Приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям России
Оценка 5

Приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям России

Оценка 5
docx
11.03.2024
Приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям России
Приобщение детей и их родителей к базовым.docx

Приобщение детей и их родителей к базовым

духовно - нравственным и социокультурным ценностям России

 

Плотникова Ирина Викторовна

воспитатель

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

Детский сад № 10 комбинированного вида

г. Каменска - Уральского

 

 

Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях, приобщение детей к духовным истокам своей традиционной культуры.

Решение данной задачи отражено и в Стандарте дошкольного образования, внедрение которого направлено на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Эту задачу позволяет решить реализация программы для дошкольного образования «Социокультурные Истоки» автор Кузьмин А.И., Камкин А.В., (далее Программа), которая имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России и на основе которой мы и строим свою работу. В данной Программе педагог, ребенок и его  родители развиваются в равной степени, так как вся проводимая работа осуществляется через организацию совместной деятельности всех участников образовательных отношений.

Реализацию Программы в образовательном процессе я осуществляю третий год, начинала работу с детьми среднего дошкольного возраста.

Перед началом системной работы проводила с родителями активные занятия по изучаемым темам. Это способствовало созданию условий для взаимодействия детей и родителей, помогло родителям определить роль духовно нравственных ценностей в жизни человека, выбрать воспитательные ориентиры в сложном современном мире.

Вся работа с детьми и родителями проводилась на основе активных занятий - ресурсный круг, работа в паре и в микрогруппах, что обеспечивало возможность детям учиться общению со сверстниками и взрослыми, умению высказывать свою точку зрения, активно обмениваться знаниями, терпеливо выслушивать друг друга. Работа на активных занятиях позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень.

Каждое утро в нашей группе начинается с ресурсного круга, в котором дети говорят о своих добрых делах, рассказывают о прочитанных с родителями литературных произведениях, анализируют поступки героев произведений. Темы бесед перекликаются с изучаемой по Программе темой. Дети настраиваются на рабочий день, желают друг другу приятных впечатлений, хвалят или благодарят собеседника. В ресурсном круге, по возможности, участвуют и родители, детям всегда приятно услышать добрые, напутственные слова от своих мам и пап, такой прием повышает самооценку и вырабатывает чувство собственного достоинства.

Работа по книгам развития, включенным в Программу, подводит детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению своего жизненного опыта.

Работа по теме «Дружная семья» способствовала присоединению всех участников образовательного процесса к традициям русской семьи, приобретению социокультурного опыта отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Положительный опыт семейных отношений приобретался через чтение и осмысление родителями и детьми литературных произведений Л.Корсунской «Семья», Э. Шима «Брат и младшая сестра», Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

Проведение совместных мероприятий: «День именинника», «День Матери», способствовали формированию понимания необходимости дружной семьи в жизни человека, развитию представлений детей о традициях семьи, преемственности, связывающей разные поколения.

Раскрытие темы труда в жизни человека, освоение и осмысление данной социокультурной категории осуществлялось через проведение народных игр, в которых дети, с помощью имитационных движений, закрепляют знания о работе земледельцев в поле. В совместных размышлениях по прочитанному произведению П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» подводят итог о благодарности хлеборобу за его труд. Проведение мероприятия «Вечер - встреча с интересными людьми», оформление родителями в паре с ребенком страницы Альбома «Праведный труд» выводит взрослых и детей на осмысление значимости труда и доброго дела каждого ребенка.

Результатом работы по книге «Благодарное слово» является освоение и осмысление родителями и детьми социокультурной категории «Труд души». Чтение и размышления по литературным произведениям способствовали закреплению положительного опыта употребления детьми слов благодарности близким, родной земле, матушке – природе, подводили детей к пониманию «на добро добром отвечают». Проводя совместные мероприятия: «Рождественские вечера», «Масленица», активно использовали национальный фольклор, вызывали интерес детей к истории своего народа, воспитывали бережное к природе.

Освоению социокультурной категории «Послушание» способствовало чтение и обыгрывание детьми и родителями русской народной сказки «Гуси – лебеди», сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Сказки направлены на развитие послушания в детях, понимания того, что только послушание, терпение и настойчивость помогают преодолевать все трудности.

Традиционным для нас, в течение двух лет, стало проведение совместных мероприятий с детьми параллельной группы. Результативность проводимой работы отразилась в теме «Верность родной земле».

В мероприятии «Славный, могучий богатырь», мальчишки двух групп в костюмах богатырей показывали свою силу и удаль, сражались на мечах,

надевали кольчугу на скорость, «перевозили на коне» своих дам сердца, рассказывали о своих достоинствах, надев волшебный богатырский шлем. Каждому мальчишке хотелось доказать, что он сильный, достоен похвалы и внимания. Девочки, как хранители очага, ждали своих богатырей, готовили им вкусный обед и чинили кольчугу.

В ходе мероприятия закрепили пословицы и поговорки о взаимопомощи и выручке, продемонстрировали странички из альбома о  богатырях, посмотрели мультфильм о богатыре «Илье Муромце».

Дети усвоили, что только верный своей земле и своему народу человек сможет стать настоящим защитником.

С детьми параллельной группы работали над освоением темы «Сказочное слово». Провели литературную викторину «Моя любимая сказка». Дети предварительно в своих группах придумывали задания для другой группы и, по очереди, задавали вопросы, например: В каких сказках встречается лиса, заяц, волк и т.д.? В каких сказках встречается волшебство? Чему учит сказка? Что в сказках правда, а что ложь? Кто придумывает сказки? Затем детям предлагается раскрасить фрагмент из сказки в паре (по одному человеку из группы). В микрогруппах (по 2-3 человека из группы) собрать картинку и угадать сказку. И в конце, собравшись в ресурсный круг, поблагодарить друг друга.

Решая задачу приобщения детей и родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России и исходя из того, что в нашей группе дети девяти национальностей (кыргызы, азербайджанцы, болгары, украинцы, армяне, татары, башкиры, лезгины и русские), и каждая нация уважаема и почетна, появилась необходимость реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». В рамках реализации проекта проведена большая совместная работа с детьми и родителями по изучению национальных культур.

Ежедневно мы знакомились с определенной нацией, с символикой, не только России, но и других наций. Дети легко узнают национальные флаги разных народов, знают значение цветовой гаммы на флаге и понимают ее значимость для каждой нации. Знакомились с бытом каждой национальности (где проживают, как называется жилище), национальным костюмом, флагом, национальной музыкой (звучание национальных музыкальных инструментов), танцами и играми.

Представители наций (родители) провели большую и плодотворную работу с детьми: читали детям национальные сказки «Жадная ворона» - кыргызская сказка, «Ученая кошка» - азербайджанская сказка,  «Благодарный заяц» - башкирская; играли в национальные игры: «Надень папаху» - лезгинская,  «Бой  подушками»  -  татарская,  «Веселые  ребята»  -  башкирская, «Угадай,  кто  под  платком»  -  лезгинская  и  др.;  проводили  мастер  -  классы «Изготовление украинских венков», «Вертолетик от дедушки»; устраивали национальные празднования с дегустацией национальных блюд «Башкирские посиделки», «Татарские гуляния», «Русский перепляс». Каждый родитель, принявший участие в проекте, очень ответственно подошел к проведению того или иного мероприятия. Были использованы: музыкальное сопровождение, национальные костюмы и национальные атрибуты, мультимедиа, что помогло вызвать неподдельный интерес и восторг у детей.

В процессе реализации проекта силами родителей и педагогов, был собран музей национальных ценностей, в котором находятся национальные атрибуты: головные уборы, монеты, одежда, национальная утварь и многое другое; изготовлены: книга национальных сказок, книга национальных рецептов, альбом для раскрашивания национальных костюмов, куклы в национальных костюмах, национальные флаги, дидактические игры и пособия». Дети приобщались к истокам культуры разных народов, осуществлялось развитие их познавательных и творческих способностей, прививалось уважение к искусству и наследию народа, развивалось чувство гордости за свой народ, уважение к традициям, патриотизм и любовь к  России.

Вся проводимая работа способствовала сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей у родителей и детей.

 


 

Приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям

Приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям

В совместных размышлениях по прочитанному произведению

В совместных размышлениях по прочитанному произведению

Вертолетик от дедушки»; устраивали национальные празднования с дегустацией национальных блюд «Башкирские посиделки», «Татарские гуляния», «Русский перепляс»

Вертолетик от дедушки»; устраивали национальные празднования с дегустацией национальных блюд «Башкирские посиделки», «Татарские гуляния», «Русский перепляс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024