«Приобщение детей к русской народной культуре»
Оценка 5

«Приобщение детей к русской народной культуре»

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
воспитание
1 кл—5 кл
10.02.2020
«Приобщение  детей  к русской народной  культуре»
Художественно-эстетическое развитие предполагает: 1) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 2) становление эстетического отношения к окружающему миру; 3) формирование элементарных представлений о видах искусства; 4) восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5) стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6) реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
001 Презентация Приобщение детей к русской народной культуре (2).ppt

Приобщение детей к русской народной культуре»

Приобщение детей к русской народной культуре»

«Приобщение детей к русской народной культуре»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Актуальность

Развитие системы дошкольного образования в последние годы стало одним из приоритетных направлений развития образования в Российской Федерации.

Законом «Об образовании в РФ» определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155
зарегистрирован в Минюсте России
14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30 384)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Стандарт является основой для разработки Программы.

Содержание Программы охватывает определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

Содержание Программы охватывает определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

Содержание Программы охватывает определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области

социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений…

Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений…

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Приоритетным направлением дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие детей, приобщение их к русской народной культуры

Приоритетным направлением дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие детей, приобщение их к русской народной культуры

Приоритетным направлением дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие детей, приобщение их к русской народной культуры

Художественно-эстетическое воспитание – воспитание средствами искусства

Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей мы придаем народному искусству

Николай Михайлович Карамзин сказал: «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен»

Николай Михайлович Карамзин сказал: «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен»

Николай Михайлович Карамзин сказал: «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен».

По мнению Виктора Астафьева: «Жив народ, пока жива его историческая память».

Разработанная нами система по приобщению детей к русской народной является результатом анализа нормативно-правовых документов, научной литературы, публикаций педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, собственных практических наработок…

Разработанная нами система по приобщению детей к русской народной является результатом анализа нормативно-правовых документов, научной литературы, публикаций педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, собственных практических наработок…

Разработанная нами система по приобщению детей к русской народной является результатом анализа нормативно-правовых документов, научной литературы, публикаций педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, собственных практических наработок и многолетних наблюдений.

Цель — помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах: способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о родной культуре, развитию устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных…

Эта цель конкретизируется в следующих задачах: способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о родной культуре, развитию устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных…

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о родной культуре, развитию устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей;
формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию своего народа, воспитывать доброжелательное отношение к представителям разных этнических групп;
развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества, формировать этнокультурную компетентность.

Содержание включает в себя: принципы и подходы формирования этнокультурной компетентности детей; введение национально-регионального компонента образовательных стандартов; социальные связи с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства,…

Содержание включает в себя: принципы и подходы формирования этнокультурной компетентности детей; введение национально-регионального компонента образовательных стандартов; социальные связи с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства,…

Содержание включает в себя:

принципы и подходы формирования этнокультурной компетентности детей;
введение национально-регионального компонента образовательных стандартов;
социальные связи с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства, общественными организациям;
комплексирование этноориентированных программ и технологий с другими программами дошкольного образования.

В основу содержания положена комплексная программа «Детство» (авторы:

В основу содержания положена комплексная программа «Детство» (авторы:

В основу содержания положена комплексная программа «Детство» (авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) и органично включены парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы Князева О.Л., Маханева М.Д.), парциальная программа «Са-Фи-Дансе» (авторы Фирилева Ж.С., Сайкина Е.Г.) а также региональная программа «Непреходящие ценности малой Родины» (автор Пчелинцева Е.В.).

Основные принципы образовательного этнокультурного процесса в дошкольном учреждении:

Основные принципы образовательного этнокультурного процесса в дошкольном учреждении:

Основные принципы образовательного этнокультурного процесса в дошкольном учреждении:

Принцип природосообразности,
Принцип культуросообразности,
Принцип народности,
Принцип гуманизации,
Принцип диалога культур,
Принцип воспитывающего культурного окружения.

Нами продуманы следующие педагогические условия: определение содержания образовательной работы, учитывающей этнокультурное многообразие региона; создание предметно-развивающей среды, имеющей этнокультурную направленность; повышение этнокультурной образованности педагогических работников; целенаправленное…

Нами продуманы следующие педагогические условия: определение содержания образовательной работы, учитывающей этнокультурное многообразие региона; создание предметно-развивающей среды, имеющей этнокультурную направленность; повышение этнокультурной образованности педагогических работников; целенаправленное…

Нами продуманы следующие педагогические условия:

определение содержания образовательной работы, учитывающей этнокультурное многообразие региона;
создание предметно-развивающей среды, имеющей этнокультурную направленность;
повышение этнокультурной образованности педагогических работников;
целенаправленное систематическое взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ, предполагающее проведение разнообразных педагогических мероприятий, использование авторских методических подходов;
организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников;
расширение образовательного пространства, выражающееся в сотрудничестве ДОУ с различными социокультурными объектами (театрами, музеями, картинными галереями, спортивными учреждениями, библиотеками и т.д.);
организация кружков, студий, художественных мастерских, литературно-музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного этнокультурного процесса.

Эффективными средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры являются элементы этнографической культуры: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные праздники и игры, народное декоративно-прикладное искусство

Эффективными средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры являются элементы этнографической культуры: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные праздники и игры, народное декоративно-прикладное искусство

Эффективными средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры являются элементы этнографической культуры:

устное народное творчество,
музыкальный фольклор,
народные праздники и игры,
народное декоративно-прикладное искусство.

Нами выбраны следующие приоритеты:

Знакомство детей с национальными предметами быта.
Широкое использование фольклора во всех его проявлениях.
Приобщение детей к народным праздникам и традициям.
Знакомство детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Алгоритм освоения этнокультурного материала дошкольниками: эмоциональное восприятие материала; его осмысление (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур); воспроизведение в различных видах…

Алгоритм освоения этнокультурного материала дошкольниками: эмоциональное восприятие материала; его осмысление (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур); воспроизведение в различных видах…

Алгоритм освоения этнокультурного материала дошкольниками:

эмоциональное восприятие материала;
его осмысление (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур);
воспроизведение в различных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой и т.д.);
творческое применение и использование усвоенного материала.

К формам организации работы по активному освоению детьми этнокультурного наследия относятся:

К формам организации работы по активному освоению детьми этнокультурного наследия относятся:

К формам организации работы по активному освоению детьми этнокультурного наследия относятся:

Занятия.
Беседы.
Видеопросмотры.
Развлечения и праздники.
Фольклорные концерты и театрализованные представления.
Целевые прогулки, экскурсии.
Самостоятельная деятельность детей.
Студийно-кружковая работа.

Эффективные методы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей:

Эффективные методы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей:

Эффективные методы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей:

Дидактические игры: «Старинное-нестаринное», «Лавка сувениров», «Угадай, чей народный костюм», «Кому, что нужно для работы», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет», «Найди изделия мастеров», «Найди названный предмет» и др;
Русские народные игры: «Каравай», «Две тетери», «Золотые ворота», «Жмурки», «Ручеек» и др;
Метод проектов.

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Проведения родительских собраний, тематических консультаций, конференций, устных журналов.
Оформления информационных стендов для родителей, папок-раскладок.
Проведения совместных прогулок и экскурсий.
Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Участия родителей в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Участия родителей в выставках семейного творчества.
Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Ведения социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания .
И др.

Формы повышения этнокультурной образованности практических работников:

Формы повышения этнокультурной образованности практических работников:

Формы повышения этнокультурной образованности практических работников:

Педагогические советы, семинары-практикумы, мастер-классы.
Изучение и анализ образовательных программ этнокультурного содержания.
Изучение лучшего педагогического опыта.
Открытые просмотры занятий и отдельных режимных моментов.
Работа творческих и проблемных микрогрупп.
Тренинговые занятия по разучиванию различных жанров фольклора, народных игр, обрядов и т.п.
Тематические выставки этнокультурной направленности.
Посещение культурных центров, музеев и культурно-досуговых мероприятий, проводимых на площадках города и в дошкольных образовательных учреждениях.
Активное участие в конкурсах различного уровня.
И др.

Дошкольник в сфере художественно-эстетического воспитания на материале народного искусства характеризуется (ожидаемые результаты):

Дошкольник в сфере художественно-эстетического воспитания на материале народного искусства характеризуется (ожидаемые результаты):

Дошкольник в сфере художественно-эстетического воспитания на материале народного искусства характеризуется (ожидаемые результаты):

Устойчивым интересом к знаниям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи и т.п.).
Осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
Овладением речью, т.е. знанием слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями.
Использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроем.

Для совершенствования образовательного этнокультурного процесса во всех возрастных группах предусматриваются разнообразные взаимосвязанные и взаимодополняющие методы диагностики: наблюдение педагогического процесса, индивидуальные беседы с детьми, анализ детских…

Для совершенствования образовательного этнокультурного процесса во всех возрастных группах предусматриваются разнообразные взаимосвязанные и взаимодополняющие методы диагностики: наблюдение педагогического процесса, индивидуальные беседы с детьми, анализ детских…

Для совершенствования образовательного этнокультурного процесса во всех возрастных группах предусматриваются разнообразные взаимосвязанные и взаимодополняющие методы диагностики:

наблюдение педагогического процесса,
индивидуальные беседы с детьми,
анализ детских работ,
анкетирование родителей и воспитателей,
самоанализ деятельности педагога,
итоговые занятия,
изучение педагогической документации,
педагогическая диагностика,
и др.

Работа по приобщению детей к русскому народному искусству ведется систематически и планомерно во всех возрастных группах

Работа по приобщению детей к русскому народному искусству ведется систематически и планомерно во всех возрастных группах

Работа по приобщению детей к русскому народному искусству ведется систематически и планомерно во всех возрастных группах.

Мы разработали перспективное планирование по художественно-эстетическому воспитанию детей на материале народного искусства на 2014 – 2017 годы, которое отражается в годовом плане дошкольного учреждения. Это позволяет спланировать дальнейшую воспитательно-образовательную работу всех участников образовательного этнокультурного процесса.

Одним из способов внедрения этноориентированных программ стала корректировка учебного плана. Непосредственно на материале русской народной культуры построены два занятия в месяц по краеведению. В качестве примера приведем темы некоторых занятий по краеведению: «Хлеб да соль», «Не печь кормит, а руки», «Как рубашка в поле выросла», «Зимушка – зима», «Святки», «Знакомство с Масленицей»

Занятия распределены по четырем основным блокам:

Занятия распределены по четырем основным блокам:

Занятия распределены по четырем основным блокам:

Занятия познавательного цикла (воспитатель) - знакомство с историей России, бытом и укладом наших предков, трудом взрослых, устным народным творчеством;
Занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством русского народа (воспитатель) - знакомство с изобразительным, декоративно-прикладным искусством (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Майдан, вышивка, макраме, деревянное зодчество и др.);
Занятия по использованию фольклора в развитии двигательной активности детей (педагог дополнительного образования) - знакомство с русскими народными играми;
Занятия по знакомству с русским музыкальным и поэтическим народным творчеством (музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) - знакомство с обычаями, традициями, трудом взрослых по народному календарю.

Родители являются помощниками педагогов в сложном деле приобщения детей к истокам русской народной культуры

Родители являются помощниками педагогов в сложном деле приобщения детей к истокам русской народной культуры

Родители являются помощниками педагогов в сложном деле приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Приведем примеры работы по приобщению детей к русской народной культуре

Мини-музей «Дом ложки»

Мини-музей «Дом ложки»

Мини-музей «Дом ложки»

Мини-музей «Деревянная народная игрушка»

Мини-музей «Деревянная народная игрушка»

Мини-музей «Деревянная народная игрушка»

Мини-музей «Мышки-малышки»

Мини-музей «Мышки-малышки»

Мини-музей «Мышки-малышки»

Уголок национального искусства, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок

Уголок национального искусства, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок

Уголок национального искусства, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок

Мини - галерея в фойе ДОУ

Мини - галерея в фойе ДОУ

Мини - галерея в фойе ДОУ

Мини-музей «Морозов дружная семья»

Мини-музей «Морозов дружная семья»

Мини-музей «Морозов дружная семья».

Городской фестиваль детских театральных коллективов «В гостях у

Городской фестиваль детских театральных коллективов «В гостях у

Городской фестиваль детских театральных коллективов «В гостях у Буратино».

Городской конкурс творческих работ «Подарок маме»

Городской конкурс творческих работ «Подарок маме»

Городской конкурс творческих работ «Подарок маме»

Городское мероприятие «Встреча двух поколений» с ветеранами труда нашего детского сада

Городское мероприятие «Встреча двух поколений» с ветеранами труда нашего детского сада

Городское мероприятие «Встреча двух поколений» с ветеранами труда нашего детского сада.

Городской конкурс чтецов «Солнечные капельки поэзии» на базе

Городской конкурс чтецов «Солнечные капельки поэзии» на базе

Городской конкурс чтецов «Солнечные капельки поэзии» на базе Детского отдела Центральной библиотеки им. В.А. Пазухина.

Городской фестиваль «Ступеньки творчества»

Городской фестиваль «Ступеньки творчества»

Городской фестиваль «Ступеньки творчества».

Смотр - конкурс художественного творчества педагогов «Зимний букет»

Смотр - конкурс художественного творчества педагогов «Зимний букет»

Смотр - конкурс художественного творчества педагогов «Зимний букет».

Экскурсия в музей «Кинешемский валенок»

Экскурсия в музей «Кинешемский валенок»

Экскурсия в музей «Кинешемский валенок»

Городской фестиваль «Ступеньки творчества» в честь празднования

Городской фестиваль «Ступеньки творчества» в честь празднования

Городской фестиваль «Ступеньки творчества»
в честь празднования Дня защиты детей.

Городской конкурс «Мини-Снегурочка» среди

Городской конкурс «Мини-Снегурочка» среди

Городской конкурс «Мини-Снегурочка»
среди ДОУ микрорайона «Волжанка».

Городское торжественное мероприятие, посвященное

Городское торжественное мероприятие, посвященное

Городское торжественное мероприятие,
посвященное Дню Победы.

Семинар-практикум «Куклы наших бабушек» на заседание клуба «Педагогический поиск» для студентов

Семинар-практикум «Куклы наших бабушек» на заседание клуба «Педагогический поиск» для студентов

Семинар-практикум «Куклы наших бабушек» на заседание клуба «Педагогический поиск» для студентов Кинешемского педагогического колледжа

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которая представляет собой процесс приобщения детей к традиционному наследию…

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которая представляет собой процесс приобщения детей к традиционному наследию…

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которая представляет собой процесс приобщения детей к традиционному наследию своего народа.

Исследователь славянской мифологии и культуры
Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020