«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Оценка 4.7

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Оценка 4.7
doc
04.05.2020
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
заячьи лапы.doc

Литература    5кл.                   9.03.16г

 

Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

ЦЕЛЬ:  формировать умение анализировать художественное произведение, учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся; развивать у учащихся критическое мышление; воспитывать у детей чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

                                               ХОД УРОКА

                                                 Человек должен жить в сфере добра,  эта сфера добра создастся им самим.

                                                  Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро.

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний. Стадия «Вызов».

- Опрос учащихся

- Индив.раб.со слабыми(карт)-Дурдиев,Арсамерзуев,Забираев,Ихаев,Барзаев,Яхъяев

III. Изучение новой темы

1) Слово учителя

- Прочитайте эпиграф. Как вы поняли, что такое сфера добра? (добрые дела, добрые чувства, память на добро). Что же такое «доброта»? Давайте заглянем  в «Толковый словарь» Ожегова (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение):

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным»

-Составим кластер.

 

 


Скругленный прямоугольник: ДелаСкругленный прямоугольник: ПамятьСкругленный прямоугольник: Чувство                                 

 

 

 


Волна: Соучастие  

 

Волна: ПомощьВолна: Милосердие 

 

Волна: Отзывчивость 

 

 

 


- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

2) Работа по группам:

1группа – Начертите систему образов произведения в виде схемы, составьте словесный портрет героев, используя понятия, которые мы вынесли в кластер;

2 группа – работа с пословицами. Выберете  из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме .

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

От добра добра не ищут.

Красота до вечера, а доброта навек.

Жизнь дана на добрые дела.

Проверка работы групп. После того как схема образов произведения  будет составлена, начинаем вспоминать поступки героев, выяснять их причины и обобщать всё, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каждого, особенно главных героев рассказа.

                      Примерная схема образов произведения:

 Дед  Ларион: отзывчивый; робкий; добрый; заботится о зайце.

Ваня Малявин: упорный; заботливый; старательный; шустрый; очень добрый;отзывчивый.

Бабка Анисья:любопытная; жалостливая; душевная; Добрая.

Ветеринар:злой;невоспитанный; равнодушный;жестокий; грубый

Аптекарь:нервный; сердитый; раздражённый, но добрый;помогает найти доктора.

Доктор Карл Петрович:интеллигентный; образованный; строгий; добрый; помогает  вылечить зайца;

проявляет сострадание и милосердие.

3) Вопросы учителя: приём «Толстый и тонкий вопросы».

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! )

- Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?

- Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре? (Доброта одних и равнодушие других)

- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

- Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.   Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, затем понимания и откровения).

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?

(Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку).

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

4) Стадия  «Рефлексия». Составьте  синквейны, относящиеся к теме урока. 1 ряд  по теме «Природа», 2 ряд – по теме «Человек».  Пример синквейнов:

  1.   Человек

  Ответственный, отзывчивый

  Слушает, учится, сопереживает

     Человек должен слышать голос природы

      Часть природы

2. Природа

Щедрая, не всегда спокойная

      Дарит, приходит на помощь, не помнит зла

      Берегите природу!

      Наша планета

IV. Итог урока

Дети читают свои синквейны. Коллективное обсуждение.

- Вернёмся к кластеру:  какие добрые дела мы должны совершить, чтобы природа ответила нам тем же? ( Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей).

V. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5-м классе произведений Паустовского

 


Литература 5кл. 9

Литература 5кл. 9

Бабка Анисья:любопытная; жалостливая; душевная;

Бабка Анисья:любопытная; жалостливая; душевная;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020