Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на наш слух. Весь аудио диапазон можно разделить на шесть четких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи.
Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации,
нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон
слышимых частот, и как каждый из них воздействует на наш
слух. Весь аудио диапазон можно разделить на шесть четких
частотных полос, каждая из которых значительно влияет на
общее звучание записи.
1) Низкие басы, суббас (от 10 Гц до 80 Гц) это самые низкие
ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают
гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не
воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю
насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и
сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) это верхние нотыбасовых инструментов и самые низкие ноты таких
инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то
вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно
в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет
вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия
ритмсекции сконцентрирована именно в этом регистре.
3) Нижняя середина, диапазон средних частот (от 200 Гц до
2000 Гц). В этой области лежат низкие гармоники большинства
музыкальных инструментов. Если поднять слишком сильно, то
звучание может приобрести "телефонный" характер. Если
сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание
инструментов будет напоминать медные духовые, а если
слишком под нять октаву 1000 2000 Гц, звучание станет
"жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы
утомляет слух.
4) Верхняя середина, верхняя половина среднечастотного
диапазона (от 2 кГц до 6 кГц). Если слишком поднять эту
полосу, замаскируются звуки, важные для понимания речи. Речь
станет шепелявой, фонемы, формируемые с помощью губ,
станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы,
особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал
погребён под инструментами, нужно попробовать прибрать 3
кГц у инструментов, а у вокала добавить. Так можно показатьвокал, не убирая громкость инструментов.
5) Присутствие (от 4 кГц до 6 кГц). Он "отвечает" за чистоту и
определённость звучания голоса и инструментов. При подъёме
этого участка частотного диапазона музыка кажется "ближе" к
слушателю. Убавление 5 кГц делает звучание более удалённым
и прозрачным.
6) Бриллианс, блеск (от 6 кГц до 16 кГц). Управляет блеском и
прозрачностью звука. Слишком большой подьем этой области
частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.
Рассмотрим теперь принципы эквализации основных
инструментов:
Эквализация вокала. Добавление интенсивности на участке
200300 Гц даёт более полное и гармоничное звучание партии
вокала. Если вокал не основной (бэк), и хочется сделать его
присутствие при тихом прослушивании, то следует увеличивать
диапазон 400 Гц. Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество
его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц.
Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать мягче бэк
вокальные партии. 50007000 Гц разборчивость, высокие
частоты, за счет чего несколько увеличивается динамика, а
также удаляются лишние свистящие. 1015 кГц добавляетпрозрачность вокальной партии, делает её более лёгкой и
"живой".
Эквализация баспартии. Регулировка в диапазоне 3070 Гц
позволяет убирать гул, управлять раздельностью звучания
отдельных нот, сыгранных на басинструменте. 100 Гц говорит
о жёсткости звука басовой партии. Добиться присутствия при
тихом прослушивании 400 Гц. 700 900 Гц редактируется
чистота звучания, а также мощь басовой линии. 12001500 Гц
атака басинструмента. 3000 Гц если инструмент "живой", то
на данной частоте можно отредактировать звуки,
сопутствующие игре (стук пальцев и т. п.). 57 кГц если бас
электронный, то в данном диапазоне регулируется его
жёсткость.
Эквализация электрогитары. Волшебные частоты таковы: 100
Гц читаемость мелодии и более полный тембр инструмента.
150 300 Гц делает гитару более тяжёлой. 700 2000 Гц
лучше уменьшать, за счёт чего гитара приобретёт "фирменный"
звук. 3000 Гц подчёркивается атака. 5 кГц для ритма лучше
немного уменьшить, при увеличении подчеркивается яркость. 7
кГц резкость. 10 15 кГц прозрачность.
Эквализация акустических инструментов (пианино, гитара,
духовые): 100 Гц украшение тембра, он становится болеемягким, для акустической гитары лучше убрать, чтобы было
меньше гула. 150300 Гц позволяет убрать гул в звуке. 35 кГц
атака. 7 кГц резкость. 10 кГц прозрачность. 15 кГц
лёгкость.
Эквализация ударных: 3060 Гц более качественный тембр
для низких составляющих. 100200 Гц улучшение тембра для
малого барабана. 30 200 Гц вырезается для более
качественного звука тарелок. 400 Гц при уменьшении дает
большую естественность низким ударным и больший объем
тарелкам. 7 кГц атака у низких ударных. 10 кГц жёсткость
звучания тарелок. 1215 кГц прозрачность звучания тарелок.
Эквализация синтетических звуков: 200 Гц уменьшается во
избежание мутности. 15 кГц более естественное звучание.
Диапазон Описание
Ощущение
мощи;
чувствуется
больше, чем
слышится.
Суббас 16
60 Гц
Эффект
Слишком
большой
подъем даёт
грязь
Бас 60250
Гц
Основные ноты
ритмсекции;
делает музыку
Слишком
большой
подъем"жирной" или
"тонкой".
Низкая
середина
2502000 Гц
Здесь лежат
нижние
гармоники
большинства
инструментов.
делает
звучание
гулким
Подъем
5001000 Гц
дает
"медное
духовое"
звучание, 1
2 кГц
"жестяное"
Высокая
середина 2
кГц 4 кГц
Распознавание
звуков речи,
таких, как "м",
"б", "в".
Слишком
громко
утомляет
слух
Присутстви
е 4 кГц 6
кГц
Чистота и
определённост
ь звучания
голосов и
инструментов.
Бриллианс
6 кГц 16
кГц
Управляет
блеском и
ясностью.
Подъем
музыка
становится
"ближе"
Слишком
большой
подъем
шепелявость звучания
речи.
Подробнее о частотах музыкальных инструментов
читайте здесь.
Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно
вы хотите сделать!
Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в
принципе устраивает не разрушайте его.
Чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них
должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше
делаются их уровни.
Чтобы все элементы микса лучше подходили друг к другу,
выравнивайте их, манипулируя частотами, так, чтобы у каждого
инструмента была своя частотная полоса.
Обратите внимание на ритмсекцию (бас и барабаны). Она
должна звучать ясно и отчётливо.
Нужно ясно слышать каждый инструмент. Лучший способ этогодобиться сделать, чтобы каждый инструмент находился в
своей частотной полосе.
После подстраивания частот инструмент вне микса может
звучать ужасно. Не обращайте внимания. Главное, чтобы все
вместе звучало хорошо.
Удачи!