Произведение русской классической литературы, речь о котором пойдет далее, относится к эпохе шестидесятых годов Х1Х столетия. Исходя из этого надо признать, что современный читатель, а мы говорим конкретно об учащихся 10 класса, на долю которых « выпадает» знакомство с романом И .С .Тургенева «Отцы и дети», с трудом, а иногда и с явным нежеланием начинает погружаться в бытовые, идеологические и иные реалии той эпохи.
Поэтому, стремясь преодолеть трудности, связанные с пониманием событий полуторавековой давности, мы обратимся к тому явлению, которое понятно , и современному читателю , а именно к ПРИРОДЕ, ведь о ней так мастерски говорит И .С. Тургенев на страницах своего уникального романа.
Природа - храм.docx
Бесспорно: Иван Сергеевич Тургенев в совершенстве
владеет богатствами родной речи, он великолепный
обладатель всех тех сокровищ, которыми обладает
русский язык.
В предисловии к французскому переводу романа
писатель Проспер Мериме восхищался совершенством
тургеневского стиля и замечал при этом: «Русский язык
создан для поэзии, он необычайно богат и в особенности
замечателен тонкостью выражаемых оттенков».
Мастерски используя эти свойства родной речи,
Тургенев находит в слове такие оттенки , которые
передают сущность явления.
Вот как изображается пейзаж во второй главе
романа. И уже не автор нам говорит , а мы сами,
читатели, погружаемся в этот мир. Мы видим
«деревеньки с низкими избенками под темными, часто
до половины разметанными крышами « ( и хотя слова
как будто имеют уменьшительно-ласкательную форму,
на самом деле, эта форма говорит о скудной, нищенской
жизни этих людей, которые так близки автору и теперь
уже нам.) Мы можем предположить, что всего
вероятнее, эту солому снимают с крыши ,чтобы
прокормить голодную скотину .А сравнение «как нищие
в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной
корой и обломанными ветвями» говорит о беспросветной
бедности живущих здесь людей.
Да вот и они , эти мужички, «обтерханные, на плохих
клячонках» проезжают мимо нас к своему хозяйству .А
оно такое скудное, такое нищенское…»покривившиеся
молотильные сарайчики, опустелые гумна»…Все это
вызывает в нас боль. А ведь это , по словам автора,
весна, пожалуй, самое лучшее время года, полное
надежд , а мы видим «белый призрак безотрадной
,бесконечной зимы с ее метелями и снегами»
Но неужели все так и будет безрадостно и уныло?
Нет. Конечно , нет! Вот Николай Петрович, вспоминая
Базарова, который отвергает поэзию, не сочувствует
художеству, природе ( мы то знаем, придет время и все
изменится в душе нигилиста) посмотрел вокруг : вот она
красота
и прелесть русской природы .Все кажется прекрасным :
и дальняя осиновая роща, озаренная «теплым светом»
заходящего солнца, и «неподвижные поля» и «бледно-
голубое небо, чуть обрумяненное зарей» .И мы
восклицаем вместе с милым Николаем Петровичем: «Как
хорошо, боже мой !» Ну неужели этим можно не восхищаться? Что же, Базаров вовсе этого не
замечает , не чувствует?
Конечно , Базаров любит природу, но любит как
ученый естество-испытатель, утверждая, что» природа-
не храм, а мастерская» Он против восторженного
созерцания, он на первое место ставить необходимость
ее изучения, ищет прежде всего в природе разумное
начало .
Но все изменится , когда в его жизнь ворвется , не
спрашивая разрешения, любовь.
И вот тогда-то внутренний процесс познания
истинной любви заставит Базарова по-новому
почувствовать природу .Он, объясняясь Одинцовой в
любви, вдруг услышит «таинственное шептание»
листьев, увидит темную, мягкую ночь, ощутит ночную
свежесть…Любовь озарит новым светом окружающий
мир ,и этот мир уже не мастерская, это храм, в который
с трепетом и тревогой входишь, чтобы помолиться этому
божеству, которое всевластно и всеобъемлюще.
Но наш герой , поняв так много, все же умирает. И
все … Все умерло с ним? Посмотрите внимательнее:
перед нами заброшенное сельское кладбище, здесь
царит вечный покой, но «какое бы страстное, грешное,
бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы,
растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими
невинными глазами; не об одном вечном спокойствии
говорят нам они, о том великом спокойствии
«равнодушной природы», они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной…»
Да, именно о примирении бунтаря Базарова с этим
прекрасным миром , с этим «храмом», говорят цветы,
выросшие на его могиле, потому что бессильна борьба
«грешного, бунтующего сердца» с природой, любовью и
смертью. Ибо они: ПРИРОДА, СМЕРТЬ, ЛЮБОВЬ -
непобедимы!
Природа-храм?
Природа-храм?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.