Урок « Природа и люди Древней Индии»
Цели:
· дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев;
· развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию;
· формировать аналитические и практические навыки;
· воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира;
· приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1-ый ученик:(прил. 1) Задание 1 (железа, Хаммурапи, Двуречье)
2-ый ученик: (прил. 2) Задание
2 (а1-б/Мидия, а2- в/богатство, а3- г/Кир Великий,
а4-в/ 10тыс. «бессмертных», в1-
Дарий 1
3-ый ученик: ответ у доски
-какие три государства Передней Азии были самыми могущественными к началу 6 века до н.э? (Лидия, Мидия, Вавилония)
-при каком правителе персы начали завоевания? (при царе Кире)
-Дарий-Кир-Камбиз. Что объединяет эти имена?
III. Объяснение нового материала
Ребята, прежде чем мы познакомимся с новой древнейшей цивилизацией для нас, давайте вспомним, с какими государствами мы уже познакомились.
Перечислите страны, расскажите о географическом положении Древнего Египта, Финикии, Междуречья (выход к карте)
Теперь мы поиграем в игру «Слово - страна»:
Нил – Египет
Стекло – Финикия
Иероглиф – Египет
Хаммурапи - Вавилонское царство
Пирамиды - Египет
Клинопись – Междуречье
Ниневия - Ассирия
Дарий I - Персидская
Ребята, я вижу, вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос ответите сами,после того, как послушаете мои подсказки.
Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии". Запишите число и тему урока в тетрадь.
Откройте учебник п.20.
-Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения)
У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия.
План путешествия:
1. Географическое положение и природа Древней Индии.
2. Хозяйство и жизнь населения Древней Индии.
3. Верования индийцев.
Внимание мы отправляемся в волщебную страну ,именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия
Итак, мы начинаем наше путешествие. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться.
Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Карта, необходимая нам, находится в учебнике на стр. .
Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.
-А кто нам скажет что такое ПОЛУОСТРОВ?
Найдем на карте.
Ø СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Индия-страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.
Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?
-На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма» - означает «поднебесное жилище богов».
В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг).
-Найдите их на карте.
Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата:
1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки;
2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил;
3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году.
Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки.
Почему? (ответы обучающихся).
Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли.
Работая с текстом учебника (пункт 2), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
- Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки вареного риса и молили: "Угощайтесь, змеи, но нас не трогайте".
Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.
Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. Она давала людям молоко, из которого делали простоквашу, масло и потому Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей. Самые благочестивые индийцы не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником
Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие.
Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче.
Давайте вспомним, когда люди научились обрабатывать железо – 10 век до н.э.
Посмотрите на рисунок и скажите, что выращивали индийцы?
Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
-Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…
-Этого не может быть, ты лжёшь!
-Нисколько… Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.
-Враньё! На свете нет ничего слаще мёда!
Подумайте,лгал ли путешественник. О чем он говорил? (Хлопок, сахар)
Вопрос №3 нашего плана давайте совместно разберем. Я буду приводить факты а вы попробуйте делать выводы из этих фактов.
Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.
Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками
Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона; с особым почтением они относились к корове, в связи с чем не ели говядины…
Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству
Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное- человеком.
Вывод: они не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.
Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте пропусков (работа с текстом).
Индия расположена на юге материка_______________.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________.Берега Индии с запада, с востока и юга омывает _______________________ океан.Самые многоводные реки Индии – это _________________________ . Густые, непроходимые леса Индии называются ___________________. Индийцы называли __________________ матерью, божественной кормилицей.
Запишите домашнее задание.
Параграф 20,
Итог урока.
-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «волшебная страна»?
-Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?
Оценивание себя детьми.
1. Вам понравилось наше путешествие?
2. Что вам больше всего запомнилось?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 1
Впишите недостающие слова и буквы.
Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его название ________________________ .
Кто мог сказать?
«Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого!
Я дал сиять справедливости в стране!» ___________________________
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д _ _ _ _ _ _ е.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 2 Тест «Держава «царя царей»
А1. Укажите крупнейшее государство Западной Азии в VI в.
а) Индия
б) Мидия
в) Египет
г) Нубия
А2. Человека сравнивают с лидийским царем Крезом, когда стремятся подчеркнуть его:
а) ум
б) могущество
в) богатство
г) образованность
А3. Своего могущества Персидская держава достигла при:
а) Тутмосе I
б) Ашшурбанапале
в) Хаммурапи
г) Дарии I
А4. Главную силу персидского войска составляли:
а) рабы
б) ассирийская конница
в) 10 тысяч «бессмертных»
г) жители покоренных областей
В1. Кто так говорил? «Я царь - великий, царь царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой»
Ответ:___________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.