Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок.
Оценка 4.6

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок.

Оценка 4.6
docx
13.02.2023
Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию                                                  через мир сказок.
Приобщение детей к сказкам.docx

         Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию

                                                 через мир сказок.

«Сказка дает ребенку первое чувство героического –     чувство испытания, опасности, признания, усилия и победы, учит его мужеству и верности, учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира. В сказке народ сохранил свое страдание, свой юмор и свою мудрость»

                                                                    И.Ильина.

 

В детстве у каждого из нас была своя любимая сказка и мы любили слушать много раз, хотя знали в ней наизусть каждое слово. Как искренне мы переживали за любимого героя, и отправлялись вместе с ним в далекое путешествие или совершали подвиги во имя добра, побеждая хитрость и зло. Сказка - это целый мир волшебных героев, который полон чудес.

С древних времен наши предки использовали сказку для обучения своих детей. Родители с помощью сказки помогали крохе осмыслить свое поведение и понять, чего не следовало совершать и почему.

А.В Сухомлинский говорил, о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он утверждал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Дошкольники очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо

реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через

сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию

современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и

выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и

способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся

неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного

жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди

сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для

взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать

не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это

получается очень легко.  Сказка учит смелости, доброте и всем другим

положительным человеческим качествам, но делает это без скучных

наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек

поступает плохо, не по совести. Рассказывая сказки детям, мы не только обогащаем их представление о предметах и явлениях, но и передаем знания жизни, развиваем мышление, фантазию, учим сопереживать героям.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской

жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к

близким людям. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к

враждебности, нежелание делиться игрушками. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,  справедливости, сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей

с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский

быт малыша и по своей сути сказка вполне отвечает природе

маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности

ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных

понятий и человеческих ценностей.  А сказка одно из первых произведений искусства, где целью является развивать в ребёнке личность, отличающего мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. Сказки созданы не для забавы, они являются мудрым воспитателем ребёнка, ведь сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, приобщает к культуре, развивает ум, обогащает речь. В сказках добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Действия многих сказок проходят на фоне родной природы. Живописно, по сказочному изображает сказка и зиму с сугробами до пояса, и весну с проталинками и жаворонками, красное лето. Всё это способствует к зарождению любви к родному краю, к Родине, к семье, к личности независимо от национальной принадлежности.

                     Основными задачами работы являются:

1.      Знакомить детей с культурой, историей, героями русского народа через сказки.

2.      Формировать нравственные качества, такие как доброта, сострадание, трудолюбие и другие.

3.      Обогащать словарь.

4.      Вовлекать родителей в совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

       Для решения поставленных задач была создана предметно-развивающая среда.  В группе есть уголок ряженья с костюмами для персонажей из сказок, есть театральный уголок - театры разных видов, такие как кукольный, плоскостной, теневой, театр маски, магнитный театр, пальчиковый и настольный. Книжный уголок, в котором живёт бесчисленное количество книг с русскими народными сказками. Так же живёт сказочный персонаж и происходит чудо, сказочные персонажи меняют друг друга (курочка Ряба, колобок, зайчишка - трусишка и другие). Есть «Ларец чудес» в котором хранится всё прекрасное (старинные игрушки, аленький цветочек, волшебная палочка). Неотъемлемым атрибутом являются настольно-дидактические игры («Из какой сказки», «Кто сказал» и другие). В своей работе по приобщению дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок мы используем следующие формы работы:

- посиделки, где прослушиваем сказку на грамзаписи, читаем, ведём познавательные беседы.

- творческая деятельность - театр по сюжету сказки

 - продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, оригами по сказке.   

- старшие – младшим, где старшие ребята приходят в гости и дарят ребятам сказку (11гр- Заюшкина избушка (пальчиковый театр), 2гр с теневой театр )

Для решения задачи по обогащению словаря использовали беседы по содержанию сказок где, основной упор ставим на построение простых, сложносочиненных предложений, при знакомстве с новыми словами, помогаем овладеть его значением.  Уточняем ответы детей, используя иллюстрации. После прочтения сказки, задаём вопросы «Кто из героев добрый, кто злой? Почему?». Нашим детям нравится описывать героев из сказки (внешне, их особенности). После описательных рассказов происходит обыгрывание персонажей, дети пытаются передать образ героев. Они умеют анализировать смысл сказок, передавать своё отношение к героям. (Заяц-хвоста не только умеет хвастаться, но на самом деле всегда придёт на помощь), обсуждаем содержание, обязательно подчёркиваем положительные черты (доброта, честность, сострадание), уточняем чему учит сказка, предлагаем детям подумать, какие духовно-нравственные качества есть у них, всегда ли помогают товарищам, близким, не бывают ли жадными, хитрыми, трусливыми. Наши воспитанники умеют отличать сказку от других литературных жанров. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, умеют находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые к сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшения и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию, даёт простор творчеству.

   И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать о той атмосфере, в которой живёт ребёнок, атмосфера может быть пропитана любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм духовно-нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

 

 

 

 

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16481335420658146444;0;1&exif=1&full=1&x-email=r.auzhanova%40mail.ru

 

 

 

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16481335420658146444;0;2&exif=1&full=1&x-email=r.auzhanova%40mail.ruhttps://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16481335420658146444;0;2&exif=1&full=1&x-email=r.auzhanova%40mail.ru

 

https://1.bp.blogspot.com/-NnB1sLI2tLw/YVXk8ACV7JI/AAAAAAAAA6I/236226APwUQW4TcTgYJREwlt6t6pVgOxwCNcBGAsYHQ/s1599/%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B31.jpeg https://blogger.googleusercontent.com/img/a/AVvXsEgcBtES5ZGmR6tdjCMCzHTcY7LnI0wbp83FLAXaJokdprsvZG9oEwOXQD87QLcxCgT3oLbmWTM3YxSIAF8n1UOeu_WpUF2wEWyc-pTol1UmdA_--Jf3sPXD3L3Fy_xlphKeQD1_x6QCaZFhtz7Idf2FBvnE_n1fA0xB0FXmDKPK2IZ5MhtLbUCbi-zw=s1920https://1.bp.blogspot.com/-pytunMxwz1M/YAMxtHjQCtI/AAAAAAAAArs/mv4sAGu5fW8iwxM_SKsyVQrTCucg9mOagCNcBGAsYHQ/s1500/BeautyPlus_20210116232712016_org.jpg

 

 

 

https://1.bp.blogspot.com/-pytunMxwz1M/YAMxtHjQCtI/AAAAAAAAArs/mv4sAGu5fW8iwxM_SKsyVQrTCucg9mOagCNcBGAsYHQ/s1500/BeautyPlus_20210116232712016_org.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-1Aeh8z_-JZQ/YAxn2IlpwII/AAAAAAAAAuM/1znMMzt2P481N7y0uv723BQw4ncnMwxRgCNcBGAsYHQ/image.png

 

 


 

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок

Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о…

Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о…

Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка

Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка

Для решения поставленных задач была создана предметно-развивающая среда

Для решения поставленных задач была создана предметно-развивающая среда

Заяц-хвоста не только умеет хвастаться, но на самом деле всегда придёт на помощь), обсуждаем содержание, обязательно подчёркиваем положительные черты (доброта, честность, сострадание), уточняем чему учит…

Заяц-хвоста не только умеет хвастаться, но на самом деле всегда придёт на помощь), обсуждаем содержание, обязательно подчёркиваем положительные черты (доброта, честность, сострадание), уточняем чему учит…

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию                                                  через мир сказок.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию                                                  через мир сказок.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию через мир сказок.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию                                                  через мир сказок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023