технические предпосылки для создания системы:

·        организовано массовое производство персональных компьютеров и насыщение ими не только сфер деловой жизни, но и быта многих десятков миллионов людей;

·        созданы и проложены линии электросвязи высокой пропускной способности, соединившие большинство стран и регионов мира;

·        внедрены унифицированные с компьютерами цифровые методы передачи информации по системам телекоммуникаций;

·        достигнута широкая телефонизация ведущих промышленных стран Северной Америки и Западной Европы, позволившая подключить национальные компьютерные информационные сети к Интернету.

Значение современных телекоммуникаций определяется:

·        глобализацией средств связи, т.е. охватом всеми видами телекоммуникаций всех территорий и акваторий планеты и всего околоземного пространства;

·        интернационализацией средств связи, т.е. стандартизацией технических, технологических, организационных ее параметров в каждом из более чем 200 государств мира;

·        интеграцией всех видов электросвязи в единую мощную мировую систему телекоммуникаций;

·        растущей обеспеченностью потребителей информации разными видами электросвязи в самых удаленных районах мира.

Основы функционирования Интернета

В техническом понимании TCP/IP — это не один сетевой протокол, а два протокола, ежащих на разных уровнях (это так называемый стек протоколов). Протокол TCP— протокол транспортного уровня. Он управляет тем, как происходит передача информации. Протокол IP — адресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача.

Протокол TCP.

Согласно протоколу TCP, отправляемые данные «нарезаются» на небольшие пакеты, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Для понимания сути протокола TCP можно представить игру в шахматы по переписке, когда двое участников разыгрывают одновременно десяток партий. Каждый ход записывается на отдельной открытке с указанием номера партии и номера хода.

В этом случае между двумя партнерами через один и тот же почтовый канал работает как бы десяток соединений (по одному на партию). Два компьютера, связанные между собой одним физическим соединением, могут точно так же поддерживать одновременно несколько ТСР-соединений. Так, например, два промежуточных сетевых сервера могут одновременно по одной линии связи передавать друг другу в обе стороны множество ТСР-пакетов от многочисленных клиентов.

Когда мы работаем в Интернете, то по одной-единственной телефонной линии можем одновременно принимать документы из Америки, Австралии и Европы.

Пакеты каждого из документов поступают порознь, с разделением во времени, и по мере поступления собираются в разные документы.

 

Протокол IP.

Теперь рассмотрим адресный протокол - IP {Internet Protocol). Его суть состоит в том, что у каждого участника Всемирной сети должен быть свой уникальный адрес IP -adpec). Без этого нельзя говорить о точной доставке ТСР-пакетов на нужное рабочее место. Этот адрес выражается очень просто — четырьмя байтами, например: 195.38.46.11. Структуру IP -адреса мы рассматривать в этом пособии не будем, но она организована так, что каждый компьютер, через который проходит какой-либо ТСР-пакет, может по этим четырем числам определить, кому из ближайших «соседей» надо переслать пакет, чтобы он оказался «ближе» к получателю. В результате конечного числа перебросок ТСР-пакет достигает адресата.

Выше мы не случайно взяли в кавычки слово «ближе». В данном случае оценивается не географическая «близость». В расчет принимаются условия связи и пропускная способность линии. Два компьютера, находящиеся на разных континентах, но связанные высокопроизводительной линией космической связи, считаются более «близкими» друг к другу, чем два компьютера из соседних поселков, связанные простым телефонным проводом. Решением вопросов, что считать «ближе», а что «дальше», занимаются специальные средства -- маршрутизаторы. Роль маршрутизатора в сети может выполнять как специализированный компьютер, так и специальная программа, работающая на узловом сервере сети.

Поскольку один байт содержит до 256 различных значений, то теоретически с помощью четырех байтов можно выразить более четырех миллиардов уникальных IP-адресов (256" за вычетом некоторого количества адресов, используемых в качестве служебных). На практике же из-за особенностей адресации к некоторым типам локальных сетей количество возможных адресов составляет порядка двух миллиардов,.но и это по современным меркам достаточно большая величина.

Службы Интернета

Когда говорят о работе в Интернете или об использовании Интернета, то на самом деле речь идет не об Интернете в целом, а только об одной или нескольких из его многочисленных служб. В зависимости от конкретных целей и задач клиенты Сети используют те службы, которые им необходимы.

В простейшем понимании служба — это пара программ, взаимодействующих между собой согласно определенным правилам, называемым протоколами. Одна из программ этой пары называется сервером, а вторая — клиентом. Соответственно, когда говорят о работе служб Интернета, речь идет о взаимодействии серверного оборудования и программного обеспечения с клиентским оборудованием и программным обеспечением.

Разные службы имеют разные протоколы. Они называются прикладными протоколами. Их соблюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ. Таким образом, чтобы воспользоваться какой-то из служб Интернета, необходимо установить на компьютере программу, способную работать по протоколу данной службы. Такие программы называют клиентскими или просто клиентами.

Так, например, для передачи файлов в Интернете используется специальный прикладной протокол FTP {File Transfer Protocol). Соответственно, чтобы получить из Интернета файл, необходимо:

• иметь на компьютере программу, являющуюся клиентом FTP (FTP-клиент);

• установить связь с сервером, предоставляющим услуги FTP (FTP-сервером). Другой пример: чтобы воспользоваться электронной почтой, необходимо соблюсти протоколы отправки и получения сообщений. Для этого надо иметь программу (почтовый клиент) и установить связь с почтовым сервером. Так же обстоит дело и с другими службами.

Терминальный режим.

Исторически одной из ранних является служба удаленного управления компьютером Telnet. Подключившись к удаленному компьютеру по протоколу этой службы, можно управлять его работой. Такое управление еще называют консольным или терминальным. В прошлом эту службу широко использовали для проведения сложных математических расчетов на удаленных вычислительных центрах. Так, например, если для очень сложных вычислений на персональном компьютере требовались недели непрерывной работы, а на удаленной супер-ЭВМ всего несколько минут, то персональный компьютер применяли для удаленного ввода данных в ЭВМ и для приема полученных результатов.

В наши дни в связи с быстрым увеличением мощности персональных компьютеров необходимость в подобной услуге сократилась, но, тем не менее, службы Telnet в Интернете продолжают существовать. Часто протоколы Telnet применяют для дистанционного управления техническими объектами, например телескопами, видеокамерами, промышленными роботами.

Каждый сервер, предоставляющий Telnet обычно предлагает свое клиентское приложение. Его надо получить по сети (например, по протоколу FTP см. ниже), установить на своем компьютере, подключиться к серверу и работать с удаленным оборудованием. Простейший клиент Telnet входит в состав операционной системы Windows ХР (файл telnet.exe).

Электронная почта (E-Mail).

Эта служба также является одной из наиболее ранних. Ее обеспечением в Интернете занимаются специальные почтовые серверы. Обратите внимание на то, что когда мы говорим о каком-либо сервере, не имеется в виду, что это специальный выделенный компьютер. Здесь и далее под сервером может пониматься программное обеспечение. Таким образом, один узловой компьютер Интернета может выполнять функции нескольких серверов и обеспечивать работу различных служб, оставаясь при этом универсальным компьютером, на котором можно выполнять и другие задачи, характерные для средств вычислительной техники.

Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата.

Почтовая служба основана на двух прикладных протоколах: SMTP и РОРЗ. По первому происходит отправка корреспонденции с компьютера на сервер, а по второму — прием поступивших сообщений. Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относится, например, программа Microsoft Outlook Express, входящая в состав операционной системы Windows ХР как стандартная.

Более мощная программа, интегрирующая в себе кроме поддержки электронной почты и другие средства делопроизводства, Microsoft Outlook входит в состав известного пакета Microsoft Office ХР. Из специализированных почтовых программ хорошую популярность имеют программы The Bat! и Eudora Pro.

Списки рассылки (Mail List).Обычная электронная почта предполагает наличие двух партнеров по переписке. Если же партнеров нет, то достаточно большой поток почтовой информации в свой адрес можно обеспечить, подписавшись на списки рассылки. Это специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты.

Темами списков рассылки может быть что угодно, например вопросы, связанные с изучением иностранных языков, научно-технические обзоры, презентация новых программных и аппаратных средств вычислительной техники (рис. 8.3). Большинство телекомпаний создают списки рассылки на своих узлах, через которые рассылают клиентам аннотированные обзоры телепрограмм. Списки рассылки позволяют эффективно решать вопросы регулярной доставки данных.

Служба телеконференций (Usenet).

Служба телеконференций похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сообщение отправляется  не одному корреспонденту, а большой группе (такие группы называются телеконференциями или группами новостей).

Обычное сообщение электронной почты пересылается по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю. При этом не предполагается его хранение на промежуточных серверах. Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Далее процесс повторяется. Характер распространения каждого отдельного сообщения напоминает лесной пожар.

На каждом из серверов поступившее сообщение хранится ограниченное время (обычно неделю), и все желающие могут в течение этого времени с ним ознакомиться. Распространяясь во все стороны, менее чем за сутки сообщения охватывают весь земной шар. Далее распространение затухает, поскольку на сервер, который уже имеет данное сообщение, повторная передача производиться не может.

Ежедневно в мире создается порядка миллиона сообщений для групп новостей. Выбрать в этом массиве действительно полезную информацию практически невозможно. Поэтому вся система телеконференций разбита на тематические группы.

Сегодня в мире насчитывают порядка 100 000 тематических групп новостей. Они

охватывают большинство тем, интересующих массы. Особой популярностью пользуются группы, посвященные вычислительной технике.

Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, и получить ответ или совет от тех, кто с этим вопросом уже разобрался. При этом важно следить за тем, чтобы содержание вопроса соответствовало теме данной телеконференции. Многие квалифицированные специалисты мира (конструкторы, инженеры, ученые, врачи, педагоги, юристы, писатели, журналисты, программисты и прочие) регулярно просматривают сообщения телеконференций, проходящие в группах, касающихся их сферы деятельности. Такой просмотр называется мониторингом информации. Регулярный мониторинг позволяет специалистам точно знать, что нового происходит в мире по их специальности, какие проблемы беспокоят большие массы людей и на что надо обратить особое внимание в своей работе.

В современных промышленных и проектно-конструкторских организациях считается хорошим тоном, если специалисты высшего эшелона периодически (один-два раза в месяц) отвечают через систему телеконференций на типовые вопросы пользователей своей продукции. Так, например, в телеконференциях, посвященных легковым автомобилям, нередко можно найти сообщения от главных конструкторов крупнейших промышленных концернов.

При отправке сообщений в телеконференции принято указывать свой адрес электронной почты для обратной связи. В тех случаях, когда есть угроза переполнения

электронного «почтового ящика» корреспонденцией, не относящейся к непосредственной производственной деятельности, вместо основного адреса, используемого для деловой переписки, указывают дополнительный адрес. Как правило, такой адрес  арендуют на сервере одной из бесплатных анонимных почтовых служб, например www.hotmail.conn.

Огромный объем сообщений в группах новостей значительно затрудняет их целенаправленный мониторинг, поэтому в некоторых группах производится предварительный «отсев» бесполезной информации (в частности, рекламной), не относящейся к теме конференции. Такие конференции называют модерируемыми. В качестве модератора может выступать не только человек, но и программа, фильтрующая сообщения по определенным ключевым словам. В последнем случае говорят об автоматической модерации.

Для работы со службой телеконференций существуют специальные клиентские программы. Так, например, приложение Microsoft Outlook Express указанное выше как почтовый клиент, позволяет работать также и со службой телеконференций.

Для начала работы надо настроить программу на взаимодействие с сервером групп

новостей, оформить «подписку» на определенные группы и периодически, как и электронную почту, получать все сообщения, проходящие по теме этой группы.

В данном случае слово «подписка» не предполагает со стороны клиента никаких обязательств или платежей — это просто указание серверу о том, что сообщения по указанным темам надо доставлять, а по прочим — нет. Отменить подписку или изменить ее состав можно в любой удобный момент.

Служба World Wide Web (WWW).

Безусловно, это самая популярная служба современного Интернета. Ее нередко отождествляют с Интернетом, хотя на самом деле это лишь одна из его многочисленных служб.

World Wide Web — это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web-cepверах. Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами. Количество существующих Wefe-страниц уже измеряется миллиардами, причем энергичный рост объема World Wide Web продолжается.

От обычных текстовых документов Web-страницы отличаются тем, что они оформлены без привязки к конкретному носителю. Например, оформление документа, напечатанного на бумаге, привязано к параметрам печатного листа, который имеет определенную ширину, высоту и размеры полей. Электронные Web-документы предназначены для просмотра на экране компьютера, причем заранее не известно, на каком. Не известны ни размеры экрана, ни параметры цветового и графического разрешения, не известна даже операционная система, с которой работает компьютер клиента.

Оформление выполняется непосредственно во время их воспроизведения на компьютере клиента и происходит оно в соответствии с настройками программы, выполняющей просмотр.

Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами. В период «неустойчивости» терминологии применялись также термины браузер или обозреватель, которые еще можно встретить в литературе. Во всех случаях речь идет о некотором средстве просмотра Web-документов.

Браузер выполняет отображение документа на экране, руководствуясь командами, которые автор документа внедрил в его текст (если автор применяет автоматические средства подготовки Wefe-документов, необходимые команды внедряются автоматически). Такие команды называются тегами. От обычного текста они отличаются тем, что заключены в угловые скобки. Большинство тегов используются парами: открывающий тег и закрывающий. Закрывающий тег начинается с символа «/».

<CENTER> Этот текст должен выравниваться по центру экрана </CENTER>

<LEFT> Этот текст выравнивается по левой границе экрана </LEFT>

<RIGHT> Этот текст выравнивается по правой границе экрана </RIGHT>

Сложные теги имеют кроме ключевого слова дополнительные атрибуты и параметры, детализирующие способ их применения. Правила записи тегов содержатся в спецификации особого языка разметки, близкого к языкам программирования. Он называется языком разметки гипертекста — HTML (HyperText Markup Language). Таким образом, Web-документ представляет собой обычный текстовый документ, размеченный тегами HTML. Такие документы также называют HTML-документами или документами в формате HTML.

Тем самым, совокупность огромного числа гипертекстовых электронных документов, хранящихся на серверах WWW, образует своеобразное гиперпространство документов, между которыми возможно перемещение. Произвольное перемещение между документами в Web -пространстве называют Web-серфингом (выполняется с целью ознакомительного просмотра). Целенаправленное перемещение между Web-документами называют Web-навигацией (выполняется с целью поиска нужной информации).

Гипертекстовая связь между сотнями миллионов документов, хранящихся на физических серверах Интернета, является основой существования логического пространства World Wide Web. Однако такая связь не могла бы существовать, если бы каждый документ в этом пространстве не обладал своим уникальным адресом.

Выше мы говорили, что каждый файл одного локального компьютера обладает уникальным полным именем, в которое входит собственное имя файла (включая

расширение имени) и путь доступа к файлу, начиная от имени устройства, на котором он хранится. Теперь мы можем расширить представление об уникальном имени файла и развить его до Всемирной сети. Адрес любого файла определяется унифицированным указателем ресурса — URL.

Адрес URL состоит из трех частей.

1. Указание службы, которая осуществляет доступ к данному ресурсу (обычно обозначается именем прикладного протокола, соответствующего данной службе). Так, например, для службы WWW прикладным является протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol — протокол передачи гипертекста). После имени протокола ставится двоеточие (:) и два знака «/» (косая черта): http://...

2. Указание доменного имени компьютера (сервера), на котором хранится данный ресурс: http://www.abcde.com...

3. Указания полного пути доступа к файлу на данном компьютере. В качестве разделителя используется символ «/» (косая черта): http://www.abcde.com/Files/Mew/abcdefg,zlp

Служба имен доменов (DNS).

Когда мы говорили о протоколах Интернета, то сказали, что адрес любого компьютера или любой локальной сети в Интернете может быть выражен четырьмя байтами, например так: 195.28.132.97

А только что мы заявили, что каждый компьютер имеет уникальное доменное имя, например такое: www.abcdef.com

Нет ли здесь противоречия?

Противоречия здесь нет, поскольку это просто две разные формы записи адреса одного и того же сетевого компьютера. Человеку неудобно работать с числовым представлением /Р-адреса, зато доменное имя запоминается легко, особенно если учесть, что, как правило, это имя имеет содержание. Например, Web-cepвep компании Microsoft имеет имя www.microsoft.com, а Web-cepвep компании «Космос ТВ» имеет имя www.kosmostv.ru (суффикс .ru в конце имени говорит о том, что сервер компании принадлежит российскому сектору Интернета). Нетрудно «реконструировать» и имена для других компаний.

Служба передачи файлов (FTP).

Прием и передача файлов составляют значительный процент от прочих Интернет-услуг. Необходимость в передаче файлов возникает, например, при приеме файлов программ, при пересылке крупных документов (например, книг), а также при передаче архивных файлов, в которых запакованы большие объемы информации.

Служба FTP имеет свои серверы в мировой сети, на которых хранятся архивы данных. Со стороны клиента для работы с серверами FTP может быть установлено специальное программное обеспечение, хотя в большинстве случаев браузеры WWW обладают встроенными возможностями для работы и по протоколу FTP.

Протокол FТР работает одновременно с двумя TСР-соединениями между сервером и клиентом. По одному соединению идет передача данных, а второе соединение используется как управляющее.

Однако существуют и десятки тысяч FTP-серверов с анонимным доступом для всех желающих. В этом случае в качестве имени пользователя надо ввести слово: anonymous, а в качестве пароля задать адрес электронной почты. В большинстве случаев программы-клиенты FTP делают это автоматически.

 

IRS.

Служба IRC (Internet Relay Chat) предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат-конференциями или просто чатом. В отличие от системы телеконференций, в которой общение между участниками обсуждения темы открыто всему миру, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие обычно лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников «беседы» или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов.

Существует несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающими сервис IRC. Одна из наиболее популярных — программа mlRC.exe.


 

Приложение №3

Осмысление  полученных  знаний

 

Текст задания: Опишите принципы работы и значение локальных компьютерных сетей в информационном обмене при выполнении тестовых заданий

Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному - показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному - показателю) выставляется 0 баллов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания:  учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин./час.

3. Пользоваться можно: ---

 

Тест по теме: «Локальные и глобальные сети»

1.Тип компьютерной сети, действующей в пределах одного помещения:

1)   отраслевые

2)   региональные

3)   глобальные

4)   локальные

 

2. Электронная  почта позволяет передавать:

1)   только сообщения

2)   только файлы

3)   сообщения и приложенные файлы

4)   видеоизображение

 

3. Глобальная сеть, носящая название "Всемирная паутина" – это…

 

4.Совокупность Web-страниц называется …

 

5.Документ Интернет:

1)   Web-страница

2)   сайт

3)   электронная почта

4)   браузер

 

6.Формат текстовых файлов, предназначенных для хранения web-страниц...

1) HTM

2) RTF

3) DOC

4) TXT

 

7.Фирма, представляющая телекоммуникационные услуги.....

 

8.Единица измерения скорости передачи данных:

1) байт

2) бод

3) бит

4) герц

 

9.Компьютер, представляющий свои ресурсы другим компьютерам называется...

           

10.Домен верхнего уровня России в Internet:

1)   ra

2)   su

3)   us

4)   ru

 

Критерии оценивания: Точно определены  принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене при выполнении тестовых заданий

Оценка:

оценка «отлично» - проставляется при 9-10 правильных ответах;

оценка «хорошо» - проставляется при 8 правильных ответах;

оценка «удовлетворительно» - проставляется при 7 правильных ответах;

оценка «неудовлетворительно» - проставляется, если дано менее 7 правильных ответов.

 

 


 

Приложение №4

Подведение итогов

Эталон ответа:

1. 4

2. 3

3. Интернет

4. Сайт

5. 1

6. 1

7. Провайдер

8. 3

9. Сервер

10. 4


Скачано с www.znanio.ru