Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
Детсад
06.11.2018
Данная статья раскрывает работу детского сада и необходимость приобщать детей к культуре и искусству народа коми.Учит любить свою малую родину. знать традиции. Доказывает о необходимости использования музейной педагогики в дошкольном учреждении, о создании мини-музеев в ДОУ и использовании их в работе.
культура.docx
Цывунина Елена Леонидовна ,воспитатель
Гаранина Вера Алексеевна, руководитель учреждения
МБДОУ «Детский сад
№7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
Республика Коми
Сыктывдинский район
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и искусству
народа Коми»
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
В жизни любого человека, особенно ребёнка, искусство играет большую
роль. Благотворно влияет на личность ребёнка, раскрывает его творческий
потенциал декоративноприкладное народное творчество. Кроме всего этого
оно рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство позволяет воспитывать в детях определенную
культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества
личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности
народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и
народов мира.
Педагоги прошлого и современности отмечали, что ребенок
дошкольник обладает высокой эмоциональностью,
отзывчивостью,
мыслительной активностью в познании окружающего мира – качествами,
необходимыми для общения на уровне искусства. Доказано, что через приобщение к искусству в человеке активизируется
творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем
активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным
ценностям мировой культуры, тем развитее будет его эстетическое сознание,
что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических
потребностей.
Дошкольники по своим возрастным проявлениям удивительно
динамичны. Особенно ярко это проявляется в изобразительной деятельности.
Занятия изобразительной деятельностью рассматриваются как одно из
способствующее
важнейших средств развития личности ребенка,
формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию
творческого, образного мышления, художественнообразного видения.
Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству,
культуре в настоящее время является актуальной, так как на пороге ХХ века
назрела необходимость приобщения человека к культуре, традициям своего
народа. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.Н. Неменский, необходимо
привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего
народа.
Мы живём в Республике Коми. Поэтому приобщаем детей к культуре и
Преследуя цель приобщить дошкольников к
традициям народа Коми.
этническому искусству, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их
непосредственно окружает, что доступно их восприятию и отражению в
художественной деятельности. Такую особенность имеет жилище. Кроме
того, традиционные объекты деревянного зодчества на территории
Республики Коми в малом количестве сохранились в городах. Происходит их
постепенное исчезновение в связи с ростом иной, более современной и
приемлемой для городов архитектуры, следовательно, подрастающее
поколение в скором будущем не будет знать особенности жилищ своих
предков. Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит
наиболее успешно в деятельности. В общеобразовательных программах для
дошкольных учреждений предусмотрено изучение с детьми народного
искусства, архитектуры своего города и использование полученных знаний в
конструктивной и изобразительной деятельности.
Культура народов Коми края представляла и представляет
этнографов,
значительный интерес для археологов,
искусствоведов. Материалы исследований нашли отражение в работах таких
историков,
этнографов и искусствоведов как В.Н. Белицер, Л.С. Грибова, Л.Н.
Жеребцов, Г.Н. Климова, Н.Д. Конаков, К.С. Королев, Д.А. Несанелис, Э.А
Савельева, В.Э. Шарапов и других. В Республике Коми имеется
положительный опыт внедрения материала по этническому искусству в
учебновоспитательный процесс высших и средних учебных заведений, школы
и дошкольных образовательных учреждений. Примером тому служат
исследования Л.Д. Вавиловой. Несмотря на значительное число научных
исследований, ряд программ и положительный опыт работы в области
перед
приобщения дошкольников к народному искусству коми,
образовательными учреждениями стоит проблема поиска путей его
дальнейшего совершенствования.
Существует необходимость более глубокого ознакомления детей с
традиционными жилищами и декоративноприкладным искусством коми, как
важной частью материальной и духовной культуры коми народа. Это особенно
актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической
культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, с
необходимостью развития у детей способности полноценно изучать
художественные произведения, осваивать народное искусство коми,
сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.
Приобщение детей к искусству и культуре начинается на дошкольной
ступени.
Дошкольников отличают повышенная любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к различным видам
искусства. Основополагающее значение для осмысливания роли народного
искусства в воспитании и развитии имеют исследования ученых, педагогов в
области народного искусства.
В широком значении народное искусство – это создаваемые народом на
основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и
бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,
изобразительное и декоративноприкладное искусство.
Необходимым условием построения современной системы
эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности
является использование народного искусства в педагогической работе с
детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир
ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью,
воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается
как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей
специфики, заключающейся в образноэмоциональном отражении мира,
оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению
К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Активное использование музейной педагогики в образовательном
процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной
культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства
патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у
дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию,
формировать уважение к другим культурам, потребность и способность
самостоятельно осваивать окружающий мир.
Сегодня большое внимание уделяется формированию духовно
нравственных ценностей, сохранению опыта прошлых поколений, внесших
огромный вклад в становление и развитие нашего общества в целом и края, в
котором мы живем, – малой родины. Одним из действенных средств для решения этой воспитательной задачи является организация минимузея в
ДОУ.
Создание минимузея или этнографического уголка в детском саду
представляет собой небольшую выставку с традиционными предметами,
воспроизводящие модель избы. Коллекция музейных предметов должна
состоять из подлинных предметов, отражающих быт коми. Минимузеи
помогают детям познакомиться с предметами быта, возможность их,
потрогать, узнать качества материала. В минимузее ДОУ могут быть собраны
и предметы декоративноприкладного искусства.
Таким образом,
минимузеи,
созданные руками педагогов,
воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит
близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в
дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад,
семью и малую Родину.
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Приобщение детей к культуре и искусству народа коми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.