Природа РФ. История развития земной коры
Оценка 4.6

Природа РФ. История развития земной коры

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Природа РФ. История развития земной коры
20.Природа РФ. История развития земной коры.docx

Урок географии в 8 классе

Тема: Природа РФ. История развития земной коры

Цели: формирование мировоззрения у школьников о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

Ход урока

Оргмомент.

I. Проверка знаний.

1.                            Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).

2.                            Чем объясняется разнообразие рельефа страны?

3.                            Почему горы расположены на востоке и юге страны?

4.                            Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?

5.                            Назовите и покажите высшую и низшую точку России.

II. Изучение нового материала.

На доске записываются вопросы:

- Что необходимо знать о земной коре?

- Как изучают историю развития земной коры?

- Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учителя. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Геология (греч. “гео” - земля, “логос” - учение) – одна из важнейших наук о Земле. Она занимается изучением состава, строения, истории развития Земли и процессов, протекающих в её недрах и на поверхности.

Методы исследования геологов:

- палеонтологические;

- радиологические;

- стратиграфические.

- Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Относительная геохронология заключается в определении относительного возраста горных пород, который даёт представление о том, какие отложения в земной коре являются более молодыми и какие более древними. Она оперирует понятиями “раньше” - “позже” в смысле временной последовательности, а потому геохронологические подразделения следуют друг за другом как “ранний” - средний – поздний”.

Кроме того, для изучения последовательности горных пород существует наука стратиграфия (от лат. “stratum” - слой и греч. “grapo” - пишу) – раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения. Стратиграфия оперирует понятиями “ниже – выше” в смысле последовательности напластования слоёв, а потому стратиграфические подразделения следуют друг за другом как “нижний – средний – верхний”.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

Четвертичный период, или антропоген – геологический период, современный этап истории Земли, завершает кайнозой. Начался 2, 588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Это самый короткий геологический период, но именно в нём сформировалось большинство современных форм рельефа и произошло множество существенных (с точки зрения человека) событий истории Земли, важнейшие из которых – ледниковая эпоха и появление человека.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу: Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

Вопрос.: В какое геологическое время образовались породы, сложившие верхние пласты осадочных пород на территории Иркутской области? Тайшетского района?

- Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

III. Закрепление. Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

IV. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

V. Домашнее задание: п.14, выучить термины, ответить на вопросы № 5 и 6, с.70 учебника.


 

Урок географии в 8 классе Тема:

Урок географии в 8 классе Тема:

Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях

Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021