Природа-храм?
Оценка 4.9

Природа-храм?

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература
10 кл
22.12.2018
Природа-храм?
Произведение русской классической литературы, речь о котором пойдет далее, относится к эпохе шестидесятых годов Х1Х столетия. Исходя из этого надо признать, что современный читатель, а мы говорим конкретно об учащихся 10 класса, на долю которых « выпадает» знакомство с романом И .С .Тургенева «Отцы и дети», с трудом, а иногда и с явным нежеланием начинает погружаться в бытовые, идеологические и иные реалии той эпохи. Поэтому, стремясь преодолеть трудности, связанные с пониманием событий полуторавековой давности, мы обратимся к тому явлению, которое понятно , и современному читателю , а именно к ПРИРОДЕ, ведь о ней так мастерски говорит И .С. Тургенев на страницах своего уникального романа.
Природа - храм.docx
Бесспорно: Иван Сергеевич Тургенев в совершенстве владеет богатствами родной речи, он великолепный обладатель всех тех сокровищ, которыми обладает русский язык. В предисловии к французскому переводу романа писатель Проспер Мериме восхищался совершенством тургеневского стиля и замечал при этом: «Русский язык создан для поэзии, он необычайно богат и в особенности замечателен тонкостью выражаемых оттенков». Мастерски используя эти свойства родной речи, Тургенев находит в слове такие оттенки , которые передают сущность явления. Вот как изображается пейзаж во второй главе романа. И уже не автор нам говорит , а мы сами, читатели, погружаемся в этот мир. Мы видим «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами « ( и хотя слова как будто имеют уменьшительно-ласкательную форму, на самом деле, эта форма говорит о скудной, нищенской жизни этих людей, которые так близки автору и теперь уже нам.) Мы можем предположить, что всего вероятнее, эту солому снимают с крыши ,чтобы прокормить голодную скотину .А сравнение «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями» говорит о беспросветной бедности живущих здесь людей. Да вот и они , эти мужички, «обтерханные, на плохих клячонках» проезжают мимо нас к своему хозяйству .А оно такое скудное, такое нищенское…»покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна»…Все это вызывает в нас боль. А ведь это , по словам автора, весна, пожалуй, самое лучшее время года, полное надежд , а мы видим «белый призрак безотрадной ,бесконечной зимы с ее метелями и снегами» Но неужели все так и будет безрадостно и уныло? Нет. Конечно , нет! Вот Николай Петрович, вспоминая Базарова, который отвергает поэзию, не сочувствует художеству, природе ( мы то знаем, придет время и все изменится в душе нигилиста) посмотрел вокруг : вот она красота и прелесть русской природы .Все кажется прекрасным : и дальняя осиновая роща, озаренная «теплым светом» заходящего солнца, и «неподвижные поля» и «бледно- голубое небо, чуть обрумяненное зарей» .И мы восклицаем вместе с милым Николаем Петровичем: «Как хорошо, боже мой !» Ну неужели этим можно не восхищаться? Что же, Базаров вовсе этого не замечает , не чувствует? Конечно , Базаров любит природу, но любит как ученый естество-испытатель, утверждая, что» природа- не храм, а мастерская» Он против восторженного созерцания, он на первое место ставить необходимость ее изучения, ищет прежде всего в природе разумное начало . Но все изменится , когда в его жизнь ворвется , не спрашивая разрешения, любовь. И вот тогда-то внутренний процесс познания истинной любви заставит Базарова по-новому почувствовать природу .Он, объясняясь Одинцовой в любви, вдруг услышит «таинственное шептание» листьев, увидит темную, мягкую ночь, ощутит ночную свежесть…Любовь озарит новым светом окружающий мир ,и этот мир уже не мастерская, это храм, в который с трепетом и тревогой входишь, чтобы помолиться этому божеству, которое всевластно и всеобъемлюще. Но наш герой , поняв так много, все же умирает. И все … Все умерло с ним? Посмотрите внимательнее: перед нами заброшенное сельское кладбище, здесь царит вечный покой, но «какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы», они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Да, именно о примирении бунтаря Базарова с этим прекрасным миром , с этим «храмом», говорят цветы, выросшие на его могиле, потому что бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца» с природой, любовью и смертью. Ибо они: ПРИРОДА, СМЕРТЬ, ЛЮБОВЬ - непобедимы!

Природа-храм?

Природа-храм?

Природа-храм?

Природа-храм?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018