Принципы управления

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002108.docx

Принципы управления

 

Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управ- ления в процессе управления конкретными объектами и людьми. Принципы управления эволюционируют вместе с изменением концепции управления в те- чение времени. Они совершенствуются, конкретизируются и развиваются.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Фреде- рик Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принци- пы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивиду- альным трудом рабочих:

§ научный подход к выполнению каждого элемента работы;

§ научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

§ кооперация с рабочими;

§ разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабо- чими.

Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принци- пов управления, которые актуальны и в настоящее время (табл. 1).

Сформировавшаяся на Западе современная система взглядов на управле- ние опирается на следующие принципы управления:

-      лояльность к работающим;

-      ответственность как условие успешного менеджмента;


-      коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;

-      такая атмосфера в организации, которая способствует развитию способ- ностей работающих;

-      долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

-      своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

-      использование таких методов работы с людьми, которые обеспечивают удовлетворенность работой;

Таблица 1

Принципы эффективного управления А. Файоля

Принцип:

Содержание принципа:

1. Разделение труда.

Специализация работ для эффективного использо- вания рабочей силы (за счет сокращения числа це-

лей, на которые направляются усилия работающих).

2. Власть (полномо-

чия и ответствен- ность).

Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести от-

ветственность за выполнение работы.

3. Дисциплина.

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения

с    руководством,  менеджеры  должны  применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4. Единоначалие.

Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальни-

ком.

5. Единство действий.

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по едино-

му плану.

6. Подчиненность

личных интересов общим.

Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

7. Вознаграждение

персонала.

Получение работниками справедливого вознаграж-

дения за свой труд.

8. Централизация.

Естественный порядок в организации, имеющей

управляющий центр. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9. Скалярная цепь.

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальни-

ков»).

10. Порядок.

Рабочее место для каждого работника и каждый ра-

ботник на своем месте.

11. Справедливость.

Установленные правила и соглашения должны дей-

ствовать справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность ра-

Установка работающих на лояльность по отноше-


бочего места для пер-

сонала.

нию к организации и долгосрочную работу, так как

высокая текучесть снижает эффективность.

13. Инициатива.

Поощрение работающих к выработке независимых

суждений в границах делегированных им полномо- чий и выполняемых работ.

14. Корпоративный

дух.

Гармония интересов персонала и организации обес-

печивает единство усилий («в единении сила»).

 

-      участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласо- ванности работы;

-      умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;

-      этика бизнеса;

-      честность и доверие к людям;

-      опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сер- вис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

-      качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Количество принципов управления предлагаемых различными авторами в области практического управления многообразно, все они взаимосвязаны меж- ду собой, но отличаются областью применения. Исходя из этого, принципы управления делятся на общие и частные.

Общие принципы управления (табл. 2) применимы ко всем видам управ- ленческой деятельности и реализуются во всех динамичных системах.

 

Таблица 2

Общие принципы управления

Название принципа

Краткое содержание

Эффективности

Достижение поставленной цели с минималь-

ными затратами ресурсов и в кратчайшие сроки

Научной обоснованности

Все управленческие действия должны осу- ществляться на базе применения научных

методов и подходов

Системности

Упорядочение всех частей    системы, приве-

дение их в согласованное взаимодействие

Конкуренции

Использования     соревновательного   начала

для поиска и применения наиболее эффек- тивных методов развития.

Разделения труда

Деление работы на простейшие операции, строгая регламентация обязанностей, по- средством разработки стандартов, формаль- ных правил и процедур, определение ответ- ственности каждого лица в системе управле-

ния.


Стимулирования

Сочетание материальных    и моральных сти-

мулов при воздействии на трудовые мотивы человека.

Оптимального сочетания цен-

трализации и децентрализации

Сочетание административного и самоуправ-

ленческого      (инициативного)    подхода    в управлении.

 

Частные принципы управления применимы и справедливы в ограничен- ной области управленческой деятельности, например, при исполнении функций управления, построении организационных структур управления и т.п. Эти принципы управления будут рассмотрены позднее при изучении соответст- вующих тем.

Существует множество трактовок принципов управления. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным усло- виям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней сре- ды. Приведем некоторые общие принципы эффективного функционирования управленческого процесса, сформулированные нижегородскими авторами.

Первый из них требует обязательной работы всей взаимосвязанной управ- ленческой цепи, состоящей из четырех звеньев: «знают» «могут» «хотят»

– «успевают». Первое звено – «знают» – предполагает правильную постановку существующей проблемы и цели, которая должна быть достигнута в результате разрешения проблемы. Также первое звено подразумевает наличие либо теоре- тической базы, либо концепции, либо прецедентов, которые имели место в ана- логичных ситуациях и на практике показали свою эффективность. Звено «мо- гут» требует формирования управленческой команды, которая по своей квали- фикации соответствовала бы сложности решаемых проблем. При этом команда должна представлять собой сплоченную группу единомышленников. Уровень этой сплоченности характеризуется звеном «хотят». И, наконец, звено «успе- вают» характеризует уровень практического использования управленческой командой своих потенциальных возможностей, заложенных в звене «могут». Таким образом, здесь проявляется оперативная мобильность управляющей сис- темы, ее способность быстро и адекватно реагировать на ситуации, требующие принятия правильных решений.

Вторым важным принципом является обязательность исполнения всех ос- новных функций управления (планирование, организация, мотивация, кон- троль), так как только в этом случае будут соблюдены все необходимые усло- вия для выполнения всех специфических функций управления. Под специфиче- скими функциями понимаются те из них, для исполнения которых создаются функциональные службы организаций. Например, конструирование продукции, нормирование труда и т.д. При этом сами общие функции управления вне связи со специфическими функциями значения не имеют, поскольку процесс управ- ления осуществляется через исполнение специфических функций.

Третьим принципом управления является обязательная временная сме- няемость руководителей. Проведенные на промышленных предприятиях Ниж-


него Новгорода исследования деятельности руководителей различных иерархи- ческих уровней (рис.4), показали высокую степень зависимости результатов функционирования руководимых ими объектов от времени работы руководите- ля в должности.

Эффективность управленческого труда зависит от времени пребывания руководителя в должности. Эта эффективность в течение определенного вре- мени растет, достигает max, затем спадает до определенной величины, а впо- следствии совершает небольшие колебания около нее. Цель временного пере- мещения руководителей заключается в том, чтобы побудить руководителей к постоянному росту эффективности своего труда. Руководители среднего уров- ня управления (начальники цехов), как правило, достигали наилучших резуль- татов на третий год пребывания в должности.


Рис. 4. Темпы прироста производительности труда на промышленных предприятиях

 

Главным критерием оценки труда руководителей, как в сфере материаль- ного производства, так и в других сферах, может являться рост производитель- ности труда в объекте управления. Но, помимо констатации факта, принципи- ально важно знать, какие факторы влияют на деятельность руководителя в пе- риод его наиболее эффективной деятельности, и является ли закономерным то, что эти факторы впоследствии перестают играть свою роль.

Позитивную роль в стимулировании труда руководителя играют 3 факто-

ра:

1.   Позиция «стороннего наблюдателя», позволяющая новому руководителю смотреть на объект управления «со стороны», что дает возможность четче ви- деть существующие в объекте проблемы. Этим самым руководитель выполняет главную задачу прогнозирования правильная постановка проблемы.


2.   Интерес к работе (новая работа черный ящик)

3.   Карьерные соображения. Стремление в будущем занять более высокий статус в иерархии управленческой пирамиды.

Однонаправленное действие всех этих факторов и определяет рост эффек- тивности труда руководителя.

Вне зависимости от воли и желания руководителя, первые два фактора ис- черпывают себя в течение определенного времени, а чтобы сохранить это их позитивное действие, необходимо периодически перемещать руководителей хотя бы по горизонтали, но по принципу «от более простого к более сложно- му», т.е. здесь присутствует постоянная работа фактора «карьера». Эту задачу должны решать кадровые службы организации, разрабатывая для каждого ру- ководителя гипотетический сценарий его должностного передвижения. Сцена- рий вовсе не гарантирует обязательного следования по означенному в нем пути. Его главное назначение в другом, а именно в том, чтобы убедить человека, что все зависит только от него, от эффективности его деятельности на каждом по- сту, который он будет занимать.

Четвертый принцип – это принцип двоецелия решений, согласно которому руководитель, принимая решения, по устранению конфликтов и проблем в под- чиненном ему объекте управления должен преследовать две цели: оперативную и перспективную. Под оперативной целью понимается необходимость разре- шения возникшей проблемы в текущий момент времени. Перспективная цель требует, чтобы принимаемое в настоящий момент времени решение дало бы положительные результаты в будущем. Элементы управленческого решения должны стимулировать в перспективе возникновение желательных руководи- телю ситуаций, и сводить к минимуму ситуации нежелательные.

Пятый принцип – полноты ответственности и единоличного распоряди- тельства. Сущность принципа полноты ответственности заключается в том, что кто бы из подчиненных ни был виноват в невыполнении тех или иных про- изводственных функций в объекте управления, когда наказание за это невы- полнение осуществляется вышестоящим руководителем, ответственность дол- жен нести только руководитель этого объекта. Сущность принципа единолич- ного распорядительства состоит в том, что от кого бы и какое бы трудное зада- ние руководитель не получил, передавая его подчиненным, он всегда должен выступать только от своего имени, поскольку лишь в этом случае можно гаран- тировать, что подчиненные приложат максимум усилий, чтобы выполнить по- лученное задание, вне зависимости от его сложности.

Шестой принцип – анализа проблем на адекватность. Суть этого принци- па состоит в том, что чем больший практический опыт управления имеет руко- водитель, тем больше вероятность того, что очередную возникшую перед ним проблему он может полностью идентифицировать с неоднократно ранее встре- чавшейся ему проблемой. В связи с этим, он может без какого-либо анализа принять по ней стандартное решение, полагая его полностью безошибочным. Но исследования показали, что абсолютно идентичных производственных си- туаций не бывает, и стандартные решения по этой причине имеют те или иные


элементы ошибочности. Кажущаяся простота вышеуказанной технологии при- нятия решений является одной из причин приоритета оперативных решений над перспективными, поскольку последние по своей сущности не могут быть прецедентными и уже по этой причине являются весьма трудоемкими.


 

Скачано с www.znanio.ru