Принципы воспитания
Оценка 5

Принципы воспитания

Оценка 5
docx
15.12.2020
Принципы воспитания
Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка). МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Принципы воспитания.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

"Принципы
 воспитания "

 

 

Подготовила: учитель информатики

 высшей квалификационной категории

Карманова Татьяна Александровна

 

 

2020г


 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

Принципы воспитания

Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости, на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

Принцип природосообразностип воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

 Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.

Принцип коллективности воспитания – современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации воспитания на развитии личности – в современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

Принцип диалогичности воспитания – этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений, и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование, ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько, равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.

Принцип незавершимостивоспитания предполагает признание, каждого возрастного этапа развития человека самоценным,  а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит, признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое: они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.

Принцип дополнительности в воспитании - его применение предполагает:

·   подход к изучению воспитания как, одного, из социальных институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные); воспитательные организации различных видов и типов;

·   рассмотрение воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;  

·   признание того, что содержательно, процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и противоречивые, но объективно, взаимодополняющие системы ценностей – западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.

Методика и технология воспитания

Очень важными являются такие практические вопросы, воспитания как: «что делать педагогу» и «каким способом делать». Эти вопросы о методиках/технологиях и методах воспитания.

Методика и технология часто употребляются как синонимы.

Методика – система последовательных действий педагога, направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов (способов) воспитания.

Использование методики может варьироваться в опыте различных педагогов. Технология же, в отлитие от методики, точно, воспроизводима. Так как включает в себя не только комплекс действий, но и характеристики личностно-профессиональной позиции педагога, который будет осуществлять данные действия. Тогда технологию можно представить следующим образом.

Технология – субъектно освоенная и профессионально отрефлексированная воспроизводимая система последовательных действий педагога направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов воспитания.

Методы воспитания - это однородные, внутренне непротиворечивые способы управления развитием личности. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же может влиять и вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывает влияние и без посредничества педагога.

Среди наиболее распространенных методов воспитания - игры, ключевые дела, педагогические ситуации.

Игра - форма человеческой деятельности, порождающая особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, не линейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Игра имеет ряд важных для воспитания функций (по С.А Шмакову): включения ребенка в культуру, его самореализации, приобретения им, коммуникативных навыков, диагностики личности ребёнка, терапии стрессовых состояний, коррекции поведения.

 Ключевые дела (В.А. Караковский) – главные общешкольные дела. Через них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. При
этом необходимо не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими и учились у них. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Педагогическая ситуация - это ограниченная во времени и пространстве, совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение (Н.Л. Селиванова).

Педагогическая ситуация — разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения.

Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. Педагогическая ситуация, таким образом, выступает и в качестве метода изучения личности ребенка, и в качестве метода воспитания. В педагогической литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности эмоционального заражения соотнесения, успеха, творчества, новичка, конфликта и др.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка)

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка)

Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или…

Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или…

Принцип диалогичности воспитания – этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются…

Принцип диалогичности воспитания – этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются…

России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр

России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр

Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывает влияние и без посредничества педагога

Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывает влияние и без посредничества педагога

Н.Л. Селиванова). Педагогическая ситуация — разновидность социальной ситуации

Н.Л. Селиванова). Педагогическая ситуация — разновидность социальной ситуации
Скачать файл