7 мая 2018 года на портале Кремля (kremlin.ru) опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования.
Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».
Совет при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам рассмотрел один из самых масштабных нацпроектов "Образование", рассчитанный на шесть лет. В него вошли девять федеральных проектов, на их основе регионы должны привести в соответствие свои отраслевые программы образования.
Приоритетный проект в области образования. Его целью является качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий.
"Приоритетный национальный проект образования"Современная цифровая образовательная среда в РФ"
Зачем?
Цифровая экономика – новый технологический уклад и глобальная цель государства
Компетентные кадры
Модернизация системы образования и профессиональной подготовки (широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности; целостно включить их в информационную среду; обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни)
В чем заключается конкретная цель проекта?
создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства
широкое внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов – обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет
Как достичь цели?
современные технологии
лучшие практики онлайн-обучения
научный потенциал ведущих университетов России (МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и др)
опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов
Каковы сроки реализации?
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта – с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.
Каковы ключевые элементы проекта?
Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО) https://online.edu.ru. После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса.
Исполнитель - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).
Ссылка на вебинар: https://events.webinar.ru/398897/954991
Каковы ключевые элементы проекта?
Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.
Исполнитель – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Каковы ключевые элементы проекта?
Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования:
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – Северо-Западный РЦКОО;
Балтийский федеральный университет им. И. Канта – Балтийский РЦКОО;
Сибирский федеральный университет – Сибирский РЦКОО;
Южный федеральный университет – Южный РЦКОО;
Дальневосточный федеральный университет – Дальневосточный РЦКОО;
МГУ имени М.В. Ломоносова – РЦКОО "Ломоносов" на базе Филиала МГУ в г. Севастополе;
Поволжский государственный технологический университет (Волгатех) – Поволжский РЦКОО;
Томский государственный университет – Томский РЦКОО;
Тульский государственный университет – Тульский РЦКОО;
Тюменский государственный университет – Тюменский РЦКОО.
Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды .
Каковы ключевые элементы проекта?
Четвертое направление проекта – повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.
Научить преподавателей самостоятельно создавать онлайн-курсы и симуляторы, исполнитель – МФТИ (за год не менее пяти онлайн-курсов и подготовить 500 сертифицированных педагогов-разработчиков)
Научить правильно и эффективно использовать онлайн-курсы в процессе обучения, исполнитель – УрФУ (платформа OpenProfession, до конца 2018 года будет разработано тридцать подобных онлайн-курсов, а общее число прошедших обучение составит не менее 1500 преподавателей и специалистов)
Сформировать экспертное сообщество
Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?
разработан новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
вступил в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения образовательной программы;
планируется проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате онлайн – в другом. При этом средства на реализацию части программы будет получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.
Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?
к 2017 году:
доступ к онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов;
дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.
к 2020 году:
общее число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5 тысячи;
более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.
к 2025 году:
увеличение количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.
В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их решает?
Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов. Исполнитель – УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Исполнитель – НИУ ВШЭ;
Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Исполнитель – Университет ИТМО;
В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их решает?
Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов. Исполнитель – МФТИ.
Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель – РАНХиГС;
Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов. Исполнитель – УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
Создание 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители – ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. Канта, ТюмГУ, СПбПУ
Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного государственного проекта. Исполнитель – НИТУ «МИСиС».
Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда»?
В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 млрд рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны.
Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского состава в регионах?
СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами, школьниками в рамках практических и лабораторных работ.
С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами,школами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.
Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования мотивации на уроках
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка языка и литературы
Использование ЦОР для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам
Подведение итогов заседания МО , проект использования ЦОР в условиях нашей школы
Федеральные образовательные ресурсы
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР
http://katalog.iot.ru/pdf/Catalog_vol1.pdf
http://eor-np.ru/ - коллекция планов-конспектов
http://www.openclass.ru/- педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru/-Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
Сайты общего назначения:
Библиотеки
Использование ресурсов электронных библиотек во многом решает проблему дефицита специальной литературы и источников позволяет учителям и учащимся существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы. В электронной библиотеке исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER) выставлено более 130 текстов документов по отечественной и всеобщей истории, которые широко используются в историческом образовании.
В Интернет-хранилище Российской Государственной библиотеки (http://rsl.ru) особый интерес вызывают полнотекстовые электронные ресурсы: книги, диссертации, авторефераты, карты и коллекции плакатов.
Более 10000 интереснейших материалов гуманитарного профиля собрано в библиотеке портала Auditorium.ru (http://www. auditorium.ru).
Виртуальные энциклопедии – это возможность оперативного получения справочной информации практически по любому вопросу.
Мир энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru) содержит базу данных по электронным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете.
На сайте Герои России (http://www/warheroes.ru) публикуются биографии Героев Советского Союза и России. К настоящему времени представлена информация о более чем 2500 героях.
Российское общество переживает сегодня новый этап культурной революции – информационный
Если в систему образования не внедрять ИКТ , то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной экономики , а выпускники школ не будут готовы к жизни в «информационном» обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.