Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Актуальность
Развитие системы дошкольного образования в последние годы стало одним из приоритетных направлений развития образования в Российской Федерации.
Законом «Об образовании в РФ» определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155
зарегистрирован в Минюсте России
14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30 384)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Стандарт является основой для разработки Программы.
Содержание Программы охватывает определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Приоритетным направлением дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие детей, приобщение их к русской народной культуры
Художественно-эстетическое воспитание – воспитание средствами искусства
Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей мы придаем народному искусству
Разработанная нами система по приобщению детей к русской народной является результатом анализа нормативно-правовых документов, научной литературы, публикаций педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, собственных практических наработок и многолетних наблюдений.
Цель — помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о родной культуре, развитию устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей;
формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию своего народа, воспитывать доброжелательное отношение к представителям разных этнических групп;
развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества, формировать этнокультурную компетентность.
Содержание включает в себя:
принципы и подходы формирования этнокультурной компетентности детей;
введение национально-регионального компонента образовательных стандартов;
социальные связи с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства, общественными организациям;
комплексирование этноориентированных программ и технологий с другими программами дошкольного образования.
В основу содержания положена комплексная программа «Детство» (авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) и органично включены парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы Князева О.Л., Маханева М.Д.), парциальная программа «Са-Фи-Дансе» (авторы Фирилева Ж.С., Сайкина Е.Г.) а также региональная программа «Непреходящие ценности малой Родины» (автор Пчелинцева Е.В.).
Основные принципы образовательного этнокультурного процесса в дошкольном учреждении:
Принцип природосообразности,
Принцип культуросообразности,
Принцип народности,
Принцип гуманизации,
Принцип диалога культур,
Принцип воспитывающего культурного окружения.
Нами продуманы следующие педагогические условия:
определение содержания образовательной работы, учитывающей этнокультурное многообразие региона;
создание предметно-развивающей среды, имеющей этнокультурную направленность;
повышение этнокультурной образованности педагогических работников;
целенаправленное систематическое взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ, предполагающее проведение разнообразных педагогических мероприятий, использование авторских методических подходов;
организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников;
расширение образовательного пространства, выражающееся в сотрудничестве ДОУ с различными социокультурными объектами (театрами, музеями, картинными галереями, спортивными учреждениями, библиотеками и т.д.);
организация кружков, студий, художественных мастерских, литературно-музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного этнокультурного процесса.
Эффективными средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры являются элементы этнографической культуры:
устное народное творчество,
музыкальный фольклор,
народные праздники и игры,
народное декоративно-прикладное искусство.
Нами выбраны следующие приоритеты:
Знакомство детей с национальными предметами быта.
Широкое использование фольклора во всех его проявлениях.
Приобщение детей к народным праздникам и традициям.
Знакомство детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Алгоритм освоения этнокультурного материала дошкольниками:
эмоциональное восприятие материала;
его осмысление (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур);
воспроизведение в различных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой и т.д.);
творческое применение и использование усвоенного материала.
К формам организации работы по активному освоению детьми этнокультурного наследия относятся:
Занятия.
Беседы.
Видеопросмотры.
Развлечения и праздники.
Фольклорные концерты и театрализованные представления.
Целевые прогулки, экскурсии.
Самостоятельная деятельность детей.
Студийно-кружковая работа.
Эффективные методы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей:
Дидактические игры: «Старинное-нестаринное», «Лавка сувениров», «Угадай, чей народный костюм», «Кому, что нужно для работы», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет», «Найди изделия мастеров», «Найди названный предмет» и др;
Русские народные игры: «Каравай», «Две тетери», «Золотые ворота», «Жмурки», «Ручеек» и др;
Метод проектов.
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
Проведения родительских собраний, тематических консультаций, конференций, устных журналов.
Оформления информационных стендов для родителей, папок-раскладок.
Проведения совместных прогулок и экскурсий.
Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Участия родителей в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Участия родителей в выставках семейного творчества.
Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Ведения социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания .
И др.
Формы повышения этнокультурной образованности практических работников:
Педагогические советы, семинары-практикумы, мастер-классы.
Изучение и анализ образовательных программ этнокультурного содержания.
Изучение лучшего педагогического опыта.
Открытые просмотры занятий и отдельных режимных моментов.
Работа творческих и проблемных микрогрупп.
Тренинговые занятия по разучиванию различных жанров фольклора, народных игр, обрядов и т.п.
Тематические выставки этнокультурной направленности.
Посещение культурных центров, музеев и культурно-досуговых мероприятий, проводимых на площадках города и в дошкольных образовательных учреждениях.
Активное участие в конкурсах различного уровня.
И др.
Дошкольник в сфере художественно-эстетического воспитания на материале народного искусства характеризуется (ожидаемые результаты):
Устойчивым интересом к знаниям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи и т.п.).
Осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
Овладением речью, т.е. знанием слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями.
Использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроем.
Для совершенствования образовательного этнокультурного процесса во всех возрастных группах предусматриваются разнообразные взаимосвязанные и взаимодополняющие методы диагностики:
наблюдение педагогического процесса,
индивидуальные беседы с детьми,
анализ детских работ,
анкетирование родителей и воспитателей,
самоанализ деятельности педагога,
итоговые занятия,
изучение педагогической документации,
педагогическая диагностика,
и др.
Работа по приобщению детей к русскому народному искусству ведется систематически и планомерно во всех возрастных группах.
Мы разработали перспективное планирование по художественно-эстетическому воспитанию детей на материале народного искусства на 2014 – 2017 годы, которое отражается в годовом плане дошкольного учреждения. Это позволяет спланировать дальнейшую воспитательно-образовательную работу всех участников образовательного этнокультурного процесса.
Одним из способов внедрения этноориентированных программ стала корректировка учебного плана. Непосредственно на материале русской народной культуры построены два занятия в месяц по краеведению. В качестве примера приведем темы некоторых занятий по краеведению: «Хлеб да соль», «Не печь кормит, а руки», «Как рубашка в поле выросла», «Зимушка – зима», «Святки», «Знакомство с Масленицей»
Занятия распределены по четырем основным блокам:
Занятия познавательного цикла (воспитатель) - знакомство с историей России, бытом и укладом наших предков, трудом взрослых, устным народным творчеством;
Занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством русского народа (воспитатель) - знакомство с изобразительным, декоративно-прикладным искусством (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Майдан, вышивка, макраме, деревянное зодчество и др.);
Занятия по использованию фольклора в развитии двигательной активности детей (педагог дополнительного образования) - знакомство с русскими народными играми;
Занятия по знакомству с русским музыкальным и поэтическим народным творчеством (музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) - знакомство с обычаями, традициями, трудом взрослых по народному календарю.
Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которая представляет собой процесс приобщения детей к традиционному наследию своего народа.
Исследователь славянской мифологии и культуры
Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.