НИЖНИК Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 Г.О. МАКЕЕВКА»
Приоритетные задачи современной начальной школы
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Что же такое проектная деятельность? Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.
Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности. Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.
1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех.
2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
3. Создавать группы количеством не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.
4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
· проявить себя,
· попробовать свои силы,
· приложить свои знания,
· принести пользу,
· показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:
1. Газета
2. Игра
3. Костюм
4. Альбом
6. Спектакль
7. Урок
8. Публикация
9. Справочник
10. Презентация
11. Учебное пособие
12. Буклет
13. Афиша
14. Устный журнал
15. Тематические выставки рисунков, поделок
16. Диафильм
17. Набор открыток
18. Памятка
19. Реклама
20. Плакат
21. Мероприятие
22. Раскладушка
23. Макет
24. Модель
25. Папка
26. Экскурсия
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
· Проектировочные
· Исследовательские
· Информационные
· Коммуникативные
· Экспериментальные
· Рефлексивные
· Презентационные.
Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышался. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на неделю, месяц и более.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.
Что такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это метод, который
- раскрепощает ребёнка,
- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
Что такое проект?
Проект - это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций, практического или теоретического освоения (познания) действительности.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования .
Работа по методу проектов– это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
- проблема;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт:
- презентация.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
Отметим правила успешности проектной деятельности:
• В команде нет лидеров, все равны.
• Команды не соревнуются.
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом .
• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
На чём основана работа по созданию проекта?
Каковы принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
• Сделай выводы
• Оформи результаты своей работы
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.
Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:
1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;
2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.
3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;
4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, точно и правильно говорить;
5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.
Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия:
- Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям, сформированным ещё Я.А.Коменским: доступность, посильность, соответствие детской природе.
Таким образом отмечаем, что обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.
-Любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта. Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства.
Для чего нужны проекты?
Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:
Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования универсальных учебных действий:
• организационных (регулятивных),
• интеллектуальных (познавательных),
• оценочных (личностных),
• коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
• обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
• научиться применять полученные знания,
• организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам обучения”. И, как показывает опыт работы, проектный метод обучения успешно применяется в начальной школе. Предлагаю вашему вниманию три индивидуальныхпроекта:
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.