ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учет целей, теории и практики об¬разования позволяет определить сле-дующие принципы построения его содержания. Первый — принцип соответст¬вия содержания во всех его элемен-тах и на всех уровнях его конструиро¬вания общим целям современного образования. Именно из этого прин¬ципа вытекает необходимость предус-матривать в составе содержания не только традиционно выделяемые эле-менты (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и лич¬ностного отношения к общечеловече¬ским ценностям.
Иконка файла материала ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.doc
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ         Учет целей, теории и практики образования позволяет определить сле­ дующие принципы построения его содержания.        Первый — принцип соответствия содержания во всех его элементах и   на   всех   уровнях   его   конструирования  общим   целям   современного образования.  Именно   из   этого   принципа   вытекает   необходимость   предус­ матривать   в   составе   содержания   не   только   традиционно   выделяемые   эле­ менты (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией   образования   отражают   опыт   творческой   деятельности   и   лич­ ностного отношения к общечеловеческим ценностям.              Второй — принцип единства содержательной и процессуальной сторон   обучения.  Он   противостоит   односторонней   ориентации,   рассмат­ ривающей содержание в отрыве от педагогической реальности.        Третий — принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Из этого принципа следует, что содер­ жание образования не должно рассматриваться как простая сумма создавае­ мых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. От­ дельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть   ориентированы   на   общее   представление   о   составе   и   структуре   всего содержания   образования.   Смысл   этого   принципа   состоит   в   том,   чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.        И все же следует сказать, что все перечисленные принципы еще не могут в полной мере быть достаточными для разработки содержания каждого учеб­ ного предмета, источники, из которых учебный предмет черпает содержание, разные. Различные также и их функции. Для конкретизации содержания на уровнях   учебного   предмета   и   учебного   материала   ведущее   значение приобретают   дидактические   основания,   т.е.   главные   положения   дидактики как   теоретической   педагогической   дисциплины.   Здесь   имеется   в   виду   в первую   очередь   необходимость   учитывать   основные   дидактические   ха­ рактеристики   обучения,  отражающие   единство  преподавания   и  учения,  со­ держательной и процессуальной сторон обучения и др.        Практика же составления документов, определяющих содержание обра­ зования двенадцатилетней школы, показывает, что можно говорить не только об отставании педагогической практики от науки, но и о забывчивости самой науки.   Ведь   многое,   чего   следовало   бы   избежать   при   составлении   этих документов, было уже разработано в 80­е годы.         Таким образом, концепция содержания, в основе которой лежит пред­ ставление о личностно ориентированном образовании, существует в педаго­ гической науке. В дальнейшем требуется не только совершенствование даннойтеории, но и использование ее на практике. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ         Перейдя же непосредственно к вопросу о личностном образовании, будем опираться на дидактические принципы данной проблемы.              Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого­педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет   не   столько   знание   воспитателем   возраста   и   индивидуальных   осо­ бенностей,   сколько   учет   личностных   характеристик   и   возможностей воспитанников.   Личностный   подход,   лежащий   в   основе   построения содержания   образования,   понимается   как   опора   на   личностные   качества. Последние   выражают   очень   важные   для   воспитания   характеристики   ­ направленность   личности,   ее   ценностные   ориентации,   жизненные   планы, сформировавшиеся   установки,   доминирующие   мотивы   деятельности   и поведения.   Ни   возраст,   взятый   в   отдельности,   ни,   индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований   для   высококачественного   личностно   ориентированного   воспи­ тательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ ность   личности,   безусловно,   связаны   с   возрастом   и   индивидуальными особенностями.   Но   только   приоритет   главных   личностных   характеристик выводит на правильный учет данных качеств. Принцип личностного подхода требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал   и   хорошо   знал   индивидуальные   особенности   темперамента,   черты характера,   взгляды,   вкусы,   привычки   своих   воспитанников;   2)   умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных   качеств,   как   образ   мышления,   мотивы,   интересы,   установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной   для   него   и   все   усложняющейся   по   трудности   воспитательной деятельности,   обеспечивающей   прогрессивное   развитие   личности; 4)   своевременно   выявлял   и   устранял   причины,   которые   могут   помешать достижению   цели,   а   если   эти   причины   не   удалось   вовремя   выявить   и устранить ­ оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся   условий   и   обстоятельств;   5)   максимально   опирался   на собственную активность личности; 6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности,   помогал   в   выборе   целей,   методов,   форм   самовоспитания;   7) развивал   самостоятельность,  инициативу, самодеятельность  воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не   поверхностное,   а   глубинное   развитие   процессов,   опираться   на закономерности причинно­следственных отношений.             При   личностном   подходе   учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   приобретает   новую   направленность.   Диагностируются потенциальные   возможности,   ближайшие   перспективы.   Как   известно, максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств ­ в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать   воспитанников   к   труду,   дисциплине,   поведению   в   обществе. Старшие   подростки   понимают   уже   прямую,   открытую   постановку   задач   в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта   активность,   стремление   к   самостоятельности   должны   быть   хорошо организованы   педагогом.   Старших   школьников   отличает   возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них разви­ вают   высокие   нравственные   идеалы,   чувство   ответственности.   Проектируя будущие   результаты   воспитания,   надо   помнить   о   постепенном   снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из­ за   уменьшения   с   возрастом   пластичности   нервной   системы,   нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.              В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно   изучать   эти   и   другие   особенности   довольно   трудно, воспитатель,   если   он   желает   добиться   успеха,   вынужден   идти   на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.               Учитывая   возросший   уровень   знаний   современных   школьников,   их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.               Быстрые   темпы   формирования   личностных   качеств   в   детском   и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока   содержание,   организация,   методы   и   формы   воспитания   придут   в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели   укорениться   в  их   душе.  Однако,  повышая   требования,  необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже,   к   недостаточно   полному,   поверхностному   выполнению   требований. Обычно   в   таких   случаях   вырабатывается   привычка   обходиться полудостигнутым.               Особенно  внимательно  воспитатели  должны  следить  за  изменением главных   личностных   качеств   ­   направленности   ценностных   ориентаций, жизненных   планов   деятельности   и   поведения,   оперативно   корректируютпроцесс   воспитания,   направляя   его   на   удовлетворение   личностных   и общественных потребностей.        Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется   лишь   по   отношению   к   «трудным»   школьникам,   нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники  нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.        Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Нужно сделать его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.               Итак, в работе мы рассмотрели существующие концепции содержания образования   и   убедились,   что   наиболее   актуальной   в   педагогическом   и общественно­значимом   плане   является   модель   адекватная   социальному опыту,   тесно   интегрированная   с   личностным   подходом.   Эта   концепция содержания   образования   базируется   на:    a)   принципе   соответствия содержания общим целям современного образования; б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения; в) принципе структурно­ го единства.              Эта модель содержания образования   носит проектирующий характер, поскольку   позволяет   материализовать   в   процессе   обучения,   и   в   конечном счете   «отложить»   в   сознании   учеников   научные   и   культурно­ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.        Не секрет, что личностно­ориентированное обучение является на порядок выше по качеству  насыщения материалом и уровню  его подачи учащимся. Результатом   подобной   образовательной   технологии   является     расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся как правило могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.         Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из­за   стремления   современного   молодого   поколения   получать   качественно иной   образовательный   материал.   Как   известно,   тесное   взаимодействие преподавателя   и   ученика   позволяет   значительно   повысить   уровень   знания последнего, а со стороны учителя поднять  свой квалификационный уровень, непосредственно   изучая   индивидуальные   и   психологические     особенности своего   подопечного,   выявляя   сильные   и   слабые   стороны   личности   и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого,   выбирать   методы,   приемы   и   средства   педагогического воздействия. Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу  угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуман­ных,   доверительных   отношений   между   ним   и   воспитателем.   Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.