Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
Оценка 4.8

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитание
Детсад—4 кл
21.01.2023
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
В статье представлен сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста, который посвящен празднованию Дня Василисы-Льняницы (3 сентября).
конспект.docx

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.

 

Аннотация: в статье представлен сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста, который посвящен празднованию Дня Василисы-Льняницы (3 сентября).

Ключевые слова: лён, льняное производство, культура родного края, Василиса – Льняница, народная кукла

 

Сценарий досуга в подготовительной к школе группе

«Лён любит поклон»

 

Цель: познакомить воспитанников с растением «лён», с традициями льноводства, этапами льняного производства, обрядами и праздниками, посвященными льну.

Задачи:

- расширять знания детей о природных богатствах родного края и новым видом народного хозяйства (лён, льноводство);

- формировать интерес к культуре родного края, народному искусству;

- знакомство с приметами, поговорками, песнями русского народа;

- формировать познавательную активность;

- воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Предварительная работа: знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», цикл наблюдений за ростом и развитием льна на участке детского сада «Как лён растет».

Материалы и оборудование: письмо от Василисы – Льняницы, муз. сопровождение (русская народная песня «Во поле берёза стояла», обр. Н. Римского - Корсакова), предметы изо льна: салфетки, скатерти, одежда, веточки льна, иллюстрации с изображением луговых цветов, изображения цветов льна на картонной основе (15см*15см), коробочки с семенами  гороха, перца, огурца, помидора, кабачка и льна, тарелочка, сундучок, 2 небольшие коробки, кусочки льняного волокна, нитки «Ирис», предметы одежды из хлопка и шерсти.

Словарная работа: «опышки», «выхвалялись».

 

 

Ход  мероприятия:

Воспитатель: (воспитатель в группе находит конверт, читает письмо детям)

«Здравствуйте, ребята!

Я – Василиса - Льняница,

Ко мне вы в гости поспешите,

Хочу со всеми подружиться».

Воспитатель:  ребята, хотите отправиться  в гости к Василисе-Льнянице? (Ответы детей) 

Чтобы отправиться в гости, нам надо взять с собой  веселое настроение. (Под русскую народную хороводную мелодию дети заходят в музыкальный зал,  украшенный предметами изо льна: салфетками, скатертями, одеждой, веточками льна. Их встречает воспитатель в льняном сарафане).

Василиса-Льняница (Воспитатель): Здравствуйте, ребята, я Василиса-Льняница, красна девица. Вы получили письмо? Это я пригласила вас на праздник повеселиться и поиграть. Я очень рада вас видеть. Посмотрите,  как красиво у меня. Все эти изделия сделаны изо льна. Посмотрите, какой красивый сарафан, я надела его в честь праздника, он тоже сшит из льняной ткани. Чтобы сшить такой сарафан надо много трудиться. Дети, рассмотрим льняные изделия… (ребята рассматривают и обследуют предметы, выполненные изо льна)

Василиса-Льняница (Воспитатель):  Сегодня мы с вами собрались не просто так. Сегодня мой праздник – день Василисы-Льняницы. С сегодняшнего дня начиналась уборка льна. Уборкой льна занимались женщины, мужчины же в это время заканчивали досеивать озимые и вспахивали землю. В старину лён убирали руками. «Лен не косят, не жнут, а рвут» - так гласит пословица. Лен рвали руками и связывали в снопы. Сейчас при уборке льна, человеку помогают машины.

Сейчас мы с вами тоже попробуем убирать лён, повторяйте со мной (пальчиковая игра «Уборка льна»):

Били лён, били (стучать друг по другу кулачками),

Топили, топили (растирать ладонями),

Колотили, колотили (похлопывать),

Мяли, мяли (разминать пальцами),

Трепали, трепали (трясти пальцами),

Белы скатерти ткали,

На столы накрывали (поглаживать ладонями).

Василиса-Льняница (Воспитатель):  А сможете ли вы, ребята, узнать лён среди всех растений? (Дети подходят к столу, где лежат иллюстрации разных цветов, рассматривают и находят изображения льна)

Василиса-Льняница (Воспитатель): Молодцы, ребята! Правильно, это лён –  голубой цветочек. Когда он цветет, поле покрыто голубыми цветами и похоже на голубое море. А теперь отдохнем, присядем на наш лужок. (Дети присаживаются на ковер, на котором разложены цветы льна на картонной основе)

Василиса-Льняница (Воспитатель): Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: «сеют лен у семи Ален». Крестьяне примечали: «кукушка закуковала – пора сеять лен». А я хочу проверить, знаете ли вы семена растений. Перед вами в коробочках семена: гороха, перца, огурца, помидора, кабачка и льна. Вам надо внимательно рассмотреть семена и разложить их в приготовленные контейнеры в соответствии с картинкой. (Работа детей)

Василиса-Льняница (Воспитатель): Молодцы, ребята, я вижу: вы хорошо знакомы с плодами и их семенами.

А окончание льняной страды – 28 октября – было посвящено другому празднику – Прасковья-льняница. В этот день девушки и женщины выхвалялись друг перед дружкой льнами и своими издельями из них: кто самая умелая? Крестьяне устраивали льняные смотрины, рассматривали, у кого вытрепанные опышки мягче да тоньше.

Посмотрите, какой у меня сундучок и  сколько там разных вещей. Вы поможете мне их разобрать? Вам надо отделить  вещи, изготовленные изо льна от других. (Дети раскладывают из сундука вещи по двум коробкам).

Василиса-Льняница (Воспитатель):  Спасибо, ребята. Помогли вы мне.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон». Поэтому ткань берегли. Ткань, которая оставалась после раскроя и пошива одежды – не выбрасывали. Из кусочков ткани делали тряпичных кукол. Раньше люди верили, что такая куколка приносит в дом счастье. Сейчас я предлагаю каждому сделать куколку-льняницу изо льна и украсить её ленточками. Приглашаю всех за стол (ребята работают под русскую народную песню, проводится мастер – класс по изготовлению народной куклы). Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.

Нам потребуются: 3 пряди льна  (туловище, руки, коса), лоскуток льна и  нитки. Большую прядь льна (туловище) посередине скручиваем 1-2 раза и складываем пополам. Внутрь вкладываем сложенную пополам длинную тонкую прядь льна – для косы. Отрезаем длинную нить и перематываем туловище куклы в районе шеи, не завязывая узлов, получается голова куклы. Должно остаться 2 нити одинаковой длины. Туловище разделим пополам и вставим прядь для рук, плотно подтянув ее к голове куклы. Свободными концами нити заматываем крест-накрест руки и туловище, заматываем пояс и снова оставляем свободные концы нитей. Короткими нитками замотаем запястья рук, крепко завяжем 2 узла. Прядь для косы делим на 3 части. Плетем красивую косу и крепко завязываем двумя узлами. Из кусочка льна вырезаем маленький прямоугольник-фартук и завязываем. К голове куклы прикрепляем нитку-подвес. Повязку на голове делаем из нитки в 2-3 витка, украшаем ленточками. Наша Льняница готова!

Василиса-Льняница (Воспитатель):  Ах, какие красивые куколки у вас получились! Вы можете их забрать поиграть или  подарить кому-нибудь.

Василиса-Льняница (Воспитатель):  Гости дорогие, а ну-ка, всю правду скажите, не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?  А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Василиса-Льняница (Воспитатель):  Сегодня вы прекрасно потрудились! Спасибо, что пришли. А на память я хочу подарить вам такие схемы-помощники. С помощью них вы и дома сможете сделать подружек вашей кукле. (Дети благодарят Василису-Льняницу и выходят из зала)

 

 

Литература

1. Программа образования ребенка – дошкольника /Под рук. Л.В. Кузнецовой. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3. Жанры детского фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста// [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://helpiks.org/9-18056.html


 

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники

Ход мероприятия: Воспитатель: ( воспитатель в группе находит конверт, читает письмо детям) «Здравствуйте, ребята!

Ход мероприятия: Воспитатель: ( воспитатель в группе находит конверт, читает письмо детям) «Здравствуйте, ребята!

На столы накрывали (поглаживать ладонями)

На столы накрывали (поглаживать ладонями)

Приглашаю всех за стол ( ребята работают под русскую народную песню, проводится мастер – класс по изготовлению народной куклы)

Приглашаю всех за стол ( ребята работают под русскую народную песню, проводится мастер – класс по изготовлению народной куклы)

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023