Природа РФ. История развития земной коры

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 20.Природа РФ. История развития земной коры.docx

Урок географии в 8 классе

Тема: Природа РФ. История развития земной коры

Цели: формирование мировоззрения у школьников о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

Ход урока

Оргмомент.

I. Проверка знаний.

1.                            Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).

2.                            Чем объясняется разнообразие рельефа страны?

3.                            Почему горы расположены на востоке и юге страны?

4.                            Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?

5.                            Назовите и покажите высшую и низшую точку России.

II. Изучение нового материала.

На доске записываются вопросы:

- Что необходимо знать о земной коре?

- Как изучают историю развития земной коры?

- Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.

Методы исследования геологов:

- палеонтологические;

- радиологические;

- стратиграфические.

- Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.

Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Иркутской области? Тайшетского района?

- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

III. Закрепление. Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

IV. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

V. Домашнее задание: п.14, выучить термины, ответить на вопросы № 5 и 6, с.70 учебника.