Принципы управления
Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управ- ления в процессе управления конкретными объектами и людьми. Принципы управления эволюционируют вместе с изменением концепции управления в те- чение времени. Они совершенствуются, конкретизируются и развиваются.
Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Фреде- рик Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принци- пы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивиду- альным трудом рабочих:
§ научный подход к выполнению каждого элемента работы;
§ научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
§ кооперация с рабочими;
§ разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабо- чими.
Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принци- пов управления, которые актуальны и в настоящее время (табл. 1).
Сформировавшаяся на Западе современная система взглядов на управле- ние опирается на следующие принципы управления:
- лояльность к работающим;
- ответственность как условие успешного менеджмента;
- коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;
- такая атмосфера в организации, которая способствует развитию способ- ностей работающих;
- долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;
- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
- использование таких методов работы с людьми, которые обеспечивают удовлетворенность работой;
Таблица 1
Принципы эффективного управления А. Файоля
Принцип: |
Содержание принципа: |
1. Разделение труда. |
Специализация работ для эффективного использо- вания рабочей силы (за счет сокращения числа це- лей, на которые направляются усилия работающих). |
2. Власть (полномо- чия и ответствен- ность). |
Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести от- ветственность за выполнение работы. |
3. Дисциплина. |
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. |
4. Единоначалие. |
Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальни- ком. |
5. Единство действий. |
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по едино- му плану. |
6. Подчиненность личных интересов общим. |
Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов. |
7. Вознаграждение персонала. |
Получение работниками справедливого вознаграж- дения за свой труд. |
8. Централизация. |
Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. |
9. Скалярная цепь. |
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальни- ков»). |
10. Порядок. |
Рабочее место для каждого работника и каждый ра- ботник на своем месте. |
11. Справедливость. |
Установленные правила и соглашения должны дей- ствовать справедливо на всех уровнях скалярной цепи. |
12. Стабильность ра- |
Установка работающих на лояльность по отноше- |
бочего места для пер- сонала. |
нию к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. |
13. Инициатива. |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномо- чий и выполняемых работ. |
14. Корпоративный дух. |
Гармония интересов персонала и организации обес- печивает единство усилий («в единении – сила»). |
- участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласо- ванности работы;
- умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к людям;
- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сер- вис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Количество принципов управления предлагаемых различными авторами в области практического управления многообразно, все они взаимосвязаны меж- ду собой, но отличаются областью применения. Исходя из этого, принципы управления делятся на общие и частные.
Общие принципы управления (табл. 2) применимы ко всем видам управ- ленческой деятельности и реализуются во всех динамичных системах.
Таблица 2
Общие принципы управления
Название принципа |
Краткое содержание |
Эффективности |
Достижение поставленной цели с минималь- ными затратами ресурсов и в кратчайшие сроки |
Научной обоснованности |
Все управленческие действия должны осу- ществляться на базе применения научных методов и подходов |
Системности |
Упорядочение всех частей системы, приве- дение их в согласованное взаимодействие |
Конкуренции |
Использования соревновательного начала для поиска и применения наиболее эффек- тивных методов развития. |
Разделения труда |
Деление работы на простейшие операции, строгая регламентация обязанностей, по- средством разработки стандартов, формаль- ных правил и процедур, определение ответ- ственности каждого лица в системе управле- ния. |
Стимулирования |
Сочетание материальных и моральных сти- мулов при воздействии на трудовые мотивы человека. |
Оптимального сочетания цен- трализации и децентрализации |
Сочетание административного и самоуправ- ленческого (инициативного) подхода в управлении. |
Частные принципы управления применимы и справедливы в ограничен- ной области управленческой деятельности, например, при исполнении функций управления, построении организационных структур управления и т.п. Эти принципы управления будут рассмотрены позднее при изучении соответст- вующих тем.
Существует множество трактовок принципов управления. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным усло- виям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней сре- ды. Приведем некоторые общие принципы эффективного функционирования управленческого процесса, сформулированные нижегородскими авторами.
Первый из них требует обязательной работы всей взаимосвязанной управ- ленческой цепи, состоящей из четырех звеньев: «знают» – «могут» – «хотят»
– «успевают». Первое звено – «знают» – предполагает правильную постановку существующей проблемы и цели, которая должна быть достигнута в результате разрешения проблемы. Также первое звено подразумевает наличие либо теоре- тической базы, либо концепции, либо прецедентов, которые имели место в ана- логичных ситуациях и на практике показали свою эффективность. Звено «мо- гут» требует формирования управленческой команды, которая по своей квали- фикации соответствовала бы сложности решаемых проблем. При этом команда должна представлять собой сплоченную группу единомышленников. Уровень этой сплоченности характеризуется звеном «хотят». И, наконец, звено «успе- вают» характеризует уровень практического использования управленческой командой своих потенциальных возможностей, заложенных в звене «могут». Таким образом, здесь проявляется оперативная мобильность управляющей сис- темы, ее способность быстро и адекватно реагировать на ситуации, требующие принятия правильных решений.
Вторым важным принципом является обязательность исполнения всех ос- новных функций управления (планирование, организация, мотивация, кон- троль), так как только в этом случае будут соблюдены все необходимые усло- вия для выполнения всех специфических функций управления. Под специфиче- скими функциями понимаются те из них, для исполнения которых создаются функциональные службы организаций. Например, конструирование продукции, нормирование труда и т.д. При этом сами общие функции управления вне связи со специфическими функциями значения не имеют, поскольку процесс управ- ления осуществляется через исполнение специфических функций.
Третьим принципом управления является обязательная временная сме- няемость руководителей. Проведенные на промышленных предприятиях Ниж-
него Новгорода исследования деятельности руководителей различных иерархи- ческих уровней (рис.4), показали высокую степень зависимости результатов функционирования руководимых ими объектов от времени работы руководите- ля в должности.
Эффективность управленческого труда зависит от времени пребывания руководителя в должности. Эта эффективность в течение определенного вре- мени растет, достигает max, затем спадает до определенной величины, а впо- следствии совершает небольшие колебания около нее. Цель временного пере- мещения руководителей заключается в том, чтобы побудить руководителей к постоянному росту эффективности своего труда. Руководители среднего уров- ня управления (начальники цехов), как правило, достигали наилучших резуль- татов на третий год пребывания в должности.
![]() |
Рис. 4. Темпы прироста производительности труда на промышленных предприятиях
Главным критерием оценки труда руководителей, как в сфере материаль- ного производства, так и в других сферах, может являться рост производитель- ности труда в объекте управления. Но, помимо констатации факта, принципи- ально важно знать, какие факторы влияют на деятельность руководителя в пе- риод его наиболее эффективной деятельности, и является ли закономерным то, что эти факторы впоследствии перестают играть свою роль.
Позитивную роль в стимулировании труда руководителя играют 3 факто-
ра:
1. Позиция «стороннего наблюдателя», позволяющая новому руководителю смотреть на объект управления «со стороны», что дает возможность четче ви- деть существующие в объекте проблемы. Этим самым руководитель выполняет главную задачу прогнозирования – правильная постановка проблемы.
2. Интерес к работе (новая работа – черный ящик)
3. Карьерные соображения. Стремление в будущем занять более высокий статус в иерархии управленческой пирамиды.
Однонаправленное действие всех этих факторов и определяет рост эффек- тивности труда руководителя.
Вне зависимости от воли и желания руководителя, первые два фактора ис- черпывают себя в течение определенного времени, а чтобы сохранить это их позитивное действие, необходимо периодически перемещать руководителей хотя бы по горизонтали, но по принципу «от более простого к более сложно- му», т.е. здесь присутствует постоянная работа фактора «карьера». Эту задачу должны решать кадровые службы организации, разрабатывая для каждого ру- ководителя гипотетический сценарий его должностного передвижения. Сцена- рий вовсе не гарантирует обязательного следования по означенному в нем пути. Его главное назначение в другом, а именно в том, чтобы убедить человека, что все зависит только от него, от эффективности его деятельности на каждом по- сту, который он будет занимать.
Четвертый принцип – это принцип двоецелия решений, согласно которому руководитель, принимая решения, по устранению конфликтов и проблем в под- чиненном ему объекте управления должен преследовать две цели: оперативную и перспективную. Под оперативной целью понимается необходимость разре- шения возникшей проблемы в текущий момент времени. Перспективная цель требует, чтобы принимаемое в настоящий момент времени решение дало бы положительные результаты в будущем. Элементы управленческого решения должны стимулировать в перспективе возникновение желательных руководи- телю ситуаций, и сводить к минимуму ситуации нежелательные.
Пятый принцип – полноты ответственности и единоличного распоряди- тельства. Сущность принципа полноты ответственности заключается в том, что кто бы из подчиненных ни был виноват в невыполнении тех или иных про- изводственных функций в объекте управления, когда наказание за это невы- полнение осуществляется вышестоящим руководителем, ответственность дол- жен нести только руководитель этого объекта. Сущность принципа единолич- ного распорядительства состоит в том, что от кого бы и какое бы трудное зада- ние руководитель не получил, передавая его подчиненным, он всегда должен выступать только от своего имени, поскольку лишь в этом случае можно гаран- тировать, что подчиненные приложат максимум усилий, чтобы выполнить по- лученное задание, вне зависимости от его сложности.
Шестой принцип – анализа проблем на адекватность. Суть этого принци- па состоит в том, что чем больший практический опыт управления имеет руко- водитель, тем больше вероятность того, что очередную возникшую перед ним проблему он может полностью идентифицировать с неоднократно ранее встре- чавшейся ему проблемой. В связи с этим, он может без какого-либо анализа принять по ней стандартное решение, полагая его полностью безошибочным. Но исследования показали, что абсолютно идентичных производственных си- туаций не бывает, и стандартные решения по этой причине имеют те или иные
элементы ошибочности. Кажущаяся простота вышеуказанной технологии при- нятия решений является одной из причин приоритета оперативных решений над перспективными, поскольку последние по своей сущности не могут быть прецедентными и уже по этой причине являются весьма трудоемкими.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.