Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Подготовила: учитель информатики
высшей квалификационной категории
Карманова Татьяна Александровна
2020г
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МОДУЛЬ 5 «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
Принципы воспитания
Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости, на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.
Принцип природосообразностип воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.
Принцип коллективности воспитания – современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Принцип центрации воспитания на развитии личности – в современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.
Принцип диалогичности воспитания – этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений, и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование, ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько, равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.
Принцип незавершимостивоспитания предполагает признание, каждого возрастного этапа развития человека самоценным, а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит, признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое: они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.
Принцип дополнительности в воспитании - его применение предполагает:
· подход к изучению воспитания как, одного, из социальных институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные); воспитательные организации различных видов и типов;
· рассмотрение воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;
· признание того, что содержательно, процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и противоречивые, но объективно, взаимодополняющие системы ценностей – западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.
Методика и технология воспитания
Очень важными являются такие практические вопросы, воспитания как: «что делать педагогу» и «каким способом делать». Эти вопросы о методиках/технологиях и методах воспитания.
Методика и технология часто употребляются как синонимы.
Методика – система последовательных действий педагога, направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов (способов) воспитания.
Использование методики может варьироваться в опыте различных педагогов. Технология же, в отлитие от методики, точно, воспроизводима. Так как включает в себя не только комплекс действий, но и характеристики личностно-профессиональной позиции педагога, который будет осуществлять данные действия. Тогда технологию можно представить следующим образом.
Технология – субъектно освоенная и профессионально отрефлексированная воспроизводимая система последовательных действий педагога направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов воспитания.
Методы воспитания - это однородные, внутренне непротиворечивые способы управления развитием личности. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же может влиять и вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывает влияние и без посредничества педагога.
Среди наиболее распространенных методов воспитания - игры, ключевые дела, педагогические ситуации.
Игра - форма человеческой деятельности, порождающая особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, не линейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Игра имеет ряд важных для воспитания функций (по С.А Шмакову): включения ребенка в культуру, его самореализации, приобретения им, коммуникативных навыков, диагностики личности ребёнка, терапии стрессовых состояний, коррекции поведения.
Ключевые дела
(В.А. Караковский) – главные общешкольные дела. Через них осуществляется
попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив
и личность школьника. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики
школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. При
этом необходимо не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия
возрастов, чтобы старшие руководили младшими и учились у них. Непременная черта
каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах
взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает
атмосферу общей уверенности и ответственности.
Педагогическая ситуация - это ограниченная во времени и пространстве, совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение (Н.Л. Селиванова).
Педагогическая ситуация — разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения.
Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. Педагогическая ситуация, таким образом, выступает и в качестве метода изучения личности ребенка, и в качестве метода воспитания. В педагогической литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности эмоционального заражения соотнесения, успеха, творчества, новичка, конфликта и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.