Природа-художник
Оценка 4.7

Природа-художник

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
география +1
6 кл—10 кл
22.11.2020
Природа-художник
проект
природа-художник.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Тема

«Природа-художник»

 

 

 

 

                                                                       Выполнила:

Виноградова Анастасия Андреевна,

                                                                       ученица 9 «А» класса

                                                                       Куратор проекта:

                                                                       Каюкова Евгения Михайловна,

                                                                       учитель географии

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2020 г.

Содержание

 

Введение.. 3

Глава 1. Краткая информация о русских художниках,             рисовавших  пейзажи России.. 5

1.1.Александр Алексеевич Борисов  5

1.2. Василий Васильевич Переплётчиков  6

1.3. Аполлинарий Михайлович Васнецов  6

1.4. Андрей Николаевич Шильдер  7

1.5. Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург  8

1.6. Алексей Кондратьевич Саврасов  9

1.7. Константин Фёдорович Богаевский  10

1.8. Николай Константинович Рерих  11

1.9. Иван Константинович Айвазовский  12

Глава 2. Природа России на полотнах русских художников.. 14

Заключение.. 18

Список использованных источников и литературы... 19

Приложение 1. 20

Приложение 2. 21

Приложение 3. 22

Приложение 4. 23

Приложение 5. 24

Приложение 6. 25

Приложение 7. 26

 

Введение

Природа может дать нам всё необходимое. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! Природа может выступать в роли художницы или прекрасной волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии… Особенно важно изучать природу своего края.  Художественные пейзажи помогут раскрыть поэзию нашей русской  природы, научат видеть её красоту, обогатят наши представления о родном крае.

Цель исследования: сравнить образ природных зон России с картинами великих художников, тем самым способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, её красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.

Задачи:

1)    изучить информацию о  художниках, рисовавших пейзажи России;

2)    обогатить знания об образах природы России в искусстве;

3)    воспитывать интерес к художественному творчеству у учащихся  школы

Объект исследования: природа России

Предмет  исследования: картины великих русских художников

Методы:

·        наблюдение

·        общенаучный

·        системный анализ полученной информации

·        картографический

·        анализ картографических источников

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

 

Планирование

Сроки

Ответственные

 

1

Выбор темы

октябрь

Виноградова А.А.

Каюкова Е.М.

2

Подбор информации о жизни русских художниках и их работах

ноябрь

Виноградова А.А.

Каюкова Е.М.

3

Систематизация информации о выбранных  произведениях художественного искусства

декабрь-январь

Виноградова А.А.

Каюкова Е.М.

6

Оформление проекта

 

февраль

Виноградова А.А.

Каюкова Е.М.

7

Оформление презентации

март

Виноградова А.А.

Каюкова Е.М.

8

Защита проекта

март - апрель

Виноградова А.А.

 

 

 

Тип проекта: информационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Краткая информация о русских художниках, рисовавших пейзажи России

Природа России разнообразна и уникальна. Её красоту воспели в своих стихах замечательные русские поэты: Жуковский В.А., Пушкин А.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие. А теперь и мы увидим русскую природу в картинах художников - живописцев: А.А. Борисова,Переплётчикова, А…Васнецова, А.Н. Шильдера, М.К. Клодт фон Юргенсбурга, А.К. Саврасова, К.Ф.Богаевского, Н.К. Ре́риха, И. К. Айвазовского. Все они выдающиеся личности, связавшие свою жизнь с природой и искусством.

1.1. Александр Алексеевич Борисов

Александр Алексеевич Борисов (2 (14) ноября 1866, деревня Глубокий Ручей, близ Красноборска, Вологодская губерния — 17 августа 1934, Красноборск, Северный край) — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внёсший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. В пятнадцать лет он пришёл в Соловецкий монастырь, где работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту. Вскоре он устроился учеником в иконописную мастерскую. Архимандрит монастыря, увидев карандашные рисунки Борисова, увёз его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи. В последующие годы создал произведения, посвящённые не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге крупную выставку. Кроме живописи Борисов писал путевые очерки — «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909), «Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири в Европу» (1910), «Обь-Мурманская железная дорога» (1915) — о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В своих научных докладах и проектах он исследовал экономическую жизнь Севера, высказывался о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. В 1915—1916 годах Борисов разработал проект Обь- Мурманской железной дороги, строительство которой было поддержано царским правительством, а также сменившим его после революции Совнаркомом. Однако из-за гражданской войны проект был реализован только через десятки лет. В 1920—1930-е годы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь — Котлас — Сорока, а в 1922 году по его инициативе на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.17 августа 1934 года художник скончался в своём доме близ Красноборска. Похоронен в Красноборске на Усть- Евдском кладбище. В настоящее время произведения Борисова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Арктики и Антарктики, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее, Ненецком краеведческом музее и других музеях России. Пример его работ можно увидеть в Приложении 1 рис.1.

1.2. Василий Васильевич Переплётчиков

Родился в 1863 году в Москве в семье почетного гражданина Москвы, кандидата коммерции Василия Переплётчикова. Первоначальное образование получил в Практической академии коммерческих наук. Частным образом обучался живописи и рисованию под руководством А. А. Киселёва. В 1872–м поступил вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где становится учеником В. Д. Поленова. Изучает архитектуру. Знакомство с И. И. Шишкиным заставляет Переплетчикова в очередной раз изменить свой род занятий. Он оставляет архитектуру и посвящает себя живописи. Будучи обеспеченным человеком и коренным москвичом, Переплётчиков уже в студенческое время выставлял в каталогах своих ранних выставок свой адрес: «Против Яузских ворот, Хлудовский тупик, собственный дом». В порыве творческих увлечений Переплётчиков часто пробовал себя в других областях. В 1880–х регулярно выезжал на этюды в Саввинскую слободу под Звенигородом (вместе с И. И. Левитаном, С. А. Коровиным), в Плёс и на Волгу (вместе с С. А. Виноградовым). С 1880–го — участник выставок Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вместе с коллегами, увлечёнными графикой начинают выпуск «Периодического выпуска рисунков русских художников». В первом альбоме (1886 год) поместили свои рисунки художники С. В. Иванов, С. А. Коровин, И. И. Левитан, В. А. Симов, А. С. Степанов и другие. Переплётчиков тоже участвовал в нём — он показал литографию «Кама у Пьяного бора». В конце 1880-х — начале 1890-х годов он вместе с Левитаном, Пастернаком и другими художниками служил преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1891 году Переплетчиков выпускает самостоятельный альбом пейзажных рисунков (перо, уголь, карандаш), свидетельствующих о внимательном изучении творчества И. И. Шишкина. В 1892 году Переплетчиков вместе с А. А. Киселевым, Н. А. Клодтом, Л. О. Пастернаком, А. С. Степановым и И. И. Шишкиным принимает участие в графическом оформлении московского журнала изящных искусств и литературы «Артист», выполняет рисунки в литературном сборнике. Умер в 1918 г. В городе Москва. Примеры его работ представлены в приложении 1 рис.2.

1.3. Аполлинарий Михайлович Васнецов

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку. В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года. Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве. В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника. Пример его работ представлен в приложении 1 рис.3.

1.4. Андрей Николаевич Шильдер

Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) — русский художник-пейзажист. Писал также театральные декорации. Родился в семье художника Н. Г. Шильдера. Специального художественного образования не имел — учился у И. И. Шишкина, посещая его мастерскую. В 1879 году ездил с ним в Крым, в 1893 году — в Беловежскую пущу. Начиная с 1885 года Шильдер много работал в иллюстрированных журналах: «Север», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Ласточка», «Новь» и «Артист». В 1903 году Шильдер стал академиком пейзажной живописи. Особую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля — «Город», которую художник написал к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года. Работы А. Н. Шильдера представлены во многих областных художественных музеях и галереях: в Третьяковской галерее, Русском музее, Владимиро-Суздальском художественном музее-заповеднике, Ставропольской картинной галерее. А. Н. Шильдер также был прекрасный шахматист. Умер и похоронен в Петрограде. Пример его работ представлен в приложение № 2 рис.4.

 

1.5. Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург

Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 [11 января 1833], Санкт-Петербург — 16 [29] мая 1902, там же) — русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта, двоюродный брат художника Михаила Петровича Клодта. Михаил Константинович Клодт родился 30 декабря 1832 [11 января 1833 год], а в Санкт-Петербурге в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. В раннем детстве Михаил Константинович был нелюдим. Первоначально он поступил в Корпус горных инженеров, где обучался горному делу, но учёба не нравилась Михаилу, и он часто пропускал занятия. Лишь занятия по рисованию, которые в корпусе вёл Иван Фомич Хруцкий, вызывали в нём удовлетворение. Его преподаватель также разглядел в своём ученике будущий талант. В 1851 году 18-летний Михаил Клодт поступил в Императорскую Академию художеств, где с большим увлечением проходил обучение в классе М. Н. Воробьева, преподававшего пейзажную живопись. В 1853 году он за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников. По свидетельству летописца семьи Григория Клодта, молодой художник отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов. В 1855 году он был удостоен большой серебряной медали, а в 1857 году за написанную в 1854 году картину «Вид на острове Валаам» ему была вручена малая золотая медаль, а само полотно было выставлено на академической выставке 1857 года и получило хорошие критические отзывы. После окончания Академии художеств в 1858 году он получил звание художника первой степени, а за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» ему была вручена большая золотая медаль и право на поездку за государственный счёт в Европу сроком на три года. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Клодт, и следующее десятилетие его жизни связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. Из его работ этого периода интересны «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. В 1886 году он был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть, и вместе с сыном от первого брака Борисом он жил в снятой внаём небольшой квартире на Коломенской улице. Борис Михайлович умер в 1899 году. Имя самого Михаила Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. О последних годах его жизни практически ничего не известно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей. Скончался Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года. Пример его работ представлены в приложении № 2 рис.5.

1.6. Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов). В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Николая Александровича Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днём» и «Рассвет в степи». Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1858 году. В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова. В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции». В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874). С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи. Последние годы жизни художник провёл в нужде. А. К. Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Пример его работ  представлен в приложении № 3 рис.6.

1.7. Константин Фёдорович Богаевский

Константин Фёдорович Богаевский (12 [24] января 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист из Феодосии, условно относимый к киммерийской школе. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Стержневая тема его творчества — древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем. В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость»). После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский. С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»). После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка. Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В это время художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего. Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей. Пример его работ отображён в приложении № 4 рис.7.

1.8. Николай Константинович Рерих

Никола́й Константи́нович Ре́рих (27 сентября (9 октября) 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947 года, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909). В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Кавалер нескольких российских и иностранных наград. В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»), активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций. С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и масонством. Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава. С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха. Сообщества последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России. Пример его работ  представлен в Приложении № 4 рис.8.

1.9. Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Айвазовский был в первую очередь маринист. Зачастую сюжет картины является лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте. Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков. В 1845 году морская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и с видами Константинополя. Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века ознаменовались рядом крупных для художника событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году. В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Она явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. Айвазовский первый среди русских художников (задолго до организации «Товарищества передвижных выставок») стал устраивать выставки картин не только в Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, однако далеко не все из нескольких тысяч картин художника получали положительные отзывы у критиков. Его упрекали в повторяемости и излишней красочности сюжетов. Достоевский сравнивал преувеличенную эффектность пейзажей художника и скорость с которой он производил на свет свои «закаты» и «восходы» с писательской производительностью А. Дюма. Но при этом, тот же Достоевский отмечал: «Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре». Его работы представлены в приложении № 3 рис.9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Природа России на полотнах русских художников

Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России. На пейзажах живописцев можно проследить удивительную историю путешествий великих художников. Уникальные картины отражают удивительный и красочный мир природных зон. Буйство красок природы наглядно отражается в живописи.

Первое наше  путешествие в зону арктических пустынь и зону тундры. Характерные черты природных зон мы можем проследить в живописи Александра  Борисова.  Картина «Весенняя полярная ночь» (Приложение № 4 рис.10) была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо с выставки, а вместе с ней — еще около 60 картин и этюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями по Новой Земле. Картины были действительно уникальными: зиму художники писали и раньше, но до Борисова никто из художников не отправлялся с этюдниками так далеко на север. В путевых заметках художник-первооткрыватель описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в путешествии. Да и книгу воспоминаний он назвал соответствующе — «В стране холода и смерти». И тем не менее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого он больше не писал. Пейзажи он увековечивал на холстах, а современников-живописцев — на карте. Ледник Третьякова, мысы Куинджи и Шишкина, Крамского и Васнецова, Верещагина и Репина появились на карте Новой Земли после экспедиций Александра Борисова.

На полотнах Александра Борисова — бесконечные снежные равнины и скупые солнечные лучи. Несмотря на замерзающие пальцы, густеющие от мороза краски и ломающиеся кисти, художник проводил за холстом долгие часы, чтобы передать вкрадчивую красоту местных пейзажей и едва уловимые нюансы света. Мы можем лицезреть это на картине «На Мурмоне близ гавани» (Приложение № 4 рис.11)

«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах — всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды»,- писал Илья Репин.

Следующее путешествие будет в лесотундру. Василий Переплетчиков — еще один художник, влюбившийся в неласковую северную природу. Свои первые работы он писал на Волге, в них чувствовалось влияние мэтров-пейзажистов Ивана Шишкина и Исаака Левитана. Именно в путешествиях по Архангельской губернии Переплетчиков нашел главные темы своих картин и обрел самобытный почерк. На протяжении 12 лет художник отправлялся в длительные поездки, как он сам говорил, «опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям». На картине «Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (рис.12) ярко переданы черты лесотундры. Современники с большим интересом следили за работой Переплетчикова и называли его «восторженным певцом дальнего Севера». «Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные, и в душу невольно заползает мистический ужас», - описывал Василий Переплетчиков.

Далее нас ждёт ещё более интересное место – тайга. Аполинарий Васнецов любил изображать тайгу. Яркий пример этого картина «Тайга на Урале. Синяя гора.» (Приложение № 5 рис.13). Его называют мастером эпического пейзажа. В поисках необычной натуры живописец много путешествовал по Украине, Крыму, Кавказу, Италии и Швейцарии. Но по-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала и Сибири. «Художник, который пишет по впечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал по этюдам собирательный былинный образ. Природа в его картинах становилась более таинственной и величественной, чем в реальности. Чем дольше присматриваешься к картине, тем больше укрепляется ощущение, что из таежной чащи вот-вот появится Иван-царевич на Сером волке с картины Виктора Васнецова, старшего брата Аполлинария Васнецова. «Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край: те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор, вместо одиночек елей — гигантские кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет и делал, что писал уральские пейзажи», - описывал Аполлинарий Васнецов.

Не менее интересное путешествие будет в русский лес. Лес разнообразен своей растительностью и природой. Но покорил лес - Андрей Шильдер. Он, как и другие представители питерского лагеря пейзажистов, свои картины придумывал, а не писал с натуры. Художник хранил целые альбомы с зарисовками деревьев, а потом компоновал их под каждую новую картину. Сейчас «Березовый лес» (Приложение № 5 рис.14) находится в собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. О его работах писал Яков Минченков: «Ему ничего не стоило сделать на товарищеском вечере сложный рисунок соснового леса или опушку березовой рощи. И надо отдать справедливость — дерево он знал и легко справлялся со всеми трудностями в передаче листвы».

         Далее, мы отправляемся с вами в путешествие в лесостепь. Лесостепь прекрасно изображал в своих картинах Михаил Клодт. Его часто называют мастером лирического пейзажа. Художник бывал в Швейцарии и Франции, но ни заграничная природа, ни европейская школа живописи его не заинтересовали. Расцвет творчества Михаила Клодта случился после возвращения в Россию, когда он увлекся сельскими пейзажами. Картина «Волга под Симбирском» (приложение  № 5 рис.15) написана художником в то время, когда он оставил Товарищество передвижников и отправился путешествовать по стране. Сейчас картина находится в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. О его работах очень лестно отзывался Владимир Стасов: «Клодт ищет только схватить русскую природу во всей ее неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины».

Далее нас ждёт степь. Одним из мастеров передачи этой природной зоны у себя на картинах был Алексей Саврасов. В 1849 году, когда Алексей был начинающим художником, он отправился за вдохновением на Юг России. Бескрайние степные просторы и высокое прозрачное небо поразили его воображение. Вернувшись, он написал серию пейзажей, и критики заговорили о нем как о надежде русского искусства. Одной из ключевых работ этого времени стала картина «Степь днем» (Приложение № 6 рис.16), где степь предстает расстилающимся до горизонта пространством, наполненным мягким золотистым светом. Сейчас она хранится в Русском музее.  

Следующей природной зоной, куда мы отправимся, станет полупустыня. Константин Богаевский один из самых лучших художников, которые передавали весь колорит полупустыни. Он много времени уделял изучению истории и даже создал особый жанр «археологического», или исторического, пейзажа. Чаще всего в его картинах возникал образ древней Киммерии, воплощенный в видах родной Феодосии. Генуэзская крепость на картинах художника — не просто символ города, но и образ, соединяющий старинный город Кафа с Феодосией XX века. Его мастерство можно увидеть на картине «Старая Феодосия» (приложение № 6 рис.17).

После полупустыни мы отправляемся в пустыню. Николай Рерих один из тех, кто умел рисовать пустыню такой, какая она есть. На примере картины «Корабль пустыни (одинокий путник)» (приложение № 6 рис.18) мы можем увидеть это. Он не просто художник, он философ и путешественник. Его пейзажи — удивительный пример мистического реализма, когда вполне привычные предметы обретают глубинное символичное значение. Виды пустыни художник пишет во время научной экспедиции, совмещая работу исследователя с написанием картин и созданием философских очерков.

«Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования», описывал работы Н.К. Рериха Дмитрий Лихачев.

Последней природной зоной в нашем путешествии станут – субтропики. Иван Айвазовский очень любил изображать их на своих картинах. Он выбрал для себя три ведущие темы: изображение морской стихии, исторических баталий и крымских пейзажей. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью. Уловить ее ускользающие оттенки так же непросто, как и запечатлеть сменяющие друг друга морские волны. На картине «Вечер в Крыму. Ялта» (приложение № 7 рис.19) художник сумел передать блики закатного солнца. Звучные лилово-розовые тона на дальнем плане бледнеют в тени скал. Пройдет еще несколько минут, солнце опустится в море — и цветовая гамма преобразится.

«…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае,  и не только у нас, а в истории искусства вообще»,- отзывался о художнике  Иван Крамской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту. Знакомство с этим жанром способствует эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

В ходе  нашей работы мы изучили информацию о художниках, которые рисовали природу России, теперь мы знаем о талантливых живописцах чуть больше, чем ранее. Наши знания об искусстве живописи, образах России впечатляют своим многообразием. Самым сложным, оказалось, сопоставить картины художников и подобранный материал  с изучаемой  территорией России, но благодаря этому теперь мы владеем умением анализировать и систематизировать информацию. В ходе работы мы также улучшили свои навыки оформления  проекта.  Результатом своей работы мы довольны. Работа получилась интересная, информативная и познавательная, цели и задачи были достигнуты. Материал проекта в дальнейшем может быть использован на уроках географии, краеведения, классных часах для знакомства не только с творчеством великих художников, но также с русской природой и её красотой, с богатством и многообразием нашего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.     https://www.culture.ru/materials/102951/priroda-rossii-na-polotnakh-russkikh-khudozhnikov

2.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

3.     http://ayvazovskiy.su/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B/

4.     https://gallerix.ru/album/Roerich

5.     https://www.culture.ru/materials/134844/kraski-kisti-arktika-khudozhestvennaya-ekspediciya-aleksandra-borisova

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Работы известных мастеров в иллюстрациях

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Borisov_Winter_tale.jpg/320px-Borisov_Winter_tale.jpg

Рис.1 «Зимняя сказка»

 

Картинки по запросу «Зимой в лесу», 1895 год.

Рис.2 «Зимой в лесу»

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Twilight_%28Vasnetsov%29.jpg/1920px-Twilight_%28Vasnetsov%29.jpg

Рис.3 «Сумерки»

 

Приложение 2

Работы известных мастеров в иллюстрациях

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e4/The_Stream_in_Forest.jpg/1280px-The_Stream_in_Forest.jpg

Рис.4 «Ручей в лесу»

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%90%D0%B0_%D0%B2_%D0%9B%D0%B8%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8._%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%82.jpeg

Рис.5 «Долина реки Аа в Лифляндии»

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2._%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6._%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5.jpeg

Рис.6 «Пейзаж. Село Волынское

Приложение 3

Работы известных мастеров в иллюстрациях

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Bogaevsky_Kimmerya.jpg

Рис.7 «Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж)»

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/Messenger_%281897%29_by_Nikolai_Roerich.jpg

Рис.8 «Гонец (Восстал род на род)»

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Aivazovsky_Chaos_1841.jpg/800px-Aivazovsky_Chaos_1841.jpg

Рис.9 «Хаос. Сотворение мира»

Приложение 4

Работы известных мастеров в иллюстрациях

 

Рис.10 «Весенняя полярная ночь»

 

https://b1.culture.ru/c/411098.800xp.jpg

Рис.11 «На Мурмоне близ гавани»

 

Переплетчиков. Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя. 1907

Рис.12 «Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя»

 

 

Приложение 5

Работы известных мастеров в иллюстрациях

 

https://b1.culture.ru/c/411127.800xp.jpg

Рис.13 «Тайга на Урале. Синяя гора»

 

https://b1.culture.ru/c/411258.800xp.jpg

Рис.14 «Березовый лес»

 

https://b1.culture.ru/c/411277.800xp.jpg

Рис.15 «Волга под Симбирском»

 

Приложение 6

Работы известных мастеров в иллюстрациях

https://b1.culture.ru/c/411360.800xp.jpg

Рис.16 «Степь днем»

 

https://b1.culture.ru/c/411365.800xp.jpg

Рис.17 «Старая Феодосия»

 

https://b1.culture.ru/c/411372.800xp.jpg

Рис.18 «Корабль пустыни (одинокий путник)»

 

 

 

Приложение 7

Работы известных мастеров в иллюстрациях

 

https://b1.culture.ru/c/411392.800xp.jpg

 

Рис.19 «Вечер в Крыму. Ялта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Индивидуальный итоговый проект

Индивидуальный итоговый проект

Содержание

Содержание

Введение Природа может дать нам всё необходимое

Введение Природа может дать нам всё необходимое

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Глава 1. Краткая информация о русских художниках, рисовавших пейзажи

Глава 1. Краткая информация о русских художниках, рисовавших пейзажи

Красноборске на Усть- Евдском кладбище

Красноборске на Усть- Евдском кладбище

Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования

Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования

Нобеля — «Город», которую художник написал к

Нобеля — «Город», которую художник написал к

Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885)

Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885)

Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей

Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей

Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда

Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда

Вёл активную общественную деятельность, был связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и масонством

Вёл активную общественную деятельность, был связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и масонством

Тифлисе и других. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, однако далеко не все из нескольких тысяч картин художника получали положительные отзывы у критиков

Тифлисе и других. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, однако далеко не все из нескольких тысяч картин художника получали положительные отзывы у критиков

Глава 2. Природа России на полотнах русских художников

Глава 2. Природа России на полотнах русских художников

Архангельской губернии Переплетчиков нашел главные темы своих картин и обрел самобытный почерк

Архангельской губернии Переплетчиков нашел главные темы своих картин и обрел самобытный почерк

Художник бывал в Швейцарии и Франции, но ни заграничная природа, ни европейская школа живописи его не заинтересовали

Художник бывал в Швейцарии и Франции, но ни заграничная природа, ни европейская школа живописи его не заинтересовали

Н.К. Рериха Дмитрий Лихачев.

Н.К. Рериха Дмитрий Лихачев.

Заключение Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту

Заключение Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту

Список использованных источников и литературы 1

Список использованных источников и литературы 1

Приложение 1 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 1 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 2 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 2 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 3 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 3 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Прило ж ение 4 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Прило ж ение 4 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 5 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 5 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 6 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 6 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 7 Работы известных мастеров в иллюстрациях

Приложение 7 Работы известных мастеров в иллюстрациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2020