Приобщение младших школьников к национальной культуре
Оценка 4.9

Приобщение младших школьников к национальной культуре

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
2 кл—4 кл
09.11.2020
Приобщение младших школьников к национальной культуре
В статье приводятся примеры развития словарного запаса и кругозора детей 2-3 классов на логопедических занятиях при работе с пословицами, поговорками, русскими сказками.
Приобщение младших школьников к национальной культуре.docx

Приобщение младших школьников с нарушениями речи к национальной культуре на логопедических занятиях.

На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений образования. Не случайно, методологической основой перехода образования на новый федеральный государственный стандарт является концепция  духовно-нравственного воспитания.  Всё более актуальной становится проблема обеспечения исторической преемственности поколений, на сохранение и развитие национальной культуры.

 Сегодня в образовании, к сожалению, отсутствует единая система  обучения устной речи, которая бы, начиная с дошкольного возраста, помогала людям научиться говорить правильно. Самостоятельное обучение устной речи не кажется нужным потому, что умение говорить воспринимается человеком так же естественно, как умение ходить или думать. Сократилось количество программных часов, отведённых на изучение русского языка. Как следствие, у учителя всё меньше времени остаётся  на развитие культуры речи, на  самобытность и богатство русского языка.

 Если в недавнем прошлом мы могли ориентироваться на нормативную и профессиональную речь дикторов, теле - и радиоведущих, то сегодня речевое пространство заполнено слэнгом и речью, напоминающей скороговорку. Но мы, педагоги, знаем, что отступая от нормативной речи, не сохраняя и не развивая язык, мы идём путём, далёким от пути цивилизации и культуры.

            С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира.  Обогащается словарь,  ребенок овладевает словообразованием, словоизменением,  различными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для демонстрации  своих всё усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

 Сейчас, к сожалению, приходится признать, что многие дети приходят в первый класс с низким  уровнем речевого развития. Для многих детей характерна так называемая ситуативная речь (односложная, состоящая лишь из простых предложений), из-за чего ребёнок не может грамматически правильно построить распространенное предложение. Словарный запас недостаточный, речь засорена слэнговыми словами (результат просмотров   телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Из-за неразвитой диалогической речи ребёнок сталкивается с проблемой грамотной и доступной формулировки вопроса, построения ответа. Неспособность построить монологическое высказывание приводит к трудностям  в изучении устных предметов.

В связи с этим, готовясь к логопедическим занятиям, стараешься подбирать дидактический материал так, чтобы он не только способствовал развитию устной и письменной речи, но и затрагивал вопросы  нравственности, этики и  культуры речи.

 Универсальным и неисчерпаемым источником материала для развития речи младших школьников является устное народное творчество. Оно используется во всех направлениях работы логопеда: и в работе над звуковой стороной речи, и над связной речью, и в плане активизации словарного запаса.

На примере пословиц и поговорок можно работать над дифференциацией звуков, и одновременно развивать фонематический слух и фонематическое восприятие:

 

 При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, так они лучше запомнят сезонные признаки.

 

 

 Читая и пересказывая вместе с детьми историю происхождения пословицы, мы работаем над профилактикой и коррекцией дислексии и развитием связной речи.  Но основная задача школьного логопеда – это развитие письменной речи.  Нужно научить ребёнка правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. 

Например: подобрать  окончание пословиц про март  к их началу.  Объяснить значение слов «зимобор», «грачевник», «капельник».

 

 Сейчас для многих первоклассников характерно  недоразвитие  пространственно-временных представлений. Они путают правую и левую руку, не могут перечислить дни недели, месяцы года, цифровой ряд в прямом и обратном направлении. Это приводит к серьёзным проблемам: дисграфии, дизорфографии, дискалькулии.   Ребёнок не может  писать под диктовку, потому что не может определить последовательность букв в слове, не усваивает понятия «больше – меньше», «перед», «после», «справа, слева от…» и т. д.  Традиционно месяцы года изучаются на примере  текста о древнеславянских названиях месяцев. Здесь решается целый ряд задач:

- дети учатся видеть происхождение слова, понимать его смысл;

- дети учатся рядоговорению, перечислению понятий;

- у детей обогащается пассивный и активный словарный запас

- у них воспитывается интерес к истории своей страны, а, следовательно, формируются  установки  нравственно – патриотического поведения.

 

 На примере пословиц и поговорок о месяцах года очень удобно  изучать однокоренные слова, морфемный состав слова, пропедевтически знакомиться со сложными словами с двумя корнями. После предъявления текста о месяцах года детям предлагается задание «Найди слово».  Дети находят слова и группируют слова на основе общего признака – одного или двух корней.

 

 

 Задания с использованием пословиц и поговорок имеют большую коррекционную направленность, так как несут двойную нагрузку.  Например, детям предлагается расшифровать пословицу по стрелкам, и на  этом же материале найти и  объяснить  имеющиеся в данной пословице орфограммы.

На логопедических занятиях уделяется внимание развитию словесно-логического мышления. Примером тому может служить игра «Мозаика».  Детям предлагается собрать пословицы и поговорки из фрагментов:

 

 

Игра «Перевёртыши».

Детям предлагается опознать пословицы, вывернутые наизнанку:

 

 

Игра «Узнай и назови  пословицу или поговорку по картинке».

 

 

Без труда не выловишь и рыбку из пруда:

 

Любишь кататься – люби и саночки возить:

Медведь на ухо наступил:

 

Продавать кота в мешке:

 

 

Не руби сук, на котором сидишь:

 

 

 

 Касаясь духовно-нравственного развития младших школьников, нельзя не сказать о роли народной сказки. Сказку на логопедических занятиях  можно использовать в целях активизации  нравственно-этического словаря, лексики, относящейся к сфере человеческих отношений. Именно в сказках можно найти полный перечень  проблем человека и  способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который пригодится ребёнку в течение всей жизни. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами объяснить  окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы, радости и горести, и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя.

Под впечатлением событий, происходящих с героями сказки, у ребёнка  активизируется работа мысли, что уже само по себе означает активную  деятельность мозга. Ребенок учится мыслить словами.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. То есть сказки можно считать важнейшим словесным средством умственного развития и нравственного воспитания.

Подводя итоги, можно сказать, что все  перечисленные выше виды работ с устным народным творчеством  с младшими школьниками  применимы на логопедических занятиях, дают возможность комплексного коррекционного воздействия на ребёнка с  недоразвитием речи и решают очень важную задачу его духовно-нравственного развития.

Литература

1.Аверина Н. Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина//Начальная школа .-2005.-№11.

2.Аверина Н. Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина//Начальная школа .-2005.-№11.

3.Бруссер А.М. Речевая культура против речевой анархии // Школьный логопед. 2007. № 1(16). С. 49-55

4.Бруссер А.М. Как помочь думающей голове стать говорящим человеком. М., 2002.

5. Кондратенко О.А. Состав слова: методическое пособие по развитию морфемного анализа у младших школьников с недоразвитием речи//О.А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008.

5.http://logoportal.ru/znachenie-ispolzovaniya-poslovits-i-pogovorok-nalogopedicheskih-zanyatiyah/.html   

  


 

Скачано с www.znanio.ru

Приобщение младших школьников с нарушениями речи к национальной культуре на логопедических занятиях

Приобщение младших школьников с нарушениями речи к национальной культуре на логопедических занятиях

При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, так они лучше запомнят сезонные признаки

При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, так они лучше запомнят сезонные признаки

Сейчас для многих первоклассников характерно недоразвитие пространственно-временных представлений

Сейчас для многих первоклассников характерно недоразвитие пространственно-временных представлений

На примере пословиц и поговорок о месяцах года очень удобно изучать однокоренные слова, морфемный состав слова, пропедевтически знакомиться со сложными словами с двумя корнями

На примере пословиц и поговорок о месяцах года очень удобно изучать однокоренные слова, морфемный состав слова, пропедевтически знакомиться со сложными словами с двумя корнями

Игра «Перевёртыши». Детям предлагается опознать пословицы, вывернутые наизнанку:

Игра «Перевёртыши». Детям предлагается опознать пословицы, вывернутые наизнанку:

Любишь кататься – люби и саночки возить:

Любишь кататься – люби и саночки возить:

Продавать кота в мешке:

Продавать кота в мешке:

То есть сказки можно считать важнейшим словесным средством умственного развития и нравственного воспитания

То есть сказки можно считать важнейшим словесным средством умственного развития и нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020